лишит Иерусалим и Иудею всего,
всякой опоры и поддержки —
пищи лишит и воды,
храбреца и воина лишит их,
судьи и пророка,
прорицателя и старейшины,
командующего полусотней,
начальника и советника,
чародея1 искусного
и опытного заклинателя.
Поставит над ними юнцов,
которые жестоко будут править ими.
Станут угнетать друг друга люди,
даже сосед — соседа;2
юнец над стариком глумиться будет,
и над почтенным — презренный.
Бросится3 тогда брат к брату своему,
выросшему с ним в отцовском доме:
«Тебе есть во что одеться —
будь вождем нашим,
одолей разруху эту!»
Но тот воскликнет в ответ:
«Не исцелить мне ран ваших,
в доме моем — ни еды, ни одежды,
не делайте меня вождем вашим!»
Преткнулся Иерусалим, Иудея пала,
слова и дела их — против ГОСПОДА,
оскорбляют они светлый взор Его!
Взгляни на лица их — всё ясно!4
Грех, как в Содоме, напоказ выставляют,
ничего не скрывая.
Сами зло на себя навлекают — горе им!
Скажите праведнику, что будет счастлив он5
и вкусит плоды добрых дел своих.
Горе нечестивцу — беда его ждет:
по делам своим получит воздаяние!
Народом моим помыкают дети,
и правят им женщины.6
Народ мой, вожди твои сами заблудились
и тебя с пути истинного сбили.
Но вот ГОСПОДЬ встает,
чтобы вести тяжбу судебную,
Он поднимается,
чтоб средь народов вершить правосудие.
Старейшинам и правителям народа Своего
ГОСПОДЬ предъявит обвинение:
«Это вы опустошили виноградник!
Бедняков обобрали, в свои дома всё сгребли!
За что изводите народ Мой,
изнуряете бедняков?» —
Владыкой, ГОСПОДОМ Воинств, сказано это.
И сказал ГОСПОДЬ:
«За то, что надменны дочери Сиона,
за то, что горделиво ходят7
и взглядами обольщают;
за жеманную поступь8 их
и браслеты, что на ногах
у них позвякивают, —
коростой покроет Владыка
головы дочерей Сиона,
ГОСПОДЬ наголо обреет им лбы!»9
Вместо ароматов будет у них смрад,
вместо пояса — веревка,
вместо роскошной прически — плешь,
вместо платья — рубище тесное,
вместо красоты — клеймо.11
Падут мужи твои от меча,
воины в битве сгинут.
Даже врата столицы
восплачут и возрыдают.
И дочь Сиона,12 всё потерявшая,13
сникнув, сядет на землю.
3:1−5 В тот день (о котором мы читаем в 2:20) Господь отберет у народа вождей — людей, которым можно было бы поручить ответственность. Отсутствие хлеба и воды может означать голод, но здесь, судя по содержанию следующего стиха, хлеб и вода, скорее всего, символизируют руководителей, без которых нарушается общественный уклад. Везде будет сказываться нехватка способных, рассудительных руководителей. Это будет время угнетения, анархии, наглости, хамства и неповиновения.
3:6−8 Люди будут обращаться к родственникам, упрашивая их стать вождями «над этими развалинами». Но родственники будут отказываться, потому что в их домах не будет ни еды, ни одежды. Народу некого винить во всем этом, кроме самого себя, напоминает Исаия.
3:9−12 Начиная со стиха 9, пророк произносит восемь упреков, начинающихся со слова «горе». Два из них содержатся в этой главе, остальные шесть — в главе 5. Первый упрек — это осуждение лицеприятия и бесстыдства жителей Иуды. Второй порицает их беззаконие. Но праведному остатку при этом обещано благословение. Одним из последствий греха станет то, что правителями народа будут люди неопытные и безрассудные (дети), слабые (женщины) и нечестные.
3:13−15 В этих стихах Господь вызывает Израиль на суд. Предъявлены обвинения. Вожди народа судятся за то, что обогащались за счет бедных (не иначе как посредством взяток и вымогательства). Господь признал их виновными и оглашает приговор.
3:16−24 Затем следует суровое обличение женщин Иуды — за их гордыню, кокетливость, дорогую одежду и украшения. Лица, на которых раньше была дорогая косметика, покроются струпьями. Все украшения будут сорваны. Элегантные дамы превратятся в оборванных беженцев. От их тел будет исходить неприятный запах, они будут обвязаны веревкой, а головы их будут обриты. Одеты они будут в лохмотья, нося на себе клеймо.
3:25 — 4:1 Вдобавок к этим бедам, их мужья погибнут на войне. Мужчин останется так мало, что семь женщин будут навязывать себя одному мужчине, обещая, что если он возьмет их в жены, ему не придется нести никаких расходов — лишь бы только им носить его имя и снять с себя позор, которому подвергались незамужние и бездетные женщины.