Под редакцией Кулаковых
1 «Теперь, — сказал ГОСПОДЬ Моисею, — снимайтесь со стоянки и идите — и ты, и весь народ, что вывел ты из Египта, — идите в ту землю, которую Я клятвенно обещал Аврааму, Исааку и Иакову: „Потомкам твоим дам ее“.
2 Я пошлю перед вами Ангела и прогоню ханаанеев, амореев, хеттов, периззеев, хиввеев и евусеев.
3 Вы придете в землю, что источает молоко и мед, но Сам Я с вами не пойду, чтобы Мое пребывание среди вас не обернулось погибелью для вас1 в этом пути, ибо вы — народ упрямый».
4 Загоревал народ, услышав такой суровый приговор, и никто не решался надевать на себя украшений своих.
5 А ГОСПОДЬ сказал тогда Моисею: «Объясни сынам Израилевым: если Я пойду с ними — даже какое-то короткое время, может случиться, что Мне придется их уничтожить из-за их же упрямства. Пусть они снимут с себя украшения, а Я решу, что делать Мне с ними».
6 (И сняли сыны Израилевы украшения свои у горы Хорив.)
7 Пока не было построено Святилище, Моисей обычно разбивал особый шатер вне стана и называл его Шатром Откровения.2 Тогда всякий, кто искал ответа от ГОСПОДА, мог пойти за стан к Шатру этому.
8 И когда Моисей направлялся к Шатру, все израильтяне вставали, выходили из своих жилищ и взглядом провожали вождя, покуда не входил он в Шатер.
9 Всякий раз в тот самый момент, когда Моисей оказывался в Шатре, столп облачный опускался и стоял у входа в Шатер, — и Господь говорил с Моисеем.
10 Все люди при виде сего столпа, что стоял у входа в Шатер Моисеев, поднимались со своих мест и в благоговейном трепете падали ниц у своих жилищ.
11 А ГОСПОДЬ в это время разговаривал с Моисеем3 так, как обычно говорит кто со своим другом. Потом Моисей возвращался в стан; молодой помощник же его, Иисус Навин, от Шатра не удалялся.
12 И сказал однажды Моисей ГОСПОДУ: «Вот Ты говоришь мне: „Веди народ сей“. Но не открыл, кого пошлешь Ты со мной, хотя и объявил мне: „Избрал4 тебя, ты снискал Мое расположение“.
13 Но если я действительно угоден Тебе, открой, молю, намерения Твои, помоги постигать Тебя, дабы и впредь я оставался угодным Тебе, Господи. И еще молю, помни, что люди эти — Твой народ».
14 ГОСПОДЬ ответил ему: «А если явные знаки Моей любви будут сопровождать тебя5 на всем пути, будешь ли ты спокоен?»
15 «Если не будет с нами этих явных знаков Твоей заботы и любви,6 — отозвался Моисей, — то лучше и не уводи нас отсюда.
16 А то как же узнаем мы, я и народ Твой, что обрели благоволение Твое? Не по тому ли, что Ты Сам пойдешь с нами? Это и отличит нас от всех народов на земле».
17 ГОСПОДЬ заверил Моисея: «Сделаю то, о чем ты просишь. Ибо ты снискал Мое расположение, и Я избрал тебя».
18 И когда Моисей попросил: «Позволь же мне увидеть славу Твою»,
19 ГОСПОДЬ ответил: «Я непременно это сделаю: Моей всеблагости дам перед тобою открыться7 и тем возвещу тебе, что несет в себе имя ГОСПОДЬ: Я милую, кого хочу помиловать, и кого хочу пожалеть — пожалею.
20 Но лик Мой нельзя тебе видеть, ибо не может человек, увидевший Меня, в живых остаться».
21 И еще сказал ГОСПОДЬ: «Смотри, есть место возле Меня, где ты можешь стоять на скале.
22 И как только здесь появится свет славы Моей, сокрою тебя в расселине скалы сей и рукою Своей заслоню тебя, пока не пройду мимо.
23 А когда отведу руку, ты сзади посмотришь на Меня; лик же Мой не увидишь».
Комментарии МакДональда
3. Раскаяние народа (33:1−6)
Господь отказался сопровождать грешных израильтян в Ханаан, чтобы они не вынудили Его погубить их в пути. Вместо Себя Он решил послать Ангела. Услышав об этом, люди опечалились. Они заплакали и сняли с себя украшения, потому что из подобных украшений был сделан золотой телец. Это произошло у горы Хорива, и с тех пор они не носили украшений.
4. Моисей ставит скинию собрания (33:7−11)
Шатер, о котором идет речь в стихе 7, это не сама скиния, которая к тому времени еще не была построена, а временное сооружение, поставленное Моисеем. Оно называлось «скинией собрания» и находилось вне стана. Те, кто искал общения с Богом, выходили из стана и шли к этой временной скинии, потому что стан был осквернен грехом народа. Когда Моисей входил в скинию собрания, облачный столп опускался у входа в нее, что означало присутствие Божие. Стих 11 ни в коем случае не означает, что Моисей видел Самого Бога. Этот стих говорит о том, что Моисей общался с ним лицом к лицу, то есть, что общение Моисея с Богом было непосредственным и беспрепятственным. Стоит также отметить, что Иисус Навин, который тогда был еще юношей, не отходил от скинии. Возможно, именно в этом заключался секрет его будущих духовных побед.
5. Молитва Моисея (33:12−23)
33:12−17 Моисей попросил, чтобы Бог Сам ввел народ Свой в Ханаан. Тогда Господь благосклонно пообещал, что Сам пойдет с народом. Ничто другое Моисея не устраивало. Как и Ной, Моисей обрел благоволение в очах Божиих, и Господь ответил на его молитву. «Безопасность — это не отсутствие опасности, а присутствие Бога».
33:18−23 И тогда Моисей просит Бога показать Свою славу. Господь отвечает, что явит Себя — Бога благодати и сострадания (см. Исх 34:6−7). Моисей не мог увидеть лица Господа и остаться в живых, но Бог позволил ему встать на скале в то время, как слава Господня будет проходить мимо. Моисею было обещано, что он увидит Бога сзади. Это, конечно же, образное выражение, потому что у Бога нет тела (Ин 4:24). Хайвел Джонс так комментирует этот отрывок: «Моисею предстоит увидеть отблеск, который является надежным свидетельством того, какой будет полнота величия Его славы». Никто не может увидеть лик Божий и остаться в живых (ст. 20). Это значит, что никто не может увидеть без завесы славу Бога, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим 6:16). В этом смысле никто никогда не видел Бога (1Ин 4:12). Как же тогда истолковать те места в Библии, где люди видели Бога и не умерли? Например, Агарь (Быт 16:13); Иаков (Быт 32:30); Моисей, Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля (Исх 24:9−11); Гедеон (Суд 6:22−23); Маной и его жена (Суд 13:22); Исаия (Ис 6:1); Иезекииль (Иез 1:26, ср. 10:20); Иоанн (Откр 1:17).
Дело в том, что все эти люди видели Бога в Иисусе Христе. Иногда Он являлся как Ангел Господень (см. 6 главу книги Судей, где объясняется эта доктрина), иногда как Человек, а один раз явил Себя в Голосе (Исх 24:9−11; ср. Втор 4:12). Единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем, явил Бога во всей полноте (Ин 1:18). Христос есть сияние славы Божией и образ ипостаси Его (Евр 1:3). Поэтому Он мог говорить: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9).