Притчи 4 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Слушайте, дети, отеческое наставленье,
внимайте, чтобы разум обрести,
2 ибо я даю вам добрые советы,
поученьем моим не пренебрегайте.
3 Был и я сыном у своего отца,
любимцем дорогим у моей матушки.
4 Отец, поучая меня, так говорил:
«Сохрани слова мои в сердце,
береги мои заповеди,
и будешь жив.1
5 Приобретай мудрость,
разумение приобретай,
слов моих не забывай,
не отступай от них.2
6 Не отвергай мудрости —
и она будет оберегать тебя,
люби ее —
и она защитит тебя.
7 Мудрость приобретай —
вот где ее начало.
Но превыше всего
стремись обрести разумение.
8 Лелей мудрость —
и она тебя возвысит,
прославит тебя,
если заключишь ее в объятья.3
9 Прекрасным венком
голову твою увенчает,
одарит тебя венцом великолепным».
10 Сын мой! Выслушай
и прими то, что я скажу, —
и это даст тебе долголетия.4
11 Пути мудрости я учу тебя,
на прямую дорогу5 тебя направляю.
12 Ты пойдешь по ней —
и будет легок твой шаг,
побежишь — и не споткнешься.
13 Крепко держись моих наставлений,
не расставайся с ними, береги их,
ибо в них — твоя жизнь.
14 На стезю нечестивцев не ступай,
по пути злодеев не следуй.
15 Сторонись его,
не приближайся к нему,
прочь иди от него, пройди мимо.
16 Ведь не могут они уснуть,
если не совершат зла;
не сомкнут глаз,
если кого не погубят.
17 Поедают они злодейство, как хлеб,
и насилием упиваются, как вином.
18 Путь праведных
словно свет зари,
что сияет всё ярче и светлее к полудню.
19 Путь нечестивых
окутан глубокой мглой,
не знают они, где споткнутся.
20 Сын мой! К словам моим будь внимателен,
к речам моим слух приклони.
21 Пусть не ускользнут они от взора твоего,
сохрани их в сердце своем.
22 Ведь они — жизнь для того, кто их обретет,
исцеленье для всего тела.
23 Пуще всякого богатства оберегай сердце свое,
ибо в нем — источники жизни.
24 Отворачивайся от уст с речью лживой,
удаляйся от языка нечестного.
25 Пусть глаза твои смотрят прямо,
взор твой вперед пусть будет обращен.
26 Тропу прокладывай прямую,
и все пути твои будут надежны.
27 Не уклоняйся ни вправо, ни влево,
и ноги удержи от зла.

Комментарии МакДональда

Е. Мудрость как семейное сокровище (4:1−9)

4:1 В первых девяти стихах Соломон повторяет наставление, полученное им от отца, и призывает своих детей не жалеть сил на то, чтобы обрести истинную мудрость. Книга Притч изобилует ревностными призывами к молодым прислушаться к наставлениям мудрого отца.

4:2 Поддержание дружеских отношений с благочестивыми людьми более старшего возраста стоит затраченных на это усилий. У них можно многому научиться, а годы их жизненного опыта принесут вам только пользу. Их учение есть благо, и им не стоит пренебрегать.

4:3 Здесь Соломон говорит о том времени, когда он был сыном своего отца и «единственным» у своей матери. На самом деле, он не был единственным сыном у своей матери, однако возможно это выражение означает «единственным в глазах матери» или «любимцем своей матери» (Нокс).

4:4 Отец Соломона, царь Давид, учил сына хранить его мудрое наставление и, таким образом, жить так, чтобы его жизнь чего-то стоила. Краткое обобщение наставлений Давида приводится в стихах 4б-9.

4:5−6 Самым главным для него было то, чтобы его сын приобрел мудрость и разум, — что, на самом деле, означает научиться жить для Господа. Чем бы Соломон ни занимался в своей жизни, он не должен был забывать об этом, потому что стоящей будет только жизнь, прожитая для Бога.

4:7 Первый шаг к приобретению мудрости заключается в том, чтобы иметь мотивацию или твердое намерение. Мы находим в жизни то, к чему стремимся. Мы должны стремиться приобрести мудрость всеми силами, чего бы это ни стоило, в процессе поиска обретая разумение и проницательность. Это означает, кроме всего прочего, что мы научимся делать выбор между добром и злом, хорошим и лучшим, душевным и духовным, временным и вечным.

4:8 Если мы поставим Мудрость на первое место среди наших приоритетов, она постепенно возвысит нас. Если мы прилепимся к ней, если будем относиться к ней с любовью и привязанностью, она приведет нас к славе.

4:9 «Она искусно украсит тебя, и увенчает тебя славой» (Моффат). Мудрость дарует своим детям моральную красоту. Противоположностью этому, например, является омерзительность жизни, отданной растлению и аморальности.

Ж. Мудрость и два пути (4:10−27)

4:10 Завершив цитировать советы своего отца, Соломон вновь возобновляет призывы к своему сыну. Как правило, хотя и не без исключений, считается, что «чистая» жизнь благоприятствует долгой жизни. Подумайте о том, как табак, алкоголь, наркотики и сексуальный грех напрямую связаны с болезнями и смертью.

4:11−12 Отцу доставляет огромное удовольствие видеть, что он указал своему сыну путь мудрости и был для него хорошим примером. Тем не менее, любое научение должно сопровождаться личным примером. Поступки отца говорят громче, чем его слова.

Сын, ходящий прямыми стезями, не будет стеснен, и когда побежит, не споткнется.

Сирийская версия гласит: «Когда ты будешь идти шаг за шагом, я буду открывать путь перед тобой». Это учит нас двум важным принципам. Во-первых, Бог ведет нас шаг за шагом, а не открывает сразу весь план целиком. Во-вторых, Бог ведет людей тогда, когда они двигаются вперед для Него. Для того, чтобы шкипер мог управлять кораблем, судно должно находится в движении. Так же и с велосипедом: вы можете управлять им только тогда, когда он движется. Этот принцип является истинным и для нас: Бог направляет нас тогда, когда мы находимся в движении для Него.

4:13 Мы должны крепко держаться хорошего наставления, и не позволять ему оставить нас. Мы должны хранить мудрость так же, как мы хранили бы собственную жизнь, — потому что она и есть наша жизнь, особенно если мы подразумеваем под этим Воплощение Мудрости в личности Иисуса Христа.

4:14 Стихи 14−19 предостерегают от дружбы с нечестивыми и противопоставляют путь тьмы и путь света.

Эти увещевания не связывать себя с нечестивыми не являются запретом свидетельствовать таким людям, но запрещают принимать какое-либо участие в их планах.

4:15 В этих кратких, отрывистых повелениях звучат ноты важности и предостережения. Оставь жизнь греха. Не подходи близко даже ради того, чтобы расследовать происходящее. Поверни в другую сторону. Продолжай удаляться. Возможно, это может показаться интересным, интригующим, захватывающим, но, в конечном итоге, грех уничтожит тебя.

4:16−17 Приверженцы греха не заснут, если не провернут какое-то темное дельце. Их мучает ужасная бессонница, если они не доведут кого-то до бедствия и уничтожения.

Их пища — хлеб беззакония и вино хищения. Иначе можно сказать, что беззаконие стало для них пищей и питьем.

Эти стихи представляют читателю яркую картину греховной природы человека. Поскольку его природа — грех, творить беззаконие для него подобно пище и питью для тела. Этот отрывок относится не только к преступникам (см. комментарий на Иер 17:9).

4:18−19 Жизнь праведного не такова. Она — как свет зари, который более и более светлеет, пока не достигнет яркого полдня. Иначе говоря, путь праведных становится все лучше и ярче день за днем.

Беззаконные спотыкаются в глубокой тьме, даже не понимая, обо что они споткнулись.

4:20 Соломон продолжает умолять своего сына прислушаться к его словам наставления и мудрости. В стихах, подобных этому, мы должны услышать голос Господа, обращающийся к нам.

4:21 Ради нашего же блага мы не должны упускать из виду наставления Мудрости, но должны сохранять их в своем сердце.

4:22 Слова Мудрости приносят жизнь, созидая нас. Как сказал Иисус: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63).

Они — здравие для всего тела человека, потому что избавляют его от грехов и потрясений, которые становятся причиной многих болезней.

4:23 Стихи 23−27 являются ветхозаветной параллелью Римлянам 12:1. Они умоляют нас предоставить все наше существо Богу — сердце, уста, губы, глаза и ноги. Бог начинает работу изнутри, и постепенно распространяет ее наружу.

Сначала — сердце. Оно символизирует внутреннюю жизнь, ум, мысли, мотивы, желания. Разум является источником, из которого берут начало наши действия. Если источник чист, то будет чист и поток, истекающий из него. Каковы помыслы человека, таков он и есть. Этот стих подчеркивает важность чистоты помыслов.

4:24−25 Лживость уст подразумевает нечестную, неискреннюю речь. Лукавство языка говорит об обмане и скрытности в словах.

Глаза и ресницы (или «веки» — англ.), которые смотрят прямо, указывают на стремление к единой цели, когда человек не сбивается с пути, обращаясь к греху или чему-либо, недостойному внимания. В наши дни, когда средства массовой информации обрушивают на нас водопад информации, сфабрикованной так, чтобы возбуждать в человеке плотские желания, мы должны научиться сосредотачивать свое внимание на Христе (Евр 12:2).

4:26−27 Если мы внимательно обдумываем стезю святости, тогда все наши пути будут хорошо организованны и безопасны.

На всем протяжении пути направо и налево отходят аллеи и переулки, ведущие к излюбленным обителям греха. «Давайте оставаться верными Христу, хоть сотней голосов нас мир зовет к себе».

Когда у вас появляется искушение отправиться в сомнительное место, спросите себя: «Если Иисус вернется сегодня, хотел бы я, чтобы Он нашел меня там?» Удали ногу твою от зла.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с первой частью 7:2.
5  [2] — Букв.: не забывай, не отклоняй речей уст моих.
8  [3] — Букв.: обнимешь — спасительная любовь к мудрости противопоставляется пагубной любви к чужой жене. Ср. 2:16−19; 5:3−20; 6:24−35, а также гл. 7.
10  [4] — Букв.: годы жизни.
11  [5] — Или: на дорогу праведности / правды.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.