Екклесиаст 10 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 От мертвых мух смердят

и портятся благовония,
от глупости малой
обесценивается мудрость достойных.

2

Если сердце мудрого поведет направо,
то сердце глупца — налево,1

3

и если даже глупец просто идет своей дорогой,
недомыслие его всем напоказ
и всякому скажет о глупости его.

4

Правителя прогневил — прочь не беги:
владеющему собой2 простятся и немалые проступки.

5 И еще такое зло повидал я под солнцем: несправедливость исходит от самого властителя,
6 возносятся глупцы, и унижены богатые.
7 Видел я рабов, что скачут на конях, тогда как вельможи по-рабски ходят пешком…
8

Кто яму роет — сам в нее упадет,
а кто ломает стену — того укусит змея.

9

Каменотес может надорваться,
и дровосек рискует пораниться.

10

Если лезвие топора затупилось и его не заточили,
то придется рубить со всех сил —
а в умелых руках дело спорится!3

11

Если змея укусила прежде заклинания —
то какой прок в заклинателе?

12

Благодатны слова из уст мудрого человека,
а уста глупца поглотят его самого:

13

начало речей его — просто глупость,
а уж конец речей его — злое безумие,

14

так и множит глупец слова.
Никто не знает, что будет после него, —
кто бы возвестил ему это?4

15

Любое усилие — в тягость глупцу,
он и до города дойти не сумеет.

16

Горе тебе, страна, где слуга5 воцарился,
а вельможи с утра пируют!

17

Блаженна страна,
где царь — из достойного рода,6
а вельможи за стол садятся вовремя —
подкрепляются, а не напиваются.

18

От великой лени проседает потолок,
у бездельника протекает кровля.

19

Пища радость приносит,
вино скрашивает жизнь, —
но отвечает за всё серебро.7

20

И не думай злословить царя,
даже в спальне у себя не ругай богача:
птицы небесные подслушают сказанное,
крылатые8 перескажут слово твое!

Комментарии МакДональда

Г. Мудрые и безумцы под солнцем (Гл. 10)

10:1 Когда мухи увязают в благовонной масти и погибают, они делают ее зловонною. Аналогия этому есть и в человеческом поведении. Человек создает себе репутацию мудреца и пользуется почетом, но одним промахом может все погубить. Люди будут помнить одну маленькую ошибку и забудут о годах достижений. Любой человек может погубить свою репутацию, произнеся на публике три необдуманных слова.

10:2 Правая сторона традиционно считалась более умелой, а левая — менее. Мудрый человек знает, как поступать правильно; глупый же — неуклюжий растяпа.

10:3 Даже когда глупец делает простые вещи, например, идет по дороге, он выдает недостаток здравого смысла. Он всякому покажет, что он глуп, — то есть либо он называет всех остальных глупцами, либо демонстрирует свое собственное невежество во всем, что делает. Скорее всего, имеется в виду последнее.

10:4 Если начальник сердится на вас, лучше не уходить в приступе гнева. Лучше вести себя кротко и повиноваться. Это быстрее умиротворит его и искупит ваш проступок.

10:5−6 В этом непонятном мире Соломона волновали также неразумные решения и несправедливые поступки властелинов. Часто высокие посты занимают люди, не имеющие подходящих для этого качеств, а талантливые люди вынуждены заниматься презренным трудом.

10:7 Таким образом, рабы часто ездят на конях, а князьям приходится ходить пешком. Подобное неравенство существует в политике, производстве, военной службе и религии.

10:8 Тот, кто копает яму для другого, сам окажется жертвой своего коварства. Греховные замыслы падут на голову злоумышленника.

Тот, кто разрушает ограду, либо чтобы незаконно проникнуть куда-нибудь, либо для кражи, либо для изменения границ собственности, будет ужален змеей или каким-то иным образом заплатит за свое преступление.

10:9−10 Даже законная деятельность связана с риском. Каменщик может пострадать от упавших камней, а дровосек — от топора.

Работать с помощью острых орудий труда выгодно. При использовании других орудий приходится работать намного дольше. Время, которое тратится на затачивание топора, окупается позже экономией времени и усилий. Мудрость помогает исправлять недостатки и придумывать приспособления, облегчающие труд. Леупольд передает эту мысль так: «Мудрость готовит путь к успеху».

10:11 Какой смысл в заговаривании, если змея ужалит тебя раньше? Мы могли бы сказать: какой смысл запирать амбар, если его содержимое уже украдено? Все нужно делать вовремя, чтобы в усилиях был смысл.

10:12−13 Слова из уст мудрого полезны, потому что они — благодать. Слова глупого ведут к неудаче.

Сначала это может быть безвредная чепуха, но в конечном итоге это превращается в безумие.

10:14 Глупый не умеет вовремя остановиться. Он говорит много, но это всего лишь слова. Он говорит так, словно все знает, но это не так. Его бесконечная болтовня неизбежно завершается похвальбой о том, что он совершит в будущем. Он подобен богатому глупцу, который сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12:18−19). Но он не знает, что произойдет потом. Лучше бы он говорил: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак 4:15).

10:15 Он истощает себя, занимаясь безрезультатной и непродуктивной работой. Он не замечает очевидного и не может найти дорогу в видный издали город. Вероятно, мы могли бы добавить, что он недостаточно умен, чтобы укрыться от дождя. Его невежество в таких простых вещах приводит к тому, что все его планы на будущее остаются на словах.

10:16−17 Жаль ту землю, правитель которой — человек незрелый и впечатлительный, как отрок, а его советники утром пируют, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности.

Счастлива та земля, царь которой — человек с характером, благородный, князья которой придерживаются рамок приличия и проявляют воздержание, употребляя пищу для подкрепления, а не для пресыщения.

10:18 Постоянная леность и небрежность могут привести к тому, что дом развалится. Дом здесь символизирует и страну, и жизнь отдельного человека. Любая крыша прохудится, если владелец не чинит ее.

10:19 Еда доставляет удовольствие. Вино придает дополнительную радость жизни. Деньги — ответ на все.

Действительно ли Соломон считал, что серебро — ключ ко всем удовольствиям? Возможно, он просто имел в виду, что за деньги можно купить все, что человеку нужно из пищи и питья. Или же он просто цитирует правителей из стиха 16, когда их предупреждают, куда приведут их злоупотребления (ст. 18). Факт заключается в том, что, как сказал некто, за деньги можно купить все, кроме счастья, и билет куда угодно, кроме как на небеса. Жизнь человека — не в обилии вещей, которыми он обладает.

10:20 Старайтесь не говорить дурно о царе или его богатых подданных. Вы можете думать, что никто вас не слышит. Но даже у стен есть уши, и какая-нибудь птица может донести ваши слова до царского дворца. У неосторожных высказываний могут вырасти крылья.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: сердце / разум мудрого на правой его (стороне), сердце глупца — на левой.
4  [2] — Или: спокойному / кроткому.
10  [3] — Букв.: пользу приносит мудрость / мастерство. Или: тот, кто правильно использует мудрость, будет успешен.
14  [4] — Или: хоть и не знает, что из этого выйдет.
16  [5] — Или: дитя.
17  [6] — В знач. принадлежащий к правящей аристократии. Или: из людей свободных.
19  [7] — Или: но деньги решают всё. Друг. возм. пер.: а деньги всем дают занятие / работу.
20  [8] — Здесь это общее название птиц и летучих насекомых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.