Притчи 20 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Вино к бесстыдству ведет, хмельной напиток — к буйству,1
всякий, кто ими прельщен, мудрым не станет.
2 Царская ярость — что львиный рык,
кто гневит царя — грешит против собственной жизни.2
3 Честь тому, кто не ввязывается в ссоры,
а всякий глупец готов браниться.
4 Перед посевной лентяй не пашет —
и в страду3 нечего ему собирать.
5 Совет, сокрытый в глубине сердца, — что воды глубокие,
но тот, кто разумен, почерпнет его.
6 Многие заверяют ближних в своей преданности,4
но надежного человека кто отыщет?
7 Праведник живет непорочно —
потомкам его будет благо!
8 Когда царь судит —
перед взором его всё зло рассеивается.
9 Кто посмеет сказать: «Помыслы мои непорочны,
очистился я от греха своего»?
10 Две разные гири да две разные меры5
это мерзость для ГОСПОДА.
11 Даже ребенок по делам своим познается —
чисты ли, честны его поступки.
12 Зрячее око и ухо внимающее —
то и другое ГОСПОДЬ сотворил.
13 Тот, кто любит поспать, — нищим станет;
не смыкай глаз — и будешь сыт.6
14 Сетует покупатель: «Плохой товар »,
а лишь отойдет — хвастает покупкой.
15 Уста, изрекающие разумное, — дорогой сосуд,
дороже золота и груды жемчугов.7
16 У того, кто за чужого поручился, —
отнимут последнюю одежду,8
возьмут ее в залог за других.9
17 Сладок человеку краденый хлеб,10
но потом рот его камнями наполнится.11
18 Будешь искать совета — задуманное осуществится;
и войну веди при мудром руководстве.12
19 Разболтает тайну тот, кто сплетни разносит;13
с тем, кто рта не закрывает, дела не имей.
20 Кто отца с матерью проклинает14
угаснет его светильник в кромешной тьме.
21 Богатство, что быстро досталось вначале,15
благословенным не станет в конце.
22 Не говори: «Я воздам за зло!»
Уповай на ГОСПОДА, и Он спасет тебя.
23 Мерзость для ГОСПОДА — две разные гири,
и обманные весы — зло.
24 ГОСПОДЬ направляет шаги человека.16
Да и как ему понять путь свой?
25 Ловушка для человека — поспешно поклясться17
и лишь потом подумать, во что обет обойдется.
26 Мудрый царь развеет нечестивцев, как мякину,
молотильными колесами их обмолотит.18
27 Светильник ГОСПОДЕНЬ в человеке — дух его,
освещает он все глубины его естества.
28 Любовь неизменная и верность царя охраняют,
и милостью19 утверждается его престол.
29 Слава юношей — их сила,
старцев украшение — их седины.
30 Рубцы и синяки очищают от зла,
и удары проникают в самые глубины естества.

Комментарии МакДональда

20:1 Вино не глумится над людьми, но притча указывает на то, что оно побуждает людей к насмешкам и глумлению. Сикера (крепкий напиток) делает людей буйными.

Вино изготовляется из винограда; сикера — из зерна. И то, и другое сбивает людей с истинного пути. Сначала человек начинает пить «за компанию», потом у него вырабатывается привязанность, потом он становится алкоголиком. Он пытается избавиться от этой привычки, но, оказывается, что она сковала его, подобно цепям. Христос дает силу, чтобы разбить эти цепи, но прежде человек должен захотеть освободиться от них.

20:2 Когда царь гневается, весь его двор охватывает страх. Этот страх — как бы рев льва, предупреждение об опасности. Кто раздражает царя, тот подвергает опасности самого себя.

Сей урок преподается нам в послании к Римлянам 13:4: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».

20:3 Человек, достойный чести, умеет держаться подальше от ссоры. Глупец же не успокоится, если не поругается с кем-нибудь.

20:4 Время пахоты в Израиле приходилось на ноябрь и декабрь, когда ветер обычно дует с севера. Ленивый человек использует холодную погоду в качестве оправдания для своего бездействия. Однако, если не вспахать, то и не посеешь, а без посева не будет урожая. Он будет выходить на поля, чтобы искать там зерно, и будет удивляться, почему там нет ничего.

20:5 Помышления и намерения человека часто скрыты глубоко в его уме, и он обычно не выносит их на поверхность. Но человек, обладающий мудростью и разумением, знает, как вычерпать их — как вывести их наружу мудрыми вопросами. Например, опытный консультант может помочь человеку пролить свет на заблуждения в его мышлении, таким образом помогая ему исправить их и обрести исцеление.

20:6 [В английском (НКИ): «Многие хвалятся своею благостью/верностью, но кто может найти верного человека?» — прим. переводчика] Не так трудно найти людей, которые будут говорить о своей преданности, но совсем другое дело — найти таких, которые по-настоящему верны. Существует огромная разница между тем, каковы люди на самом деле, и тем, что им хотелось бы, чтобы окружающие думали о них. Это различие между «человеком» и «личностью».

20:7 Праведник ходит в честности и непорочности. Его дети приобретают достойное наследство, и его жизнь и пример приносят им огромную пользу.

20:8 Царь, сидящий на престоле суда, развеивает очами своими все злое. Когда Христос восседает на Своем судном престоле, Его всевидящие очи, подобно пламени огня, развеют всякое притворство и просеют все доказательства.

20:9 Своими собственными усилиями никто не может очистить себя от греха. Кто может сказать: «Я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» Если человек считает себя чистым и безгрешным, значит, он является жертвой чистого заблуждения.

Но очищение доступно посредством драгоценной крови Христа. Истинные верующие «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр 7:14).

Кровь, что искупила нас, Очистила греха багрянец, — Мы всей земле и аду готовы бросить вызов Явить тот грех, который бы она была омыть не в силах.

Август М. Топлади.

20:10 Бог ненавидит нечестные весы и меры. Это включает в себя любое обманчивое приспособление с целью принести себе наживу за счет других. Это включает в себя уловку продавца, когда он пальцем придерживает весы, взвешивая покупку. И даже включает в себя обычай предъявлять более строгие стандарты по отношению к другим, нежели те, по которым мы судим себя.

20:11 Основополагающая природа человека проявляется еще в раннем возрасте. Некоторые дети весьма своевольны, другие же обладают весьма приятным нравом. «Ребенок — отец человека». Он пронесет свой характер через всю свою взрослую жизнь, будь ли это ему во благо, или на зло.

20:12 Господь сотворил ухо слышащее и глаз видящий. Что это может значить, кроме того, что они принадлежат Ему, и должны использоваться для Его славы?

20:13 Не увлекайся сном, чтобы тебе не оказаться в приюте для бедняков. Встань и иди на работу. Ты заработаешь деньги, чтобы уплатить за квартиру, купить продукты и жертвовать на Божью работу.

20:14 Это старинная уловка покупателя. Осматривая подержанную машину, он шумно жалуется на ее вмятины, ее потертые покрышки, ее шумный двигатель и ужасный цвет. «Дурно! Ни на что не годится», — говорит он. Продавец даже не подозревал, что его машина — такая рухлядь; он наивно понижает цену. Покупатель отдает ему деньги, а когда отходит в сторону, хвалится перед друзьями, какую удачную сделку он выторговал.

20:15 Человек может носить золотые украшения и драгоценные камни, но лучшее украшение — это мудрая речь. Украшайте себя ею!

20:16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог. Любой человек, который оказался достаточно глуп, чтобы принять на себя финансовые обязательства за людей, которых он не знает, — плохой гарант и поручитель. Если вам приходится иметь дело с таким человеком, убедитесь, что у него достаточно поручителей, чтобы вы оказались защищены, если вдруг он изменит своему слову или окажется банкротом. Этот совет особенно важен, если чужой, за которого он поручился, — аморальный, безнравственный человек.

20:17 Любого рода богатство, приобретенное нечестным путем, может принести временное удовлетворение, но потом оно окажется таким же неприятным и раздражающим, как рот, наполненный древесными опилками. Эта притча порицает ложные налоговые декларации, поддельные статьи расходов, взятки и подкуп инспекторов, обманчивые ценники и рекламу несуществующих новых качеств продукта.

20:18 Прежде, чем составить план действий, необходимо выслушать советы опытных людей. Ни один генерал не ведет войну, не посоветовавшись с другими военными экспертами.

20:19 Сплетни подрывают доверие. Поэтому не сообщайся с болтуном, потому что, если он рассказывает тебе о других, можешь быть уверен, что он точно также будет рассказывать другим о тебе.

20:20 Согласно закону Моисея, злословие на своих родителей наказывалось смертью (Исх 21:17). Это должно заставить призадуматься молодежь в наши дни, которая часто весьма враждебно настроена по отношению к своим родителям. Если не избавиться от этого чувства горечи, то это приведет к временной тьме и вечному осуждению.

20:21 Блудный сын получил свою долю наследства . поспешно, но так же быстро его потерял. Однако эта притча также относится и к любым другим способам быстрого обогащения. Легко пришло, легко и уйдет.

20:22 Не пытайтесь отомстить своим врагам. Отмщение принадлежит Господу. Он отплатит им. Предоставь Господу. Он сохранит тебя и воздаст за тебя.

20:23 Адам Кларк работал помощником у продавца шелка, который предложил ему растягивать шелк, когда он будет отмерять его для покупателя. Адам ответил: «Ваш шелк, возможно, растягивается, но моя совесть — нет». Бог удостоил Адама Кларка высокой чести, много лет спустя позволив ему написать широко известный и используемый многими Комментарий к Библии.

20:24 Этот стих подчеркивает Божью суверенность, а не свободную волю человека, хотя и первое, и второе являются истиной. Главная его мысль заключается в том, что Бог суверенен в своей власти над человеческими делами, и Он знает, что лучше для нас. Поэтому мы должны обращаться к Нему за водительством, и не пытаться быть хозяевами своей судьбы, манипулируя, чтобы сделать все по-своему.

20:25 Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать. Опасно посвящать что-либо Господу, а потом изменить свое мнение. Прежде, чем дать обет, человек должен быть уверен в том, что сможет его исполнить, и что он действительно намеревается это сделать.

20:26 Мудрый царь не терпит нечестивых. Он обратит на них молотильное колесо, то есть, он отделит их от праведных, приведет их на суд и накажет их.

20:27 Под духом человека в этом стихе, обычно, понимается совесть. Она дана нам Господом и служит нам светильником, проливая свет на наши мысли, побуждения, привязанности и поступки. Она одобряет и осуждает самые глубинные помышления и намерения в нашей жизни (см. Рим 2:14−15).

20:28 Лидеру, характеристиками которого являются милость и истина, будут принадлежать и уважение и поддержка его подчиненных. Он поддерживает свое положение власти милостью и добротой, а не тиранией.

20:29 Наиболее заметной славой молодых людей является их сила, тогда как седина стариков ассоциируется с мудростью и опытностью. Каждой церкви необходима как сила для служения, так и зрелость для мудрого совета.

20:30 «Раны от побоев — врачевство против зла, также как и удары, проникающие во внутренности чрева».

Похоже, эта притча говорит о том, что физическое наказание может оказаться ценным средством борьбы с нравственным злом. Когда у ребенка появится искушение украсть деньги из маминой сумки, он вспомнит боль прошлого наказания.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или (ближе к букв.): вино — насмешник, брага — буян.
2  [2] — Т. е. будет сам виновен в собственной гибели, ср. 14:35; 16:14; 19:12; 28:15.
4  [3] — Букв.: зимой… в жатву. В Древнем Израиле пахота и сев происходили именно в зимнее время года, после так называемых «ранних дождей», которые шли в октября-ноябре (см. примеч. к 16:15). Урожай собирали с апреля, когда поспевал ячмень, до конца сентября, когда вызревал виноград.
6  [4] — Или: многие слывут верными.
10  [5] — Букв.: эфа — мера объема, ср. Втор 25:13−16.
13  [6] — Ср. 10:4. Часто пословицы в Книге Притчей следуют одна за другой без видимой связи. Иногда связующим звеном между высказываниями выступает слово, которое встречается в нескольких идущих подряд максимах. Для стихов 12−13 таким связующим элементом является слово «глаз».
15  [7] — Букв.: есть золото и множество жемчугов (или: кораллов), но мудрые уста — дорогой сосуд.
16  [8] — Похожий стих в 27:13. Букв.: возьми одежду…, однако в действительности эта пословица — еще одно предостережение против практики поручительства (6:1−5; 11:15; 17:18; 22:26); в ней говорится не о том, что нужно действительно забрать одежду у поручителя, а о том, как кредиторы поступят с поручителем. Книга Второзакония предписывает не забирать у бедняков в залог их последнее имущество, см. Втор 24:10−13.
16  [9] — Букв.: за другую / чужую (жену?).
17  [10] — Букв.: хлеб лжи; ср. 9:17.
17  [11] — Или: щебнем; ср. Плач 3:16.
18  [12] — Или: совете, ср. 11:14.
19  [13] — Здесь почти дословно повторяется первая часть 11:13.
20  [14] — По закону Моисея, проклявшему отца или мать полагалась смертная казнь, см. Исх 21:17; Лев 20:9; Втор 27:16; ср. также 30:17.
21  [15] — Друг. возм. пер.: жадно схваченное наследство
24  [16] — Ср. 3:6; 16:1,9; 19:21; Пс 36:23; Иер 10:23.
25  [17] — Масоретский текст неясен, перевод предположителен; ср. Эккл 5:4.
26  [18] — Частая в ВЗ метафора наказания нечестивых. В Древнем Израиле для обмолота зерна по разложенным на току колосьям пускали скот, запряженный либо в простые телеги, либо в специальные молотильные салазки, которые делались из дерева, а по бортам вставлялись острые камни или железные зубья. Когда салазки тянули по обмолачиваемым колосьям, камни или зубья выбивали из них зерна. См. также ст. 28.
28  [19] — Или: неизменной любовью.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.