Екклесиаст 8 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Кто, как не мудрый,

может всё разъяснить?
Мудростью освещается лик человека
и смягчается суровость лица.1

2 Так я скажу: слово уст царевых исполняй ради клятвы пред Богом.
3 От лица царева уйти не спеши, но и дел дурных не отстаивай. Ибо что царь захочет, то и сделает.
4 Слово царское властью обладает, и кто возразит царю: „Что ты творишь“?
5 Кто заповедь соблюдает — тому царь не причинит зла, сердце мудрого знает и сроки, и порядок.2
6 У всего есть свой срок и свой порядок, однако выпадают на долю человека и тяжкие бедствия.
7 Да и не знает человек, что будет впереди. И кто о будущем ему возвестит?
8 И не властен человек над ветром,3 не может его удержать, не властен он и над временем собственной смерти, отпуска нет на войне, и не спасется злодей злодейством своим.
9 И всё это я перевидал, сердцем вникая в дела, что творятся под солнцем, постигая, как с жестокостью4 господствует над человеком человек.
10 Но повидал я и другое: погребают люди злодея и расходятся от места погребения,5 и забывает город о его злодействах… И это тщета.
11 Где не спешат карать злодеянья, там и тягою к злодеяньям наполняются людские сердца.
12 По сто раз творит грешник злые дела, и всё же продлевается его жизнь. Но знаю я: благо будет тем, кто благоговеет пред Богом, в благоговенье пред Ним пребывает.
13 И не будет блага злодею, и недолговечен он, словно тень, потому что нет в нем благоговенья перед Богом.
14 Вот еще какая тщета творится на земле: праведным порой выпадает удел злодеев, а злодеям — удел праведных. Я сказал и об этом: тщета!
15 И воспел я хвалу веселью, ибо нет ничего лучшего для человека под солнцем, как есть, пить да веселиться… Пусть сопровождает это труды человека во все отпущенные ему Богом дни под солнцем.
16 Устремил я сердце свое к познанию мудрости и всех дел, что творятся на земле, и не смыкал очей ни днем ни ночью.6
17 И видел я все дела Божьи, только вот не постичь человеку всего того, что творится под солнцем, сколько б ни старался он. И как не хвались мудрый всеми познаниями своими — всего не постичь!

Комментарии МакДональда

Б. Мудрость под солнцем (Гл. 8)

8:1 Несмотря на то, что человеческая мудрость не способна разрешить все проблемы, Соломон все-таки восхищался мудрым человеком и ставил его выше других. Никто другой не умеет так искать скрытый смысл вещей. Что касается нашего Проповедника-Царя, то мудрость явлена даже в его физической внешности. Лицо его сияет, и обычно суровые черты лица смягчаются.

8:2 Мудрость учит нас, как вести себя в присутствии царя, будь это Бог или земной монарх. Прежде всего она учит нас повиновению. В еврейском тексте значение второй части стиха не очень понятно, что видно из следующих вариантов перевода:

— и это относится к клятве перед Богом (КИ)

— по причине клятвы перед Богом (НАСБ)

— ради   твоей  клятвы  пред Богом (НКИ).

Клятва может обозначать клятву верности правительству или клятву Бога, которой Он наделял царей правом царствовать (см., например, Пс 88:36).

8:3 Также не ясен стих 3. Мы можем считать его советом покинуть присутствие царя сразу же, как чувствуешь его недовольство. Или же советом не уходить поспешно, будь то в гневе, неповиновении, высокомерии или бросая свою работу (КИ, НАСБ, НКИ).

В любом случае, суть отрывка в том, что неразумно противоречить царю, который обладает властью и может делать, что захочет.

8:4 Когда царь говорит, его слово подкреплено властью. Он выше всех, и подчиненные не могут перечить ему.

8:5 Те, кто повинуются заповедям царя, могут не бояться его недовольства. Мудрость учит человека тому, что подобает, дает умение вовремя и правильно исполнять царские указы.

8:6 Существует правильный и неправильный способ делать что-либо, а также правильное и неправильное время. Проблема человека в том, что он не всегда может определить решающий момент.

8:7 Человек так многого не знает или не делает. Он не может знать будущее — что будет и как это будет.

8:8 Он не может помешать своему духу покинуть тело или определить точное время своей смерти. Он не может избавиться от этой борьбы — войны, которую смерть неустанно ведет против него. Он не может освободиться от нечестия греха, которому он предается.

8:9 Вот некоторые из наблюдений, которые Екклесиаст сделал, изучая жизнь под солнцем, в мире, в котором один человек попирает другого, властвует над другим во вред себе самому.

8:10 Жизнь пуста. Нечестивые умирают, их хоронят. Когда-то они приходили в святое место. Теперь их больше нет, и люди восхваляют их за благочестие в том самом городе, где они осуществляли свои греховные замыслы. Религия может быть фасадом, за которым скрывается бесчестие. Все так бессмысленно и пусто.

8:11 Бесконечные отсрочки суда над преступниками и их наказания только поощряют беззаконие и вызывают презрительное отношение к судебной системе. Конечно, важно гарантировать, чтобы каждого подозреваемого судили честно, но можно и переусердствовать, защищая права преступников в ущерб жертве. Правосудие, которое совершается быстро, честно и беспристрастно, способно предотвратить будущие преступления. С другой стороны, бесконечные отсрочки только утверждают преступников в их готовности нарушать закон. Они считают, что могут избежать наказания или легко отделаться.

8:12 Хотя Соломон наблюдал несколько исключений из правил, он полагал, что боящимся Бога в конечном итоге бывает лучше. Даже если закоренелый преступник доживает до старости, это не обесценивает того факта, что праведность в итоге вознаграждается, а жизнь преступника тяжка.

8:13 Екклесиаст был уверен, что в конечном итоге проигрывает нечестивый. Не благоговея перед Богом, он обрекает себя на короткую жизнь. Его жизнь проходит быстро, подобно тени.

8:14 По-видимому, Соломон разграничивает общие правила и очевидные исключения из правил. Иногда кажется, что праведников наказывают так, словно они — нечестивые. А иногда нечестивых, кажется, вознаграждают так, словно они — приличные, достойные граждане. Такие исключения из правил побуждали нашего Царя-Философа чувствовать отвращение к жизни, которая есть суета.

8:15 Единственная логичная линия поведения, по его мнению, — наслаждаться жизнью, пока можешь. Нет ничего лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться. Эта радость остается с ним, пока он трудится в дни жизни его, которые дал ему Бог в этом мире. Соломон не верил в небесную награду. Ему нужна была награда здесь и сейчас.

8:16 Так что Екклесиаст посвятил себя поиску ответов на все вопросы. Он упражнял свой ум, изучая философию, стараясь постичь изнанку всего, что происходит в жизни — задача, ставя перед собой которую человек ни днем, ни ночью не знает сна.

8:17 Соломон обнаружил: Бог устроил мир так, что человек не может сложить вместе все части головоломки. Как бы он ни старался, все равно ничего не выйдет. Каким блестящим мудрецом он ни был бы, он все-таки не найдет ответы на все вопросы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: бесстыдство лица; ср. Притч 7:13.
5  [2] — Или: правосудие / справедливость; то же в след. стихе.
8  [3] — Или: духом.
9  [4] — Или: во зло / к ущербу.
10  [5] — Букв.: от места святого; пер. всего стиха предположителен.
16  [6] — Или (ближе к букв.): и ни днем ни ночью не видят их очи сна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.