Притчи 9 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Построила себе Премудрость дом,
вытесала семь столбов его,
2 заколола животных,
приправила вино,
приготовила трапезу.
3 И служанок своих отправила звать,
и сама звала с городских высот:
4 «Кто неопытен, идите сюда!1
И кто неразумен, тому скажу:2
5 „Приходите, хлеб мой ешьте,
пейте вино, мною приправленное.
6 Оставьте свою наивность —
и будете живы.
Ступайте по пути разума“».
7 Станешь наставлять человека бесстыдного —
наживешь оскорбления,
обличишь нечестивца —
сам пострадаешь.3
8 Не обличай человека бесстыдного,
иначе он тебя возненавидит,
обличай мудрого,
и он возлюбит тебя.
9 Дай наставление мудрому —
он станет еще мудрее,
учи праведного —
он приумножит знание.
10 Начало мудрости —
благоговение пред ГОСПОДОМ,
познание Святого — разумение.
11 Со мною умножатся дни твои,
продлятся годы жизни твоей.
12 Если мудр ты,
мудрость твоя тебе же во благо,
если же ты кощунник,
то сам и поплатишься.
13 Глупость — это женщина крикливая,
невежда, ничего не знающая.
14 Садится у дверей своего дома,
повыше,4 у всего города на виду,5
15 зазывает прохожих,
идущих прямым путем:
16 «Кто неопытен, идите сюда!
И кто неразумен, тому скажу:
17 „Краденая вода — слаще,
хлеб, съеденный тайком, — вкуснее“».
18 И не знает прохожий,
что там — мертвецы.6
Кто на зов ее откликнулся —
в глубинах Шеола7 оказался.

Комментарии МакДональда

М. Приглашения мудрости и глупости (9:1−18)

9:1 Здесь мы вновь видим Мудрость. На этот раз она строит себе дом и готовит огромное пиршество для тех, кто примет ее приглашение. Пир особенно уместен как картина радости, общения и удовлетворения, которые она предоставляет своим гостям.

Семь столбов находят самые различные истолкования. Некоторые комментаторы обращают нас к книге Исаии 11:2 и видят в этих семи столбах семь даров Святого Духа, пребывающих на Мессии, однако, на самом деле, явно там перечислены только шесть. Альтернативное истолкование основывается на Иакова 3:17, где о мудрости, сходящей свыше, сказано, что она: (1) чиста, (2) мирна, (3) скромна, (4) послушлива, (5) полна милосердия и добрых плодов, (6) беспристрастна и (7) нелицемерна.

9:2−3 Мясо и вино подаются в изобилии. Приготовлена роскошная трапеза. Царственная хозяйка посылает слуг провозгласить приглашение с возвышенностей города. Поручение, данное слугам, должно напоминать нам, тем кто уже пришел к познанию Божьей Мудрости, т.е. Господа Иисуса, делиться этой Мудростью с другими, приглашая их прийти, найти и насладиться радостью общения с Ним лично.

9:4−6 Приглашение приводится дословно. Оно адресовано неразумным, иначе говоря, впечатлительным людям, склонным следовать любому заблуждению и сбиваться с пути, таким образом постоянно нуждаясь в помощи и водительстве. Оно не предназначено для мудрых, потому что они уже находятся внутри ее дворца.

Меню включает в себя лучшие яства и самое изысканное вино, растворенное самой Мудростью.

От пришедших ожидается, что они распрощаются с неразумием, и покажут, что в их жизни произошли нравственные изменения.

9:7−9 Последовательность повествования здесь нарушается, но, возможно, эти стихи разъясняют, почему приглашение не распространяется на кощунников, либо почему гости Мудрости должны избегать общения с ними.

Если вы поучаете кощунника, в обмен на это вы обретете лишь брань. Если вы обличаете нечестивого, он обратится против вас, и вы наживете себе оскорбления и ругательства.

То, как человек реагирует на обличение, является свидетельством о его характере. Кощунник возненавидит вас, в то время, как мудрый человек поблагодарит вас. Как вы реагируете на то, когда вас исправляют или обличают родители, учителя, начальники или друзья?

Вместо того, чтобы обижаться на критику, мудрый человек принимает ее во внимание и, благодаря этому, становится еще мудрее. Правдивый человек приносит себе пользу, приумножая полезные знания.

9:10 И снова Писание напоминает нам о том, что началом и источником любой истинной мудрости является страх Господень. «Истинное знание заключается в познании Бога» (Моффат). Обладая познанием Святого, истинный верующий видит больше, стоя на коленях, чем остальные видят, стоя на цыпочках.

Святой (во множественном числе) может означать множество величия, совершенства и всеобъемлющего величия, либо может являться измененной формой «Элохим» — множественного числа слова «Бог».

9:11 Мудрость приумножает дни и прибавляет годы жизни. Она дарует не просто долгую жизнь, но делает ее хорошей и продуктивной, и потом — за ее пределами — открывает жизнь, не имеющую конца.

9:12 Быть мудрым человеком — для его собственной выгоды; тем самым он приносит пользу себе самому более, чем кому-либо еще. С другой стороны, если он избирает кощунствовать, он сам пострадает от последствий этого, хотя вовлеченными в них, конечно, могут оказаться и другие люди. В конечном итоге он один оказывается победителем или проигравшим.

9:13 Те, кто отвергает приглашение на пир Мудрости, становятся главными кандидатами для поста Глупости. Обратите внимание на очевидный контраст между элегантным предложением Мудрости (ст. 1−6) и безвкусным предложением Глупости (ст. 13−18).

Безрассудная женщина громкоголоса, пустоголова и бесстыдна.

9:14−16 Она сидит перед своим домом или на подозрительных высотах города, не как уважаемая госпожа, а как бесстыдная блудница, какой она и является.

Она вышла на охоту, чтобы соблазнить мужчин, которые легко сбиваются с пути, глупых простаков, у которых не хватает разумения.

9:17 Ее доводы: «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». Иначе говоря, она утверждает, что незаконные половые сношения привлекательны именно своей недозволенностью, будучи окружены таинственностью и секретностью.

Когда падшей человеческой природе что-либо запрещается, это запрещение пробуждает желание творить запретное в еще большей мере (см. Рим 7:7−8). Блудница апеллирует именно к этому порочному инстинкту человека. Она приглашает к себе доверчивых и податливых.

9:18 Но она не открывает им другую сторону истории. За мгновениями удовольствия и страсти следует целая жизнь сожаления и вечность в глубинах преисподней.

Даже мир иногда соглашается с истинностью этого стиха. Популярная французская песня прошедшего столетия, описывая представление мира о «любви», дает ей весьма уместное определение (перевод с английского):

«Удовольствия любви длятся всего одну ночь;
Горечи любви — на всю оставшуюся жизнь».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Точно таким же образом призывает к себе персонифицированная Глупость, соперница Премудрости (см. 9:16).
4  [2] — Перевод по друг. чтению; то же в ст. 16.
7  [3] — Или: себя запятнаешь / получишь увечье.
14  [4] — Букв.: стуле / троне.
14  [5] — Букв.: на возвышенных местах города.
18  [6] — См. примеч. к 2:18.
18  [7] — Здесь проводится параллель между образом персонифицированной Глупости и чужой женой, губительницей неопытных молодых людей (ср., напр., 2:18; 7:27).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.