«Не быть Дамаску городом цветущим,
грудой развалин станет он!
Города Ароэра2 будут заброшены,
лишь стадам будет там привольно отдыхать,
и никто не потревожит их.
Лишится укреплений своих Ефрем,
перестанет быть царством Дамаск,
и всех, кто остался в живых в Сирии, ждет то же,
что было со славой сынов Израиля», —
это слово ГОСПОДА Воинств.
«Настанет тот день,
когда умалится слава Иакова,
лишится он тучности своей и сделается тощим.
Будет это, как во время жатвы,
когда срезают колосья
и за жнецами снопы собирают
в долине рефаимов.3
Мало что останется после жатвы:
как при сборе4 оливок
две-три ягоды остаются на самой верхушке
и четыре-пять — на плодоносных ветках», —
это слово ГОСПОДА, Бога Израиля!
А ты, столица Израиля,
забыла7 Бога, Спасителя своего,
о Твердыне истинной, прибежище твоем,
даже не вспоминаешь;
посему, хотя ты и насадила лозы чужеродные8
и разбила сады наслаждений,
хотя сажаешь ты, чтобы выросло оно в тот же день,
и сеешь, чтобы зацвело в то же утро,
не дождаться тебе урожая —
впереди у тебя дни9 страданий и боли безутешной.
Беда надвигается!
Народы повсюду злобою кипят,10
будто моря разбушевались;
бурлит племен множество,
будто мощные воды шумят.
Гул потоков племен
реву великих вод подобен,
но только погрозит Он им —
и побегут они далеко-далеко,
страхом гонимые, как солома горным ветром,
как облако пыли в бурю.
Вечером наводят они ужас —
а к утру нет их уже!
Таков удел всех, кто грабит нас,
жребий тех, кто нас обирает.
5. Суд над Дамаском (Гл. 17)
17:1−3 Третье пророчество предсказывает разрушение Дамаска, главного города-государства Сирии. Вместе с Дамаском падут и его города-спутники. Так как Ефрем (Израиль) вступил в союз с Сирией, его ждет схожая участь. Ефрем лишится своих укреплений, Дамаск лишится царства, а уцелевшие сирийцы — былой славы. В 732 г. ассирийские воины разрушили Дамаск. Самария пала десятью годами позже.
17:4−6 День суда станет для Израиля днем позора и голода. Израиль будет опустошен, как поле, с которого снят весь урожай в долине Рефаимской. Уцелеет лишь малый остаток.
17:7−11 Тогда народ обратится к Создателю, Богу истинному и живому, к Святому Израилеву, отрекшись от всякого идолопоклонства. Укрепленные города придут в запустение, подобно городам евеев и аморреев после израильского завоевания. Но в чем причина всех этих бед? В том, что народ забыл Бога и обращается к «черенкам чужой лозы», то есть заключает союзы с иностранцами, перенимая их религию и нравы. Но последствия будут катастрофическими.
17:12−14 В стихе 12 начинается интермедия, которая продолжается в главе 18. В этой интермедии описаны два горестных для языческих народов события. Первое — это выступление язычников против Израиля, которое сопровождается ужасающим грохотом современной войны. Но Господь внезапно обращает нашествие язычников вспять, и угроза Израилю исчезает мгновенно, как это было в день поражения ассирийской армии.