Исаия 3 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Знайте же, что Владыка, ГОСПОДЬ Воинств,

лишит Иерусалим и Иудею всего,
всякой опоры и поддержки —
пищи лишит и воды,

2

храбреца и воина лишит их,
судьи и пророка,
прорицателя и старейшины,

3

командующего полусотней,
начальника и советника,
чародея1 искусного
и опытного заклинателя.

4

Поставит над ними юнцов,
которые жестоко будут править ими.

5

Станут угнетать друг друга люди,
даже сосед — соседа;2
юнец над стариком глумиться будет,
и над почтенным — презренный.

6

Бросится3 тогда брат к брату своему,
выросшему с ним в отцовском доме:
«Тебе есть во что одеться —
будь вождем нашим,
одолей разруху эту!»

7

Но тот воскликнет в ответ:
«Не исцелить мне ран ваших,
в доме моем — ни еды, ни одежды,
не делайте меня вождем вашим!»

8

Преткнулся Иерусалим, Иудея пала,
слова и дела их — против ГОСПОДА,
оскорбляют они светлый взор Его!

9

Взгляни на лица их — всё ясно!4
Грех, как в Содоме, напоказ выставляют,
ничего не скрывая.
Сами зло на себя навлекают — горе им!

10

Скажите праведнику, что будет счастлив он5
и вкусит плоды добрых дел своих.

11

Горе нечестивцу — беда его ждет:
по делам своим получит воздаяние!

12

Народом моим помыкают дети,
и правят им женщины.6
Народ мой, вожди твои сами заблудились
и тебя с пути истинного сбили.

13

Но вот ГОСПОДЬ встает,
чтобы вести тяжбу судебную,
Он поднимается,
чтоб средь народов вершить правосудие.

14

Старейшинам и правителям народа Своего
ГОСПОДЬ предъявит обвинение:
«Это вы опустошили виноградник!
Бедняков обобрали, в свои дома всё сгребли!

15

За что изводите народ Мой,
изнуряете бедняков?» —
Владыкой, ГОСПОДОМ Воинств, сказано это.

16

И сказал ГОСПОДЬ:
«За то, что надменны дочери Сиона,
за то, что горделиво ходят7
и взглядами обольщают;
за жеманную поступь8 их
и браслеты, что на ногах
у них позвякивают, —

17

коростой покроет Владыка
головы дочерей Сиона,
ГОСПОДЬ наголо обреет им лбы!»9

18 В тот день отнимет Владыка у них все украшения: браслеты для ног, медальоны-полумесяцы, повязки,10
19 серьги, браслеты для рук, покрывала для лица, головные уборы, цепочки, пояса, ароматницы, амулеты,
20 перстни и кольца для носа,
21 платья праздничные, плащи, накидки, кошели,
22 зеркальца, сорочки, тюрбаны, платки.
23

Вместо ароматов будет у них смрад,
вместо пояса — веревка,
вместо роскошной прически — плешь,
вместо платья — рубище тесное,
вместо красоты — клеймо.11

24

Падут мужи твои от меча,
воины в битве сгинут.

25

Даже врата столицы
восплачут и возрыдают.
И дочь Сиона,12 всё потерявшая,13
сникнув, сядет на землю.

Комментарии МакДональда

3:1−5 В тот день (о котором мы читаем в 2:20) Господь отберет у народа вождей — людей, которым можно было бы поручить ответственность. Отсутствие хлеба и воды может означать голод, но здесь, судя по содержанию следующего стиха, хлеб и вода, скорее всего, символизируют руководителей, без которых нарушается общественный уклад. Везде будет сказываться нехватка способных, рассудительных руководителей. Это будет время угнетения, анархии, наглости, хамства и неповиновения.

3:6−8 Люди будут обращаться к родственникам, упрашивая их стать вождями «над этими развалинами». Но родственники будут отказываться, потому что в их домах не будет ни еды, ни одежды. Народу некого винить во всем этом, кроме самого себя, напоминает Исаия.

3:9−12 Начиная со стиха 9, пророк произносит восемь упреков, начинающихся со слова «горе». Два из них содержатся в этой главе, остальные шесть — в главе 5. Первый упрек — это осуждение лицеприятия и бесстыдства жителей Иуды. Второй порицает их беззаконие. Но праведному остатку при этом обещано благословение. Одним из последствий греха станет то, что правителями народа будут люди неопытные и безрассудные (дети), слабые (женщины) и нечестные.

3:13−15 В этих стихах Господь вызывает Израиль на суд. Предъявлены обвинения. Вожди народа судятся за то, что обогащались за счет бедных (не иначе как посредством взяток и вымогательства). Господь признал их виновными и оглашает приговор.

3:16−24 Затем следует суровое обличение женщин Иуды — за их гордыню, кокетливость, дорогую одежду и украшения. Лица, на которых раньше была дорогая косметика, покроются струпьями. Все украшения будут сорваны. Элегантные дамы превратятся в оборванных беженцев. От их тел будет исходить неприятный запах, они будут обвязаны веревкой, а головы их будут обриты. Одеты они будут в лохмотья, нося на себе клеймо.

3:25 — 4:1 Вдобавок к этим бедам, их мужья погибнут на войне. Мужчин останется так мало, что семь женщин будут навязывать себя одному мужчине, обещая, что если он возьмет их в жены, ему не придется нести никаких расходов — лишь бы только им носить его имя и снять с себя позор, которому подвергались незамужние и бездетные женщины.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: ремесленника.
5  [2] — Или: ближнего.
6  [3] — Букв.: ухватится.
9  [4] — Или: их пристрастность их обличает.
10  [5] — Друг. чтение: блажен праведник, ведь у него всё хорошо.
12  [6] — В LXX и друг. пер.: ростовщики; эта часть стиха не вполне ясна.
16  [7] — Букв.: ходят, вытянув шею.
16  [8] — Букв.: семенящую поступь.
17  [9] — Друг. возм. пер.: выставит их обнаженными (на позор).
18  [10] — Или: медальоны (в виде солнца).
23  [11] — Друг. возм. пер.: вместо красоты — позор.
25  [12] — Букв.: она.
25  [13] — Букв.: опустошенная / брошенная.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.