Притчи 23 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Если садишься за трапезу с правителем,
примечай, что1 перед тобою.
2 Нож приставь к собственному горлу,
чтобы не есть сверх меры!2
3 Не соблазняйся его изысканным угощеньем —
его еда обманчива.
4 Не изнуряй себя в погоне за богатством,
будь разумен, обуздывай себя.3
5 Разгорелись глаза на чужое добро
а его уж нет,
вдруг крылья отрастило
и, как орел, в небо улетело.
6 Не садись за трапезу со скаредным4
и не соблазняйся его изысканным угощеньем.
7 Он подобен тому, кто таится,
но всему счет ведет,5
скажет тебе: «Ешь и пей»,
а сердце его к тебе не лежит.
8 Проглоченный кусок извергнешь
да похвалы свои даром растратишь.
9 Не разговаривай с глупцом,
ибо мудрость твоих слов он презирает.
10 Не нарушай древней межи6
на поле сироты не посягай.
11 Ведь Заступник сих малых могуч,
Он Сам вмешается в их тяжбу с тобою.
12 Сердце свое обрати к обличению,
открой свой слух к разумному слову.
13 Не лишай юношу наказания:
не умрет, коли накажешь розгой.7
14 Накажешь его розгой —
и от Шеола избавишь его.
15 Сын мой, если сердце твое познало мудрость,
то и мое сердце радостью полнится.
16 Я буду радоваться всем естеством своим,8
когда твои уста будут говорить правду.
17 Пусть не завидует сердце твое грешникам,
но всякий день живи в благоговении пред ГОСПОДОМ.
18 Знай, что есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет.9
19 Слушай, сын мой, познавай мудрость,
сердце свое направь на путь верный.
20 Не будь среди тех, кто вином упивается
и мясом объедается,
21 ибо пьянство и обжорство
до нищеты доведут,
сонливость — облачит в лохмотья.
22 Слушай отца своего: он дал тебе жизнь,
и матушку свою не презирай, когда состарится.
23 Стремись обрести истину,
но не торгуй мудростью, наставлением и разумом.10
24 Ликовать будет отец праведника,
и родитель мудрого человека
будет радоваться, смотря на него.
25 Возрадуются отец твой и матушка твоя,
возликует родившая тебя!
26 Сын мой, отдай мне сердце свое,
не своди глаз с моего прямого пути.11
27 Знай, блудница — что яма глубокая,
узкий колодец — жена чужая.
28 Притаилась она в засаде, будто преступник,
и множит изменников12 среди мужей.
29 У кого в доме горе: ах да ох?
У кого ссоры и вой,
синяки без причины,
налитые кровью глаза?13
30 У того, кто засиживается за вином,
кто бродит в поисках хмельного.14
31 Не смотри на вино, как оно рдеет,
как искрится в чаше,
как оно струится.15
32 Как змея, оно ужалит тебя,
как гадюка, укусит.
33 И глаза твои затуманятся,16
и мысли в сердце твоем извратятся,17
34 будешь ты как спящий посреди моря,
на верхушке мачты задремавший,
будешь только твердить:
35 «Бьют меня, а мне и не больно,
колотят, а я ничего не чувствую,
вот просплюсь
и опять буду искать,
чего бы мне выпить ».

Комментарии МакДональда

23:1−3 Здесь Писание предостерегает нас от обжорства и переедания. Когда мы садимся есть с влиятельным человеком, мы должны задуматься о том, что или кто (ДжНД) находится перед нами. Тогда мы должны поставить преграду в нашей гортани, то есть, быть умеренными в еде и питье.

Стих 3 предполагает, что кто-то может потчевать нас яствами и дорогими винами для того, чтобы таким образом повлиять на нас. То есть, такой прием является не бескорыстным гостеприимством, а способом использовать нас для какой-то коварной цели.

23:4−5 Непрестанные старания нажить богатство есть «мудрость», которой стоит избегать. Это означает, что вы тратите свою жизнь в погоне за ложными ценностями, возлагая свое упование на то, что однажды исчезнет. Богатство обладает способностью делать себе крылья и улетать, как орел.

23:6−8 Еще одна социальная западня, которую нужно избегать! Не будьте гостем человека завистливого, скупого, который будет жалеть о каждом съеденном вами кусочке. Важно не то, что он говорит, а то, каковы мысли в душе его, — то, что он думает. Потому что пока он говорит: «Пожалуйста, ешь. бери добавки, ешь и пей!», на самом деле, он подсчитывает каждый глоток, каждый кусочек пищи.

Живая Библия перефразирует эти стихи следующим образом:

Не водитесь со злыми людьми, не ищите их благосклонности и подарков. Их доброта обманчива, они хотят сделать вас орудием в своих руках. Вкусные деликатесы, которыми они угощают вас, прокиснут у вас в желудке, и вы изблюете их, и вам придется взять назад ваши слова благодарности за их «доброту».

23:9 Не пытайтесь учить тупого, бестолкового глупца. Вы лишь зря потратите на него свое время. Он презрит ваши разумные слова.

23:10−11 Не пытайтесь нечестным путем захватить то, что принадлежит другому, тайно передвигая камни давней межи. Не обманывайте беззащитных, захватывая их поля. Потому что Защитник силен. Вам придется иметь дело с Ним! Он вступится в их дело с тобою.

23:12 В учении нет легкого пути. Оно требует дисциплины и прилежания. Не обращайте внимания на объявления, которые обещают результаты «за три занятия».

23:13−14 Позволить ребенку делать все, что ему хочется, не является проявлением доброты. Библия не поощряет вседозволенность, но призывает исправлять и наказывать ребенка розгою, и обещает, что он не умрет. Это может означать, что побои не убьют его, или, что наказание спасет его от досрочной, бессмысленной смерти. Оно спасет душу его от преисподней.

Вместо того, чтобы наказать своих нечестивых сыновей, Илий лишь мягко упрекнул их: «для чего вы делаете такие дела?» (1Цар 2:22−25). Он потворствовал вседозволенности, которая привела к крушению его дома, служения священства, и всего народа.

Давид тоже потерпел неудачу в родительском наставлении своих детей. Он никогда не огорчал Адонию исправлениями и наставлениями (3Цар 1:6). После двух изменнических попыток захватить престол, Адония был убит Соломоном.

23:15−16 Отцу доставляет радость, когда его сын имеет мудрое сердце и уста, которые говорят истину. Учитель испытывает такую же радость, когда его ученик принимает мудрость и делится ею с другими. Говоря о том же, Павел писал: «Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (1Фес 3:8). А апостол Иоанн сказал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин 1:4).

23:17−18 Есть нечто лучшее, чем завидовать благосостоянию нечестивых — это жить в постоянном общении с Господом. Времяпровождение с нечестивыми приносит разочарование; время, проведенное с Господом, приносит радость. Таким образом, урок заключается в том, чтобы сделать общение с Богом главной целью нашей жизни. И, также, помнить, что есть будущий день расплаты для нечестивых, и сияющая надежда на вознаграждение для праведных, которая не разочарует. Наша будущность взирает за порог смерти и воскресения, ожидая славного небесного царства.

23:19 Что бы ни делали окружающие его, послушный сын должен прислушиваться к наставлению, быть мудрым, и направлять свое сердце на правильный путь, то есть, на путь Божий.

23:20−21 Существуют два рода «пьяниц» — те, кто слишком много пьют, и те, кто слишком много едят. И те, и другие — плохая компания для того, кто хочет жить хорошей жизнью.

Невоздержанность берет свое. Пьяница и пресыщающийся направляются к нищете. Помутнение сознания, к которому приводит неумеренность, оденет человека в лохмотья.

23:22 Молодые люди должны приветствовать советы своего отца, и не относится к своей матери с пренебрежением. Люди старшего поколения имеют за своими плечами многие годы жизненного опыта. Молодые должны осознавать это и пытаться извлечь из их опыта как можно большую пользу для себя.

23:23 Мы должны быть готовы заплатить за истину самую высокую цену, и не продавать ее ни за какое вознаграждение. То же самое относится и к мудрости, учению и разуму. Мы не должны жалеть никаких усилий на то, чтобы приобрести их, и никогда не расставаться с ними, что бы ни сулил нам этот мир.

23:24−25 Современный обычай гласит: «Подари отцу галстук в День Отца, и матери — коробку шоколадных конфет в День Матери». Но намного более приятен для родителей сын, который строит свою жизнь мудро и рассудительно. Поэтому, Писание увещевает: «Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя». Доставь радость своим родителям.

23:26−28 Ревностная, отчаянная мольба: «Сын мой! отдай сердце твое мне.» открывает череду серьезных предостережений против аморальности и пьянства. Автор говорит: «Внимательно прислушайся к советам и наставлениям, которые я даю тебе». Блудница подобна глубокой, скрытой пропасти, которая станет ловушкой для легкомысленных. Она — тесный колодезь — туда легко упасть, но трудно выбраться. Она сидит в засаде, как разбойник. Может быть, у нее патологическая ненависть к мужчинам, и поэтому она мстит им, опутывая их сетями обмана, завлекая их на приманку, как рыбу. Она ежедневно пополняет свой список неверных мужей, чьи семьи и браки распадаются.

23:29−30 Остальные стихи главы 23 являются классическим описанием алкоголика. Он навлекает на себя самые разные скорби, и шатается от одного горя к другому. Его жизнь полна ссор, поскольку он постоянно пытается затеять драку. Он непрестанно ворчит и жалуется, но никак не осознает того, что он сам является причиной всех своих бед! У него синяки, раны, подбиты глаза — следы бессмысленных стычек. Его глаза затуманены и налиты кровью. Он всю ночь сидит в кабаке, поглощая одну выпивку за другой.

23:31−32 Его предостерегают не поддаваться обольщению прозрачного красного вина, его сиянием, тем, как оно ухаживается ровно. Но он не слушает, и поэтому ему приходится нести последствия своих действий, которые подобны укусам змея и жалу аспида — так же ядовиты и болезненны.

23:33−34 Его глаза будут видеть странные видения — ужасы белой горячки, жестоких психических отклонений, вызванных чрезмерным и длительным употреблением алкоголя. Его речь невнятна, спутана и отвратительна. Он качается из стороны в сторону, непрочно держась на ногах, как если бы его бросали волны в море, или он уснул бы на верху мачты, которую бросает с одной стороны на другую.

23:35 Кто-то избил его, но когда к нему вернулось сознание, он утверждает, что ему не было больно. Его покалечили, но он не чувствовал этого. Как только он полностью проснется, он намеревается опять отправиться в бар, чтобы снова напиться.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: кто.
2  [2] — Или: если не можешь усмирить своей прожорливости.
4  [3] — Букв.: остановись / прекрати. Друг. возм. пер.: не сосредотачивайся (на богатстве).
6  [4] — Букв.: со злым глазом; или: с человеком завистливым.
7  [5] — Или: душа его — закрытые ворота. Текст неясен. Другой перевод, основанный на LXX: он — словно волосок в горле, т. е., как «волосок в горле», вызывает рвоту, см. след. стих.
10  [6] — Эта часть стиха повторяет первую часть 22:28.
13  [7] — В тексте намеренная двусмысленность. С одной стороны, говорится, что ничего страшного от наказания не случится, с другой — что наказание и дает юноше жизнь, потому что делает его мудрее, см. след. стих.
16  [8] — Букв.: почками своими — по представлению семитов, почки были средоточием чувств, эмоций человека.
18  [9] — Этот стих повторяется во второй части 24:14.
23  [10] — Букв.: купи истину и не продавай ее, (купи) мудрость, наставление и проницательность. Этот стих отсутствует в LXX.
26  [11] — Букв.: пусть глаза твои хранят мой путь; друг. чтение: пусть глаза твои находят отраду в моем пути.
28  [12] — Или: будто похититель, и захватывает изменников.
29  [13] — Или: мутные глаза.
30  [14] — Букв.: приправленного (пряностями) вина.
31  [15] — Или: как ровно льется; или: как пьется легко.
33  [16] — Или: увидят странные вещи; или: на чужих (женщин) смотреть станут.
33  [17] — Друг. возм. пер.: и будешь говорить несуразное.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.