Исход 25 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В то время ГОСПОДЬ сказал Моисею:
2 «Призови сынов Израилевых к тому, чтобы собрали они для Меня приношения. Собирающие эти дары пусть принимают от каждого то, что он с радостью пожелает Мне дать.
3 И вот что можно принимать: золото, серебро, медь,
4 пряжу голубую, пурпурную и алую, тонкие ткани льняные,1 козью шерсть,
5 красные шкуры бараньи и другие кожи тонкой выделки,2 древесину акации,
6 елей3 для светильника, благовония для елея помазания и для ароматичных курений;
7 камень оникс и другие драгоценные камни, которые в соответствующей оправе могут быть закреплены на эфоде4 или нагруднике.
8 И пусть устроят Святилище Мне — Я буду пребывать среди них.
9 Это место Моего пребывания — Скинию5 и всё, что в ней, — сделайте в полном соответствии с тем образцом,6 что Я теперь покажу тебе.
10 Ковчег из дерева сделайте, из акации; длиной он должен быть в два локтя с половиной, шириной — в полтора и высотой в полтора локтя.7
11 Чистым золотом обложи его внутри и снаружи, и сделай по верхнему краю литой обвод из золота.
12 Отлей для ковчега четыре кольца из золота и прикрепи их на всех нижних углах: два кольца — на одной стороне, и два кольца — на другой.
13 Сделай шесты из акации и покрой их золотом.
14 Шесты эти нужно будет вставить в кольца с обеих сторон ковчега — так можно будет носить его.
15 Шесты всегда должны быть в кольцах ковчега, никогда не следует вынимать их оттуда.
16 В ковчег же положи скрижали Закона,8 которые Я дам тебе.
17 Верхнюю часть ковчега, Покров примирения,9 тоже из чистого золота сделай. Длиной, как и сам ковчег, в два с половиной локтя пусть он будет, а шириной — в полтора.10
18 На обоих концах его помести двух херувимов золотой чеканки —
19 по одному с того и другого края. Херувимы должны быть сделаны так, чтобы были они одно целое со златым Покровом примирения
20 и стояли друг к другу лицом. Крылья херувимов должны простираться над сим местом примирения, осеняя его, а их лица — склоняться над ним.
21 Скрижали Закона, которые даю тебе, положи в ковчег и на него поставь Покров примирения.
22 Там Я буду открываться тебе11 и с того самого места примирения — места между двумя херувимами, стоящими на ковчеге со скрижалями Закона, — буду говорить с тобой обо всем, что заповедаю тебе о сынах Израилевых.
23 Установи в Скинии стол, тоже из акации сделанный, — стол длиною в два локтя, шириною в локоть и высотой в полтора.12
24 Этот стол покрой тоже чистым золотом и сделай по верхнему краю литой обвод из золота.
25 И еще изготовь вокруг него обрамление шириной в ладонь,13 с литым обводом из золота на обрамлении том.
26 Также для стола этого сделай четыре кольца золотых и прикрепи возле четырех ножек стола.
27 Эти кольца должны располагаться под обрамлением — то будут гнезда для шестов, чтобы можно было переносить стол.
28 Шесты эти из акации тоже сделай и золотом их покрой — на них будут носить сей стол.
29 И сосуды для служений при нем изготовь: блюда, ковши, и кувшины, и чаши ритуальные (для возлияний) — всё из чистого золота.
30 Хлебы, полагаемые перед лицом Моим,14 да будут всегда на этом столе.
31 И светильник особый сделай из чистого золота; этот светильник отчеканен должен быть так: основание и ствол его, как и ветви и чашечки с их лепестками наружными и внутренними,15 — все они должны составлять единое целое.
32 Шесть ветвей должно у светильника быть: по три ветви с одной и с другой стороны.
33 И на каждой из этих ветвей по три чашечки в виде раскрывшегося цветка миндаля с лепестками наружными и внутренними — так должно быть на всех шести ветвях, из единого ствола исходящих.
34 На самом светильнике, на стволе его, — четыре чашечки наподобие цветков миндальных с крупными, выпуклыми лепестками снаружи и мелкими внутри.
35 Чашечки должны быть на стволе под всеми шестью ветвями, что будут исходить от него, по одной чашечке под каждой парой ветвей.
36 Так что всё: чашечки и ветви — это одно целое со светильником и должно быть из чистого золота, работы чеканной.
37 Сделай также семь ламп и поставь их на светильнике, чтобы всё освещали вокруг.16
38 И щипцы для светильника, как и совочки к нему, тоже надо из чистого золота сделать.
39 Целый талант17 чистого золота надлежит использовать на изготовление светильника и всех его принадлежностей.
40 Но смотри, сделай всё по тому образцу, что Я показал тебе на горе.

Комментарии МакДональда

Х. СКИНИЯ И СВЯЩЕНСТВО (Гл. 25−40)

В следующих семи главах описывается возведение скинии, назначение духовенства и учреждение соответствующего законодательства. Скинии посвящены пятьдесят глав Писания, что свидетельствует о ее важности в глазах Бога.

Скиния — сооружение в виде шатра — была местом, где Бог пребывал с избранным народом. Каждая часть скинии содержит духовные наставления, свидетельствуя о Христе — о том, Кто Он и что Он совершил для нас. Также скиния учит нас тому, как приблизиться к Богу. Священство напоминало людям, что грех отделяет их от Бога, и приблизиться к Нему можно только через этих представителей, назначенных и поставленных Им.

А. Указания по сооружению скинии (Гл. 25−27)

1. Сбор материалов (25:1−9)

Бог повелел Моисею собрать с народа приношения, состоящие из материалов, необходимых для сооружения скинии (святилища). Драгоценные металлы, шкуры животных, тонкие ткани, елей, благовония и драгоценные камни были, конечно же, той платой, которую израильтяне получили от египтян, покидая эту страну. Они заработали эти вещи ценой рабства. Но теперь израильтяне жертвовали их Господу. Бог предупредил, что скиния должна в точности соответствовать образцу, который дал Он Сам. И если все детали материального здания нужно было соблюдать с такой точностью, то насколько же важнее, чтобы устроение церкви — собрания верующих во Христа — в точности соответствовало тому образцу, который Бог дал в Новом Завете!

2. Ковчег Завета (25:10−16)

Ковчег представлял собой деревянный ящик, выложенный изнутри и покрытый снаружи чистым золотом. На всех сторонах ковчега крепились золотые кольца, через которые продевались шесты для несения ковчега. Ковчег содержал откровение — скрижали с законом (ст. 16), к которым со временем добавились жезл Аарона и сосуд с манной (Евр 9:4).

3. Крышка ковчега (25:17−22)

Крышку ковчега иногда называют престолом милости. Она представляла собой литую поверхность из чистого золота. По обе стороны на ней находились фигуры херувимов — ангельских существ. Крылья их были распростерты вверх, а лица обращены друг к другу. Между двумя херувимами над крышкой ковчега Господь являлся в облаке славы. Херувимы упоминаются, по меньшей мере, в тринадцати книгах Библии. Чаще всего они упоминаются в связи с престолом Господним, когда речь идет о святости и праведности Иеговы. Описание херувимов содержится в 1 и 10 главах книги Иезекииля.

4. Стол для хлебов предложения (25:23−30)

Деревянный стол для хлебов предложения был покрыт чистым золотом. Верхняя часть стола была украшена фигурной лепкой (венцом), а вокруг него была золотая стенка в ладонь шириной с еще одним золотым венцом. Как и ковчег, стол переносился на шестах, продетых в кольца в нижних углах, у четырёх ножек стола. На стол священники клали двенадцать хлебов (ст. 30) по числу колен Израилевых. Там также стояли разные блюда, кадильницы, чаши и кружки для возлияния.

5. Золотой светильник и его принадлежности (25:31−40)

25:31−39 Светильник был сделан из чистого золота. У него было семь ветвей, на каждой из которых находилась чашечка с фитилем для сжигания масла. К светильнику прилагались также специальные щипцы и лотки для отрезанных частей фитиля (ст. 38−39).

25:40 При изготовлении всех этих принадлежностей необходимо было прежде всего придерживаться образца, который Бог показал на горе. Человеческие домыслы были здесь недопустимы. Этот принцип верен во всех духовных вопросах: мы должны следовать указаниям Бога и не отходить от образца, который Он дал нам по Своей мудрости.

Вся утварь скинии свидетельствует о славе Христа: ковчег символизирует Его божественную (золото) и человеческую (дерево) природу. Крышка ковчега (престол милости) отображает Христа, который стал для нас жертвой умилостивления (Рим 3:25). Стол для хлебов предложения говорит о том, что Христос — Хлеб жизни. Светильник напоминает нам о том, что Христос — свет миру. Медный жертвенник (гл. 27) свидетельствует о том, что Христос стал жертвой всесожжения, всецело принесенной Богу. Жертвенник для приношения курений или золотой жертвенник (гл. 30) — символ того, что жертва Христа была приятным благоуханием Богу. Умывальник (гл. 30) символизирует то, что Христос очищает людей водой, посредством Слова (см. Тит 3:5; Ин 13:10; Еф 5:26).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Еврейское, а фактически заимствованное египетское слово шеш служило для обозначения льняного полотна очень тонкой выработки. Мумии египетских фараонов, забинтованные в тончайшие льняные ткани удивительной прочности, сохранились до наших дней.
5  [2] — Друг. возм. пер.: кожа животных морских — евр. неясен.
6  [3] — Или: оливковое масло.
7  [4] — Эфод — тканный золотом передник или верхняя короткая риза.
9  [5] — Евр. мишкан — «жилище»; это слово часто используется в ВЗ для обозначения переносного храма израильтян. В LXX оно переведено словом скэнэ (шатер), отсюда в славянской и синодальной Библии, а также и в данном переводе оно по традиции передается словом «скиния».
9  [6] — Евр. тавнит — образец, модель, чертеж; некоторые комментаторы полагают, что Моисею было показано небесное святилище; то же в ст. 40.
10  [7] — Локоть — мера длины, около 45 см, т. е. размеры ковчега приблизительно 1,1×0,7×0,7 м.
16  [8] — Букв.: положи Свидетельство (с указанием); то же в ст. 21, 22; см. примеч. к 16:34.
17  [9] — Или: место примирения — так в LXX.
17  [10] — Т. е. 1,1×0,7 м.
22  [11] — Или: при встрече буду давать тебе возможность узнавать о Моей воле. В евр. это выражено глаголом яад, означающим не просто «встречаться» в прямом значении слова, как, например, в 5:3; основное значение употребленного здесь глагола — «утверждать / определять время или место». Потому начиная с 27-й главы Исхода обо всем Святилище, евр. охель моэд, говорится как о Шатре Встреч особого значения, т. е. как о том месте, где Бог через Моисея открывает Свою волю Израилю. В нашем переводе это «Шатер Откровения».
23  [12] — Т. е. 0,90×0,45×0,7 м.
25  [13] — Т. е. около 8 см.
30  [14] — Букв.: хлеб (перед) Лицом, т. е. хлеб, который всегда следует класть перед Господом, в Его присутствии; ср. Лев 24:6.
31  [15] — Или: с бутонами и цветками.
37  [16] — Букв.: и пусть они светят перед собой.
39  [17] — Евр. киккар — около 35 кг; то же в 37:24; 38:24,25,27,29.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.