Притчи 25 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Вот еще притчи Соломона,
записанные слугами1 Езекии,2 царя Иудеи.
2 За премудрость сокрытую — Богу слава,3
за справедливое расследование — слава царю.4
3 Как высота небес и глубины земли,
так и сердце царя неисследимо.
4 Очисти серебро от окалины5
и выйдет сосуд у золотых дел мастера.6
5 Удали нечестивцев от лица царя —
и престол его справедливостью укрепится.7
6 Не восхваляй себя перед царем,
средь великих не стремись занять место.
7 Лучше, если скажут тебе: «Поднимись к нам»,
чем унизят тебя перед вельможей каким.8
Если и увидел ты нечто своими глазами,
что задело тебя, 9
8 не спеши затевать суд,
а иначе, что станешь делать,
если сосед твой тебя опозорит?
9 Даже если ты и затеял тяжбу с соседом,10
чужых секретов не выдавай,
10 чтобы не обесславил тебя услышавший это
и не разнеслась о тебе худая молва.
11 Слово, вовремя сказанное,11
что золотые яблоки в серебряной оправе.12
12 Золотая серьга, украшенье из чистого золота —
мудрый обличитель для чуткого уха.
13 Что прохлада от снега в страду —
надежный вестник для тех, кто его отправил;
он ободрит душу своего господина.
14 Облака и ветер, а дождя всё нет —
так и тот, кто подарки попусту наобещал.
15 Выдержку выказывая, убедишь и правителя,13
ласковая речь и кость сокрушит.
16 Если нашел мед, ешь его в меру,
а иначе пресытишься и тебя стошнит.
17 Не ходи часто в дом друга своего,
чтобы не надоел ты ему14 и не стал ему ненавистен.
18 Палица, меч и острая стрела —
таков лжесвидетель против ближнего своего.
19 Что сломанный зуб или нога хромая —
то надежда на вероломного в день бедствия.
20 Как в стужу одежды лишиться, как уксус15 лить на рану16
так и песни петь тому, чье сердце в горе.
21 Если твой враг17 голоден — накорми его хлебом,
если жаждет — дай воды напиться.
22 Так поступая, горящие угли сыплешь ты ему на голову,
и ГОСПОДЬ воздаст тебе.
23 Северный ветер родит дождь,
язык злоречивый — гнев на лицах.
24 Лучше на самом краю крыши ютиться,
чем жить в просторном доме
со сварливой женой.18
25 Как вода студеная для пересохшего горла19
так и добрая весть из дальней страны.
26 Замутненный родник, затоптанный источник —
таков праведник, что отступает перед нечестивцем.
27 Нехорошо объедаться медом,
нехорошо без конца домогаться почестей.20
28 Поверженный город без стен крепостных
таков человек, не владеющий собой.21

Комментарии МакДональда

V. Притчи Соломона, собранные мужами Езекии (25:1 — 29:27)

25:1 Притчи, содержащиеся в главах с 25 по 29, были составлены Соломоном, но собраны, или переписаны, много лет спустя слугами Езекии, царя Иудейского. Всего в этих главах содержится 140 притч, согласно численному значению букв в еврейской форме имени Езекия.

25:2 Слава Божия — облекать тайною дело. Задумайтесь обо всех секретах, скрытых в Его природном творении, в Его записанном Слове и Его делах провидения! «Он не был бы Богом, — сказал Томас Картрайт, — если бы Его помыслы и дела не превосходили бы человеческое понимание».

Слава царей — исследовать дело. В данном контексте это, вероятно, означает, что мудрый царь будет всегда находиться в курсе самых новейших открытий, способных повлиять на жизнь его царства, и проведет полное расследование для того, чтобы вынести справедливое суждение и сформулировать здравую политику правления.

Для нас применение этой притчи заключается в том, что мы должны быть усердны в исследовании духовных сокровищ, содержащихся в Библии.

25:3 Высота небес кажется безграничной, и глубины земли кажутся неисследимыми. Точно так же есть что-то непостижимое в сердце благородных царей, — никто не знает точно, что у них на уме.

25:4−5 Когда серебро расплавляется в плавильне, примеси или нечистоты поднимаются на поверхность в виде шлаковой накипи. Когда эта накипь удаляется, серебренник получает жидкий металл, пригодный для изготовления драгоценных изделий. Примесь здесь символизирует неправедных советников при царском дворе. Когда они будут удалены, царство утвердится на праведном основании.

Первое, что сделает Христос, когда вернется, чтобы установить Свое правление, — Он очистит Его царство от непокорности, беззакония, и всего, что неугодно Богу.

25:6, 7 Весьма мудро поступает тот, кто не пытается протолкнуться в первые ряды царского двора, и не стремится занять место среди именитых людей. Намного лучше быть приглашенным на почетное место, чем занять его самому, а потом быть публично униженным в присутствии царя.

Этот совет напоминает слова книги пророка Иеремии 45:5 — «А ты просишь себе великого: не проси». А также слова Господа Иисуса в Евангелии от Луки 14:8−10.

Окончание стиха «которого видели глаза твои» может также относиться к следующему стиху, который в Исправленном Стандартном Переводе (ИСВ) звучит как «То, что видели глаза твои, не торопись выносить перед судом...»

25:8−10 Библия осуждает склонность к судебным разбирательствам и желание скорее начать судебную тяжбу по любому вопросу. Человек может рассказать все, что он видел, и, тем не менее, оказаться посрамленным, когда его соперник произнесет свое свидетельство.

Спорные вопросы лучше решать частным образом (см. Мф 18:15), и не рассказывать о них всем окружающим, как советует неизвестный автор:

«Небольшое разногласие возникает между вами и вашим другом, и вам не хватает смелости пойти и обсудить это с ним лично, наедине. Вместо этого, вы рассказываете о том, что произошло, кому-то другому. Принцип, преподанный нам в Божьем Слове, забывается, полагая основание большей проблеме. Обсуждение подобных вещей с другими не приводит ни к чему хорошему, и, в конечном итоге, лишь увеличивает размолвку. Если бы мы только приняли этот стих как руководство к действию, и всегда сопоставляли с ним свои действия, мы могли бы отложить в сторону многие тривиальные «тяжбы» и ссоры, и избавить себя от многих волнений». Стих 10 рассматривает тот случай, когда третий человек упрекает вас за то, что вы не обратились непосредственно к вашему обидчику, и вы получаете репутацию сплетника — или и того хуже!

25:11 Уместное, подобающее слово — как золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах. Правильное слово также прекрасно с моральной точки зрения и подходяще для ситуации, как сочетание драгоценных и красивых металлов.

25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота усиливают физическую привлекательность. Так же и мудрый обличитель добавляет нравственную красоту тому, кто желает выслушать и научиться.

25:13 Обычно снег во время жатвы был бы великим бедствием. Однако здесь подразумевается снег, добавленный в воду, подаваемую жнецу на поле.

Так же, как охлажденный льдом напиток освежает человека в жаркий день, так и верный посол доставляет освежение тем, кто посылает его.

25:14 Человек, обещающий подарок, но не держащий своего обещания, подобен тучам и ветру, которые заставляют людей надеяться на приближение дождя, но проходят мимо, не принеся его.

Хотя эта притча не говорит о духовных дарах, тем не менее, она имеет важное применение для нас. Человек может выдавать себя за одаренного учителя или проповедника, но лишь разочаровывает своих слушателей, когда оказывается, что он не может оправдать их ожиданий. У индейцев существовало особое определение для такого рода людей: «нагоняет сильный ветер, но не приносит дождя».

25:15 Кротость и терпение часто оказываются более убедительными для вельможи, чем если человек начинает раздражаться и сердиться. Точно также, мягкий, добрый язык может переломить кость, то есть, может совершить больше, чем укус сильных зубов и челюстей.

26:16 Мед полезен, когда употребляется в умеренном количестве, но слишком большая доза даже чего-то очень полезного может привести к плачевным результатам. Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Лэрри Кристенсон приводит пример этого: «В семье наших друзей растет восемь детей, все из которых очень любят мороженое. Однажды жарким летним днем одна из младших дочерей заявила, что ей бы очень хотелось, чтобы они могли всю жизнь питаться только мороженым! Остальные дети дружно поддержали ее слова, и, к их удивлению, отец сказал: «Хорошо. Завтра вы получите столько мороженого, сколько захотите, и ничего больше, — только мороженое!» Дети громко закричали от восторга и с трудом дождались наступления следующего дня. К завтраку они сбежались шумной гурьбой, с криком требуя своего любимого вида мороженого — шоколадного, клубничного, ванильного — по полной глубокой тарелке! В качестве перекуса они снова ели мороженое. И на обед тоже, только в немного меньшем количестве. Когда же они снова собрались дома на полдник, их мама как раз доставала из духовки свежеиспеченные кексы, аромат которых разносился по всему дому. «Здорово!» — сказал маленький Тедди. «Свежие кексы! Обожаю!» Он, было, направился к шкафу за вареньем, но мать остановила его. «Разве ты не помнишь? Сегодня день мороженого — только мороженого, и ничего больше».

«Ах да.»

«Хочешь тарелочку мороженого?» «Нет, спасибо. Просто положи мне немного в вафельную трубочку». К ужину энтузиазм по поводу мороженого заметно угас. Когда все собрались вокруг стола, молча уставившись на тарелки, полные мороженого, Мэри, — чьи слова положили начало всему произошедшему, — взглянула на отца и сказала: «А нельзя ли нам поменять это мороженое на корочку хлеба?»

25:17 Умеренность применима не только к меду, но и к посещению друзей. Очень важно знать, когда нужно уйти. Вы можете исчерпать гостеприимство хозяев.

«Насколько лучше Божья дружба, чем дружба человека», — говорит Картрайт. «Чем чаще мы приходим к Богу, тем с большей радостью Он принимает нас».

25:18 Вот три уместных сравнения для человека, произносящего ложное свидетельство против своего ближнего: Молот — калечащий и разбивающий на мелкие кусочки. Меч — остро заточенный с двух сторон.

Острая стрела — пронзающая и ранящая.

25:19 Если вы сильно кусаете что-то сломанным зубом, то потом сильно об этом пожалеете. Если вы поместите весь свой вес на вывихнутую ногу, она подведет вас. Так же неразумно полагаться на ненадежного человека во время нужды — это принесет лишь боль и разочарование.

25:20 Пение песен печальному сердцу вызывает у слушающего раздражение, досаду и неприятие. Это также неуместно, как забирать у человека одежду в холодный день, и вызовет такую же боль и раздражение, как и уксус, пролитый на рану.

Кит Уэстон рассказывал о служителе, который впервые посещал человека в больнице. «Он обнаружил бедного пациента с обеими ногами на растяжках, обеими руками в гипсе, и с капельницей в одной из них. Вытаскивая свою большую евангелическую Библию, он сказал с огромной евангелической улыбкой на лице: «Брат мой, радуешься ли ты?»» Уэстон заметил: «Служитель так и не сказал мне, что ответил ему больной, но это было не очень вежливо».

25:21−22 Апостол Павел цитирует эти стихи в послании к Римлянам 12:20. Мы можем преодолевать зло добром, вознаграждая всякую обиду или оскорбление добротой.

Раздраженная соседка позвонила новообращенной верующей и разразилась гневной тирадой по поводу пятилетней дочки этой женщины, потоптанных ею цветов, разбитого окна и других проступков. Когда же та остановилась, чтобы набрать воздух, христианка попросила соседку зайти к ней, чтобы обсудить эту проблему.

Когда та пришла, в комнате уже был накрыт стол с кофе и сладкими булочками. «Простите, я не знала, что вы ждете гостей». «Нет, — ответила верующая, — я подумала, что мы могли бы поговорить о моей дочери за чашкой кофе». Она поблагодарила Бога за еду и попросила Его дать им мудрости, чтобы решить проблему. Когда она открыла глаза, то увидела, что ее гостья плачет. «Дело совсем не в вашей дочери, а в моей», — выпалила соседка. «Я даже не знаю, почему я так сорвалась на вас. Я просто больше не могу справляться со своими детьми, своим мужем, и своим домом!»

Как только у соседки вырвалось это признание, новообращенная христианка начала свидетельствовать ей о Боге. В течение последующих шести недель соседка и вся ее семья обрели рождение свыше.

25:23 Северный ветер производит дождь; так же язык, тайно злословящий окружающих, производит недовольные лица. Недовольство, несомненно, исходит от жертвы сплетен, и также должно исходить от всякого, кто слышит их. Если бы люди упрекали сплетника за его сплетни, ему вскоре пришлось бы прекратить делать это.

25:24 Данный стих практически идентичен 21:9, и повторяется для того, чтобы подчеркнуть то, насколько неприятно жить с придирчивой женой.

25:25 Евангелие есть Божья добрая весть из дальней страны — с небес. Как холодная вода для жаждущей души, Евангелие приносит освежение и утоляет жажду.

25:26 Когда хороший человек склоняется перед нечестивым, когда праведник идет на компромисс, поддается давлению или перестает отстаивать правду, — это подобно источнику с возмущенной, замутненной водой, или загрязненному роднику. Люди ищут в нем чистоты, но находят лишь разочарование.

25:27 Нехорошо слишком пресыщаться медом. «За пределами Божественного «достаточно» лежит тошнота, — пишет Киднер, — а не экстаз».

Точное толкование еврейского оригинала второй строки неясно. Оно может означать, как говорится об этом в Новом Переводе Короля Иакова (НКИ), «домогаться собственной славы не есть слава», или «исследовать весомые вопросы есть бремя» (ДжНД), или «исследовать весомые вопросы есть слава» (ДжНД, заметки на полях). Любой из этих вариантов достаточно разумен.

25:28 Человек, который не научился владеть собой, подобен незащищенному городу: открыт для всякого нападения, подвержен любому искушению.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: мужами, ср. 3Цар 10:8.
1  [2] — Езекия — благочестивый царь Иудеи, правивший с 716 по 687 гг. до Р. Х., см. 4Цар 18−20; 2Пар 29−32; Ис 36−39.
2  [3] — Или (ближе к букв.): величие Бога — делать нечто сокровенным.
2  [4] — Или (ближе к букв.): величие царя — расследовать дело.
4  [5] — Ср. Ис 1:22,25; Иез 22:18,19.
4  [6] — Ср. Ис 41:7; Ис 46:6.
5  [7] — См. 16:12.
7  [8] — Ср. Лк 14:7−11.
7  [9] — Букв.: что увидели глаза твои. Друг. возм. пер: перед вельможей, которого видели глаза твои.
9  [10] — Букв.: веди тяжбу / спорь с соседом, но…
11  [11] — Или: сказанное должным образом; ср. 15:23.
11  [12] — Возможно, имеется в виду ювелирное украшение в виде яблока или граната, инкрустированное оправой с изображениями растений или животных.
15  [13] — Или: князя.
17  [14] — Букв.: чтобы он не пресытился тобой.
20  [15] — Друг. возм. пер.: в день бедствия, (это) как в стужу одежды лишиться. Как уксус
20  [16] — Перевод по LXX; масоретский текст: на соду.
21  [17] — Букв.: ненавидящий тебя.
24  [18] — Стих дословно повторяет 21:9.
25  [19] — Здесь евр. слово нефеш (традиционный перевод: душа) может быть понято в своем первоначальном значении «горло», ср., напр., Ис 5:14. С другой стороны, прочтение «для томимой жаждой души» тоже возможно: душа человека томится без вестей о близких на чужбине. В тексте присутствует игра слов.
27  [20] — Так по друг. чтению. Масоретский текст неясен, возм. пер.: нет славы в том, чтобы добиваться славы.
28  [21] — Букв.: что не может сдержать свой дух.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.