Слушай, небо,
и ты, земля, внимай тому,
что говорит ГОСПОДЬ:4
«Я взрастил сыновей и возвысил их,
а они восстали против Меня!
Вот вол, он знает, кто хозяин его,
и осел помнит ясли свои,
из которых кормится,5
а Израиль Меня не знает,
и об этом народ Мой не задумывается.
Увы, народ грешный,
люди, погрязшие в преступлениях,
племя злодеев, потомство растленное.
ГОСПОДА они оставили,
отвергли Святого Бога Израилева,
спиной повернулись к Нему!
Разве мало вы биты были,
что продолжаете противиться Мне?
У каждого из вас голова разбита в кровь6
и всё тело изранено.7
С головы до ног
не осталось на вас места живого —
сплошь синяки, рубцы да раны открытые,
непромытые, не смягченные маслом,
неперевязанные».
Разорены ваши земли,
города огнем сожжены,
враги у вас на глазах
обирают ваши поля,
за собой оставляя пустыню.8
И осталась дочь Сиона9 одна,
как шалаш в винограднике,
как навес в огуречном поле,
как город в осаде.10
Не сохрани нам ГОСПОДЬ Воинств
хотя бы остатка малого —
были бы мы обречены, как Содом,
и уничтожены, как Гоморра.
Услышьте же, правители,
Содома наследники, слово ГОСПОДНЕ!
И ты, народ, перенявший нравы Гоморры,
внемли учению11 Бога нашего!
«Зачем Мне ваши бесчисленные жертвы? —
говорит ГОСПОДЬ. —
Довольно приносить для Меня
баранов во всесожженье,
и жир скота самого лучшего —
не желаю крови быков, баранов, козлов!
Когда идете в Храм,
чтобы предстать предо Мной,
кто принуждает вас к этому?
Не топчите понапрасну дворы Мои.
К чему лицемерные12 приношения ваши
и воскурения фимиама?
Омерзительны они Мне!
Все собрания ваши:
в новолуния ли,13 по субботам —
и вовсе нестерпимы —
ликование погрязших во грехе!14
Праздники ваши в начале месяца
и другие торжества
Мне глубоко ненавистны,
несносным бременем стали они для Меня!
И теперь, когда простираете руки ко Мне,
Я закрываю глаза;
и когда молитвы свои множите —
не слышу их,
ибо руки ваши в крови.
Идите же, омойтесь и очиститесь!
Оставьте15 злодеяния свои,
чтобы Мне не видеть их;
прекратите творить зло.
Научитесь творить добро,
ищите справедливости,
спасайте угнетенных,16
вступайтесь за сирот,
на суде защищайте вдов».
«Придите же и рассудим! —
говорит ГОСПОДЬ. —
Если даже багровы ваши грехи,
чистыми сделаю вас, белыми, как снег,
и пускай они черной крови подобны —
Я вас, как шерсть, добела отмою.17
Если добровольно Мне покоритесь,
будете блага земные вкушать.
А откажетесь, воспротивитесь —
настигнет вас меч», —
так сказал ГОСПОДЬ устами Своими!
Как случилось, что стала блудницею ты,
прежде верная Богу столица?!
Правосудием ты дорожила когда-то,
справедливость18 одну привечала,
а теперь — только подлых убийц.
Серебро твое превратилось в окалину,
и вино теперь водою разбавлено;19
правители твои попирают правду,20
приятельствуют с ворами они!
Все они любят взятки,
гонятся за подарками,
никто за сироту не заступится,
и дела им нет до тяжбы вдовы.
Потому и сказано Владыкой,21
ГОСПОДОМ Воинств,
могущественным Богом Израиля:
«О, Я избавлюсь от врагов Своих,
отомщу неприятелям!
Занесу над тобой руку;22
будто щелоком окалину с тебя сниму
и шлак удалю!
Верну тебе судей неподкупных, как прежде,
советников мудрых, какие раньше были,
и назовут тогда тебя городом праведным,
столицей верной».
Правосудием будет спасен Сион,
и обратившиеся сыны его23 — праведностью.
А богоотступникам и грешникам одна участь —
сгинут все отвергавшие ГОСПОДА.
что любили дубы священные.
На позор обрекут вас рощи,
что себе вы облюбовали!24
Уподобитесь дубу с увядшей листвой,
саду, иссохшему без воды.
Сильный тогда уподобится пакле,
а сделанное им — искре,
от которой займется огонь —
и никто его не потушит!
I. ПРОРОЧЕСТВА О НАКАЗАНИИ И БЛАГОСЛОВЕНИИ, НАЧИНАЯ СО ВРЕМЕН ИСАИИ (Гл. 1−35)
А. Суд над Иудой с Иерусалимом и проблески грядущей славы (Гл. 1−5)
1. Вина Израиля перед Богом (Гл. 1)
1:1 Первый стих книги Исаии напоминает собой заголовок. Исторические события, на фоне которых происходит действие книги, описаны в Введении к комментарию.
1:2−3 Бог вершит суд над Иудой и Иерусалимом, призывая весь мир в свидетели. Господь обвиняет народ в том, что он, словно непокорный сын, восстал против Бога. Даже домашний скот проявляет больше благодарности и привязанности по отношению к хозяину, чем Иуда по отношению к Богу.
1:4−6 Отвратившись от Святого Бога, народ совершает тяжкий грех. Несмотря на все язвы, рубцы и гноящиеся раны на теле, Божья кара не возымела должного действия.
1:7−9 Начиная со стиха 7, пророк, говоря о будущих событиях, использует прошедшее время. Вражеские вторжения опустошили Иуду. Дочь Сиона (Иерусалим) уподобилась обветшалому, неухоженному шалашу, мрачно покосившемуся посреди окружающего запустения. Если бы не благоволение Господа к немногочисленному остатку, истребление было бы таким же полным, как в Содоме и Гоморре.
(1:7−9) В исполнении пророчеств у автора нет и тени сомнений. Поэтому в древнееврейском оригинале часто используется совершенное время, означающее законченное действие.
1:10−15 Правители и народ Иерусалима (Содома и Гоморры) должны отдавать себе отчет в том, что Бог презирает обряды без истинного почитания, жертвы без послушания, дары без дарящих. Пока люди живут во грехе, их хождение в храм — оскорбительное вторжение в Божьи дворы. Беззаконие вперемежку со священным собранием омерзительно для Господа. Он останется безучастным к протянутым рукам и долгим молитвам.
Сегодня В.И. Вайн предостерегает верующих о той же самой опасности: «Показное благочестие неизменно служит одеянием беззакония. Господь это ясно показал, обличая фарисейство в Мф 23. Христиане во многом унаследовали этот порок иудаизма. Совесть верующего иногда настолько притупляется, что он, хоть и ходит в церковь, продолжает жить во грехе».
1:16−17 Народу следует омыть себя покаянием, отвратившись от зла. Далее, от народа требуется праведность и стремление к справедливости в обществе.
1:18−20 Если люди послушают Господа, Он очистит их от самых страшных грехов. Тогда народ возрадуется, получив благо от Бога. Примечательно, что первая глава благовествующего пророка, имя которого означает «Иегова спасает», содержит этот мощный евангельский призыв: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Рассуждая в Божьем присутствии, мы принимаем верой очищение грехов. Это очищение совершается не заслугами или усилиями человека, а только искуплением, которое совершил Иисус Христос, пролив на Кресте Свою Кровь. Кто может сосчитать множество людей, откликнувшихся на призыв Исаии в этой главе (1:18)? Глас пророка звучит и поныне!
Но если люди откажутся и будут упорствовать, их ждет война и гибель.
1:21−23 Иерусалим перестал быть городом верности, справедливости и праведности. Теперь это город-блудница, где находят себе убежище убийцы. Все лучшее, что было в Иерусалиме, извращено, а князья его — люди бесчестные. Взяточничество и беззаконие процветают повсюду.
1:24−31 И поэтому Господь обрушит Свой гнев на тех, кто грехами своими показывает, что они — враги Его. Его суд очистит Иерусалим от всего нечистого и вернет городу прежнюю славу. Господь праведен, и поэтому все, кто раскаются, будут спасены.
Составное имя Бога, Господь Саваоф подчеркивает неизбежность суда, о котором говорит пророк.
Но грешники погибнут. Идолопоклонники будут посрамлены из-за своих капищ (дубрав или садов). Они сами будут как дубовые деревья с опавшей листвой и как сад, в котором нет воды. Сильные мира сего, полагающиеся на самих себя, будут как труха, воспламеняющаяся от одной искры — искры их же собственных злых дел.