Исход 32 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Когда люди увидели, что Моисея нет с ними — он не сходит с горы, это повергло их в страх и разочарование.1 Они обступили Аарона и потребовали от него: «Хватит ждать! Сделай нам бога,2 который бы зримо шел перед нами! Не знаем, что случилось с этим человеком, Моисеем, который вывел нас из Египта!»
2 Аарон уступил им: «Что ж, соберите все серьги золотые, что носят жены ваши, сыновья и дочери, и принесите их мне».
3 Народ так и сделал: собрал все золотые серьги свои и принес их Аарону.
4 Тот взял всё, что ему дали, и тут же начал переплавлять золото. Так он сделал тельца, обложив золотом деревянное резное изваяние его.3 Народ восторженно кричал: «Вот божество твое, Израиль! Вот кто вывел тебя из Египта!»
5 Аарон же, увидев это, поставил перед тельцом жертвенник и объявил всем: «Завтра — праздник, ГОСПОДУ посвященный!»
6 На другой день, встав рано утром, они принесли некоторых животных в жертву, целиком сжигаемую, а некоторых — в жертву благодарственную.4 После того они устроили праздничное пиршество: ели и пили, а потом, по языческому обычаю, предались разврату.5
7 ГОСПОДЬ тогда сказал Моисею: «Возвращайся скорее назад, ибо растлился твой народ, который ты из Египта вывел.
8 Как быстро совратились они с пути, которого Я повелел им твердо держаться: сделали себе идола — тельца литого — и стали ему поклоняться, ему жертвы приносят и говорят при этом: „Израиль! Вот божество твое! Вот кто вывел тебя из Египта!“»
9 К сему ГОСПОДЬ прибавил: «Смотрю Я на этот народ: ну и упрям же он!
10 Потому оставь Меня теперь, дабы низвел Я на них огонь гнева Своего и истребил их! А от тебя Я произведу великий народ».
11 Но Моисей стал умолять ГОСПОДА, Бога своего: «ГОСПОДИ, зачем тебе так сильно гневаться на народ сей, на тех, кого из Египта Ты вывел, явив великую силу и могущество руки Своей?
12 Зачем давать повод египтянам осыпать насмешками нас: „Со злым умыслом Он увел их, увел, чтоб в горах погубить, стереть их с лица земли“? Смени Свой гнев на милость и не карай бедствием народ Свой!
13 Вспомни Авраама, Исаака и Израиля,6 рабов Твоих, коим Ты клялся Самим Собою: „Великим сделаю потомство ваше, неисчислимым, как звезды небесные“. Вспомни, что обещал Ты им: „Всю эту землю, о которой сказал вам, дам потомкам вашим, и будут владеть они ею вечно“».
14 И смилостивился ГОСПОДЬ: отменил Он то бедствие, кое намеревался навести на народ Свой.
15 Моисей отправился в обратный путь. Стал он спускаться с горы, держа в руках две скрижали Закона.7 На скрижалях были письмена с обеих сторон: и спереди, и сзади.
16 Сами эти скрижали были делом рук Божьих, и письмена на них были письменами Божьими.
17 Тут Иисус услышал шум и крики людей. «Шум сражения в стане», — предположил он.
18 «Нет, — ответил ему Моисей, —

то не крик победителей
и не стенание побежденных.
Звуки песен я слышу!»

19 И в самом деле, когда Моисей приблизился к стану, он увидел тельца и буйные пляски. Гнев охватил его — он разбил скрижали о камни, бросив их у горы,
20 схватил тельца, коего они изваяли, в огне сжег его, оставшееся от него стер в порошок. Порошок этот в воду высыпал Моисей и заставил всех израильтян пить ее.
21 А затем он спросил Аарона: «Чем досадил тебе этот народ, что ты ввел его в такой тяжкий грех?»
22 «Не гневайся, господин мой! — ответил Аарон. — Ты ведь сам знаешь этих людей: необузданны они, на зло падки.
23 Они вынудили меня, потребовали: „Сделай нам бога, который повел бы нас за собой. Мы ведь не знаем, что случилось с этим Моисеем, человеком, который вывел нас из Египта“.
24 Вот я и сказал им: „У кого есть золото, снимите с себя“. Они отдали мне золото, и я бросил его в огонь. И вышел этот телец».
25 Моисей увидел, что люди впали в безудержное распутство (Аарон дал волю этому проявиться, врагам на осмеяние).
26 Встал тогда Моисей у входа в стан и возгласил: «Кто за ГОСПОДА — ко мне!» И собрались вокруг него все сыновья Левия.
27 Моисей сказал им: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Возьмитесь за мечи и пройдите по всему стану, из конца в конец; убейте каждого отступника, любого, кто бы ни был он — брат ли ваш, друг или сосед“».8
28 И сыновья Левия сделали, как повелел Моисей. До трех тысяч человек погибло в тот день из народа израильского.
29 Всё было по слову Моисея: «Сегодня, когда каждый из вас идет против сына своего либо брата, посвятите себя9 на служение ГОСПОДУ, и да ниспошлет Он вам благословение!»
30 На другой день Моисей сказал всему уже народу: «Великий грех совершили вы. Опять пойду я к ГОСПОДУ и, быть может, смогу восстановить ваше с Ним единение, нарушенное грехом, который вы сделали».10
31 И возвратился Моисей к ГОСПОДУ и воззвал к Нему: «Увы, в грех великий впал народ этот: бога из золота сделал себе, поклоняться стал ему!
32 Если бы Ты на сей раз простил их грех!.. А если нет, тогда, молю Тебя, вычеркни11 и мое имя из книги Твоей, книги, Тобой написанной о тех, кому жить суждено ».
33 Но ГОСПОДЬ возразил ему: «Всякого, кто согрешил предо Мной, из книги Моей вычеркну.
34 А теперь ступай и веди этот народ туда, куда Я указал тебе; и помни, Ангел Мой всегда будет идти перед тобой. Но им, согрешившим, Я всё же воздам, когда придет день возмездия Моего».
35 (Покарал ГОСПОДЬ израильтян за тельца, которого они сделали, того, что отлил для них Аарон.)

Комментарии МакДональда

Г. Вспышка идолопоклонства (Гл. 32, 33)

1. Золотой телец (32:1−10)

Моисей не приходил, и терпение народа иссякло. Они потребовали, чтобы Аарон сделал им идола. Аарон покорился их желанию, переплавив золотые серьги в литого тельца, совершив то, что строго и недвусмысленно запрещалось (Исх 20:4). Затем народ устроил бурное веселье, где они поклонялись идолу, ели, пили и предавались разврату. Они делали вид, что поклоняются Господу (ст. 5), поклоняясь тельцу. Когда израильтяне выходили из Египта, Господь благословил их, дав им много золота (12:35−36), но благословение обратилось в проклятие, потому что сердца людей были лукавы. Бог сообщил Моисею о том, что происходит в стане (ст. 7, 8) и сказал, что намеревается истребить этот народ (ст. 9−10).

2. Заступничество и гнев Моисея (32:11−35)

32:11−13 В ответ на это Моисей предстает одним из величайших заступников в Библии. Обратите внимание на убедительные доводы, которые он приводит. Народ принадлежит Господу (ст. 11−12). Бог заботится о них — настолько, что вывел их из Египта (ст. 11). Египтяне будут злорадствовать, если Господь сделает со Своим народом то, чего не смогли сделать они — уничтожить его (ст. 12). Господь должен хранить верность завету, заключенному с патриархами (ст. 13).

32:14 «И отменил Господь зло» (ст. 14). «Зло» в данном контексте означает наказание. По молитве Моисея Господь отменил наказание, которое собирался наложить на Свой народ.

32:15−20 Моисей спустился с горы, неся в руках две скрижали откровения. По дороге он встретил Иисуса Навина. Когда Моисей пришел в стан, развратный идолопоклоннический праздник был в самом разгаре. Моисей, исполнившись праведным гневом, разбил скрижали с заповедями, показывая этим народу серьезность его греха. Затем Моисей сжег тельца, «и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (ст. 20). Возможно, здесь подразумевается, что наши грехи обращаются против нас же самих, и тогда нам приходится пить их горькую чашу.

32:21−24 Моисей спросил у Аарона, чем этот народ заслужил такой соблазн. Аарон в свое оправдание сказал, что золотой телец вышел из огня как бы сам по себе (ст. 24). Только благодаря заступнической молитве Моисея Господь не убил Аарона (Втор 9:19, 20).

32:25−29 Некоторые из народа продолжали бушевать. И тогда Моисей призвал всех, кто остался верным. Племя Левия ответило на призыв Моисея. Они вооружились и стали убивать мечами «необузданных» (в переводе НАСБ — «неконтролируемых»). Не пощадили даже ближайших родственников (ст. 25−29). Здесь мы видим, как нарушение закона принесло смерть трем тысячам людей. А в День Пятидесятницы Евангелие благодати принесло спасение трем тысячам людей. Вполне возможно, что именно героизм и верность левитов стало причиной избрания их племени для священства (см. ст. 29).

32:30−35 Моисей возвратился на гору для встречи с Господом, думая, что он сможет искупить грех народа (ст. 30:32). Отвечая, Господь говорит о двух намерениях. Во-первых, Он накажет тех, кто сделал тельца (в ст. 35 мы читаем, что они были наказаны, когда Господь поразил народ мором). Во-вторых, Он пошлет Ангела Своего, Который будет идти перед Моисеем и введет израильтян в Землю Обетованную. В стихе 32 очень ярко проявляется характер Моисея — он готов был умереть за свой народ. «Изгладь и меня из книги Твоей», — это образное выражение следует понимать так: «Забери мою жизнь». Бог пощадил Моисея, но не пощадил Своего возлюбленного Сына. Господь Иисус, будучи праведен, умер за неправедных!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: когда люди увидели, что Моисей задержался на горе и не сходит вниз.
1  [2] — Или: богов; то же в ст. 4, 8.
4  [3] — Или (ближе к букв.): он изготовил литого тельца — слово «литой», евр. массеха, в ВЗ относилось как к деревянным изображениям идолов с металлическим покрытием, так и к отлитым из металла.
6  [4] — См. примеч. к 24:5.
6  [5] — Букв.: стали играть / забавляться.
13  [6] — Т. е. Иакова.
15  [7] — Или: скрижали Свидетельства; см. примеч. к 16:34.
27  [8] — Или: родственник (какой); букв.: ближний.
29  [9] — Букв.: наполните свои руки — эта фраза употреблялась при посвящении на служение во Святилище. Она означала: возьмите (в свои руки) жертву для Бога, и так да совершится ваше поставление во священство.
30  [10] — Или: смогу получить прощенье для вас, пред Ним согрешивших.
32  [11] — Букв.: сотри / загладь; то же в ст. 33.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.