дни его сочтены!
Но ГОСПОДЬ пожалеет Иакова и снова изберет Израиль. Вернет их на собственные земли,1 присоединятся к ним иноземцы, заодно будут с домом Иакова.
«Вот и сгинул угнетатель,
где ярость его теперь?2
Сломал ГОСПОДЬ посох нечестивых,
скипетр владык,
что без устали буйствовал,
поражая страны чужие;
ярился без меры повелитель, покоряя народы,
преследуя их беспощадно».
По всей земле покой и безмолвие,
и лишь радостное пение тишину огласило.
Кипарисы и ливанские кедры ликуют!
Говорят они: «С тех пор как сразили тебя,
никто уж рубить нас не будет!»
Нижний мир, Шеол,3 ожил, приметив тебя,
приготовился встретить тебя при входе;
тени4 прежних земных владык разбудил он
и с престолов поднял царей всех народов.
Все они скажут тебе:
«Ты потерял свою силу, как и мы,
и сравнялся с нами теперь».
В Шеол низведено великолепие твое
и сладкозвучие арф твоих;
черви стали ложем теперь твоим,
личинки — твоим покрывалом.
Как случилось, что пал ты с небес,
утренняя звезда, сын зари?!5
Попиравший народы сам повержен в прах?!
А говорил ты себе:6
«Поднимусь в небеса,
выше звезд Божьих вознесу свой трон,
воссяду на Горе, где сходятся боги,
на дальней Северной горе;7
поднимусь в заоблачную высь,
уподоблюсь Всевышнему!»
Но ты низвергнут в Шеол,
в земные глубины!8
Всякий, кто посмотрит на тебя,
с изумлением спросит:
«Тот ли это, кто сотрясал землю,
ниспровергал царства?
Он ли мир превращал в пустыню,
города разорял
и домой не отпускал пленных?»
Цари всех народов во славе почивают,
каждый — в усыпальнице своей;
а тебя даже не погребли,
словно ветвь гнилую,9 бросили;
покрывают тебя мертвецы,
те, кого10 сразили мечом,
скинули в каменистые ямы.
Ты подобен трупу, людьми попираемому.
Не быть тебе погребенным
среди прочих, достойных,
потому что собственную землю разорял ты
и свой народ убивал.
Да не вспомнят вовеки потомков злодеев!
Ведите на заклание сыновей
за беззакония отцов их,
чтобы они никогда не восстали, и не завладели миром,
и не застроили городами своими круг земной.
«Как решил Я, — поклялся ГОСПОДЬ Воинств, —
так и случится,
что замыслил Я, тому и быть:
сокрушу ассирийца Я на Моей земле,
на горах Моих растопчу его,
народ Мой от гнета освобожу,
сброшу с плеч его тягостное ярмо».
Вот что предначертано для всей земли —
рука, что над всеми народами простерта.
Так ГОСПОДЬ Воинств решил —
кто оспорит Его?
Он руку простер —
кто ее отвратит?
«Радоваться не спешите, филистимляне,
что сокрушен поражавший вас жезл;
от змеиного корня родится гадюка,
а от нее произойдет летучий змей!
Тогда бедные досыта наедятся,
обездоленные в безопасности будут почивать,
но твой корень Я голодом уморю,
истреблю твой остаток!
Рыдайте, сидящие у ворот!12
В голос кричи, город!
Страна филистимская, трепещи!
С севера клубы дыма движутся,
отстающего нет в этих полчищах».
«Что же сказать мне посланцам народа?» —
« Возвести, что ГОСПОДОМ воздвигнут Сион,
и найдут в нем убежище
обездоленные из народа Его».
14:1−2 Господь проявит милость и вернет Израилю землю. Языческие народы помогут израильтянам вернуться в Землю Обетованную и будут жить в мире с евреями. Те, кто раньше господствовал над Израилем, теперь станут его рабами.
Иаков и дом Израилев — это евреи в вавилонском пленении. Господь «снова возлюбит Израиля», то есть, вернет израильтян на родину. Иноземцы, которые присоединятся к дому Иакова — это прозелиты из Вавилона. «И возьмут их народы, и приведут на место их». Речь здесь идет о царе Кире и всех других, кто помог евреям вернуться из плена.
14:3−11 Освободившись от угнетения и рабства, Израиль будет в песне выражать презрение царю вавилонскому. Господь сокрушил его и положил конец тирании. Этому радуется вся земля — даже леса, потому что их больше не будут разорять вавилонские армии. Вот он, долгожданный мир! Обитатели преисподней приветствуют царя вавилонского, радуясь, что теперь он лишен всякой власти — как и они сами. Вся роскошь двора вавилонского императора ушла в прошлое. Музыка во дворце уже не заиграет. Ложе царя — черви, и укрывается он тоже червями.
14:12−17 Победная песнь продолжает звучать, но тема меняется. Теперь речь идет уже не о самом царе вавилонском, а о сатане (Люцифере), который вдохновлял его. По мнению Райри, «в этих стихах явно говорится о сатане, потому что Христос говорит о нем схожим образом, а во вторых, сами слова в стихах 13 и 14 могут принадлежать только сатане (см. 1Тим 3:6)». Денница, сын зари, в гордыне своей поставил себя выше Бога и был изгнан с небес. Стихи 13 и 14 — это слова дьявола, отвергающего волю Божью. Но рано или поздно, сатана окажется в преисподней. Все ее обитатели, глядя на него, будут удивляться, видя, как низко пал тот, кто превозносился до небес.
(14:12−17) «Люцифер» в переводе с латинского означает «денница» (звезда, которая видна днем) или «несущий свет».
14:18−21 Поющие снова обращаются к царю вавилонскому. Царей чаще всего хоронят в роскошных гробницах, но ему будет отказано в достойном погребении. В его честь не будут воздвигать памятников, и его династия прекратит свое существование.
14:22−23 Город Вавилон опустеет. Бог выметет его, словно метлой.
(14:24−27) Райри отмечает, что «исполнение этого пророчества о гибели Ассирии можно найти в 37:21−38». Там же, стр. 1055.
2. Суд над Ассирией (14:24−27)
Теперь речь идет о разрушении Ассирии, которая в те времена владычествовала над Вавилоном. Ассирийские полчища будут разбиты на склонах гор израильских. Окончательное исполнение этого пророчества произойдет во время Великой Скорби, когда царь севера потерпит поражение, пытаясь завоевать землю Еммануила.
3. Суд над землей Филистимской (14:28−32)
14:28−31 Филистимлянам не стоит радоваться о смерти Ахаза (который здесь называется жезлом). Ахаз был внуком Озии, который победил филистимлян (2Пар 26:6−7). Другой из потомков Озии — Езекия, нападет на них, как аспид и летучий дракон (см. 4Цар 18:8). Бедные и нищие из числа избранного народа будут в безопасности, но на филистимлян Господь нашлет голод и погубит уцелевших. Ассирийские захватчики придут с севера, подобно клубам дыма. Но народ Божий, укрывшись в Иерусалиме, будет в безопасности.
14:32 Если кто-либо из язычников спросит, что происходит, ему ответят: Бог исполняет обещание, данное Сиону, защищая жителей Иерусалима.