не стремись быть среди них.
их уста разносят беду.
здравомыслием утверждается;
добром драгоценным и приятным.
обладающий знанием могущественней силача,1
когда ищут совета у многих — одержат победу.3
там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
того будут звать коварным.5
кощунник ненавистен людям.
как же ничтожна твоя сила!6
не отворачивайся от ведомых на погибель!
Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего?
Тот, Кто душу твою бережет, не ведает?
Не воздаст ли Он человеку по делам его?
сотового меда — он сладок на вкус.
отыщешь ее — есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет.7
не опустошай его жилище,
поднимется и дальше пойдет,
а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
не понравится это Ему9
и на врага твоего гневаться перестанет.
не завидуй нечестивым,
и светильник нечестивых погаснет.10
чтобы не навлечь на себя их гнева.11
и кто знает, какое возмездие12
последует от них обоих?
Пристрастный суд несправедлив.
проклянут того народы,
возненавидят его племена!
будет он благословен и счастлив.13
слаще поцелуя.14
позаботься о собственном поле,
а потом заводи себе семью.15
против ближнего своего,16
не доводи уста свои до лжи.
так и я поступлю с ним,
воздам ему по заслугам!»
мимо виноградника человека безрассудного:
всё сорняками покрыто,
каменная ограда развалилась.
подумал над тем, что увидел,
и такой урок извлек:
немного полежишь сложа руки —
ворвется нищета, как разбойник».17
24:1−2 Неразумно ревновать успеху злых людей или желать общения с ними. Они обладают способностью тянуть окружающих вниз, заставляя их опускаться на их уровень. Какой же это уровень? Их разум постоянно замышляет насилие, и их речь сосредоточена на злом.
24:3−4 Дом может символизировать жизнь человека. Прекрасная, величественная жизнь строится не нечестием, а благочестивой мудростью. Нечестие разрушает жизнь, а разум придает ей прочность и целостность. Нечестие опустошает ее, а истинное познание (рус. — «умение») наполняет ее всякой драгоценной и прекрасной обстановкой.
24:5−6 Мудрый человек может обладать большей силой, чем сильный человек, а человек думающий — могущественнее мускулистого гиганта. Война может вестись посредством мудрых советников, и чем больше таких советников, тем лучше.
24:7 Мудрость кажется навеки недоступной для глупца. Он никогда не сможет говорить с авторитетом, как это делают старейшины у ворот города.
24:8−9 Тот, кто использует данные ему Богом возможности для изобретения новых форм зла, зарабатывает себе прозвище «злоумышленника». Помысел глупости — грех, и высокомерный кощунник, зачерствелый в своем нечестии, зарабатывает презрение и омерзение у окружающих.
24:10 Одно из испытаний истинной сущности человека заключается в том, как он ведет себя под давлением. Если он сдается, когда жизнь становится слишком неуютной, он не обладает необходимыми качествами.
Христос, коль шаг мой покачнется,
И к отступленью помыслы взметнут,
Если пустыня или тернии пробудят жалобы,
Господь, Ты ноги Свои покажи.
В крови, со шрамами гвоздей Твои мне ноги покажи.
О мой Иисус, Ты ноги покажи Свои.
О Бог, осмелюсь ль я тогда показывать Тебе
Мои стопы и мои руки?
Эми Кармайкл
24:11−12 Когда невинные люди уводятся в газовые камеры, печи, и истребляются многочисленными другими методами, — когда нерожденные младенцы уничтожаются в клиниках при абортах, — непростительно стоять рядом и быть свидетелем этого, и не попытаться спасти их. И также бесполезно ссылаться на незнание. Как сказал Данте, «Самые жаркие места в аду сохраняются для тех, кто в период великого морального кризиса сохраняет нейтралитет».
Затрагивает ли это нас, верующих, которым вверена Благая Весть спасения? Мужчины и женщины погибают без Христа. Иисус сказал: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин 4:35). Осмелимся ли мы сохранять нейтралитет?
Смотри, как удлинились тени вокруг нас,
Уж скоро дню конец, закат.
Как можем мы оставить их, потерянных и одиноких?
Христос грядет — зови их всех войти!
Анна Шиптон
24:13−14 Мед здесь используется как символ мудрости. И первое, и второе полезно и сладко на вкус. Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Иначе говоря, человеку, который обрел мудрость, гарантировано светлое будущее и осуществление всех его надежд.
24:15−16 Бессовестный человек предостерегается от попыток лишить праведника его дома. Возможно второй оказался под воздействием временных трудностей, и нечестивый готов вцепиться когтями в его имущество.
Праведник может впасть в трудности или неприятности семь раз, но раз за разом снова будет вставать на ноги. Нечестивый может при первой же неудаче впасть в погибель.
24:17−18 Человек доброго характера никогда не должен радоваться, когда его врага настигают неприятности, или наслаждаться его падением. Если Господь видит человека, скрывающего в своем сердце злорадствующий, мстительный дух, Он посчитает это злорадство более достойным наказания, чем вину его противника.
24:19−20 Писание вновь предостерегает нас не расстраиваться, видя кажущийся успех злодеев, и не завидовать нечестивым. На этот раз в качестве причины указывается на то, что нечестивым приготовлено весьма неблагоприятное будущее. Им не приходится ждать ничего хорошего. Вместо этого, свет их жизни угаснет.
24:21−22 Эта притча прививает почтение и уважение к Господу, а также к царю как к Его представителю. Она предостерегает от соучастия тем, кто намеревается изменить установленные Богом власти или свергнуть правительство. Оба вида мятежа принесут внезапную, непредсказуемую погибель виновным в них.
Божье Слово учит христианина повиноваться человеческому правлению до тех пор, пока это не заставляет его идти на компромисс с верностью Господу. Если правительство приказывает ему неповиноваться Господу, тогда он должен отказаться исполнять эти указания и смиренно понести последствия этого. Ни при каких обстоятельствах христианин не должен присоединяться к заговору свержения действующей власти.
Б. Дальнейшие слова мудрых (24:23−34)
24:23−26 Здесь начинается новая подборка высказываний, принадлежавших мудрым, которая продолжается до стиха 34.
Омерзительно выказывать лицеприятие, или лицемерие, когда производится суд между правильным и неправильным. Судья, размывающий границы моральных разделений, оправдывая виновного, будет проклят людьми и осужден народами. С другой стороны, судьи, обличающие грех, будут вознаграждены Богом и благословляемы людьми. Выносящие честные и справедливые приговоры заслужат поцелуй одобрения от народа.
24:27 Так же, как, прежде, чем построить дом, человек должен расчистить деревья и обработать землю, также, прежде, чем заводить семью, он должен сначала привести в порядок свою жизнь. Таким образом, эта притча может служить предостережением от слишком поспешного вступления в брак и принятия на себя ответственности, которую он возлагает на человека, прежде, чем тот готов к этому в духовном, эмоциональном и материальном отношении.
24:28−29 Не при каких обстоятельствах никто не должен выдвигать ложное свидетельство против своего ближнего, или распространять лживые слухи о нем. Даже если этот ближний действительно совершил все эти вещи, нет никакого оправдания тому, чтобы воздавать злом за зло.
24:30−34 Автор проходил мимо виноградника ленивого человека и увидел, что все заросло терном и сорняками. Повсюду разрослась жгучая крапива. Каменная ограда обрушилась и лежит в руинах. Все это — наглядный урок для нас. Когда человек постоянно просит еще немного поспать, «еще 5 минуток», вы можете быть уверены, что бедность одолеет его, как разбойник на большой дороге, как вооруженный грабитель.
Когда мы уступаем лености в духовных вопросах, наша жизнь (виноградник) оказывается зараженной делами плоти (тернами и крапивой). Она больше не приносит плод для Бога. Наша духовная защита (ограда) оказывается сломленной, и сатана легко захватывает власть. Следствием нашего охлаждения и отступления от Бога становится обнищание души.