правители будут править справедливо,
укрытию от ветра уподобятся они,
крову надежному в непогоду,
потокам воды в пустыне,
тени большой скалы на земле иссохшей.
Не будут закрыты глаза у того, у кого есть зрение,
открыты будут уши у имеющего слух;1
осмотрительным станет ум торопливый,2
и речь плавная польется с языка заики.
Глупца не будут более называть почтенным,
и негодяя не сочтут благородным,
ведь глупец говорит3 глупости,
беззаконие в сердце своем замышляет,
чтобы жить жизнью богопротивной,
о ГОСПОДЕ говорить превратное,4
лишать голодного пищи,
напиться не дать жаждущему.
Оружие негодяя — коварство,
он зло замышляет,
бедняков лживыми словами
опутывает на погибель,
даже если нищий и говорит справедливо.
Благородный же человек мыслит благородно
и стоит за правое дело.
Женщины беспечные, встаньте,
послушайте меня!
И вы, беззаботные девушки,
прислушайтесь к словам моим!
Не позже как через год
вы, беззаботные, затрепещете:
не соберете урожая на виноградниках,
и не будет плодоносить сад.
Содрогнитесь, беспечные,
ужаснитесь, беззаботные,
снимите все одежды свои, обнажитесь,
рубищем ноги укройте.
Скорбите о пропавших полях прекрасных,
рыдайте5 о виноградниках плодоносных.
О земле народа моего скорбите,
поросшей терном да колючками,
о домах, где прежде ликовали, —
в городе, полном шумного веселья.
Оставлены будут чертоги,
заброшен город многолюдный,
вместо крепости6 и башни сторожевой
будет он навеки пристанищем диких зверей,7
диким ослам на радость,
стадам для пастбищ;
пока не изольется на нас Дух свыше
и пустыня вновь не станет садом,
а сад не уподобится лесу могучему.
Тогда воцарится в пустыне справедливость
и праведность в саду8 восторжествует.
Праведность принесет с собою мир,
сотворит праведность покой
и утвердит безопасность навеки.
И будет жить мой народ в городе мирном,
в селениях безопасных, в обителях беспечальных.
Пусть даже град когда-нибудь падет на лес,9
а город с землей сровняется,
всё равно вы будете блаженны,
сея на всяком месте, где есть вода,
пуская там привольно пастись и быка, и осла!10
4. Правление праведного царя (Гл. 32)
32:1−8 В первых пяти стихах речь идет о Тысячелетнем Царстве Христа. Он будет царствовать в праведности. Князья — это, вероятно, двенадцать апостолов (см. Мф 19:28). «Человек будет как защита от ветра...» — этот Человек есть Господь Иисус, дающий убежище, защиту, подкрепление и тень. Непослушание не будет больше ослеплять людей, и уши их не будут закрыты для Бога. Легкомысленные научатся рассуждать, а косноязычные — говорить ясно. Различия между добром и злом больше не будут размываться. Невежда уже не будет в почете. Пришествие Христа покажет людей в истинном свете. Глупец и мошенник будут разоблачены (и наказаны). Человек щедрый будет в почтении и благословении. Стихи 6−8 описывают жизнь во времена Исаии.
32:9−15 Но это царство еще не пришло. Иудейские женщины все еще живут в роскоши — беспечно и самодовольно. Скоро придет суд: урожая не будет, город станет безлюдным, и все вокруг придет в запустение. Беды Иуды будут продолжаться до тех пор, пока не изольется Дух свыше — во время Второго Пришествия Христа. Тогда пустыня станет плодородным полем, а то, что ныне считают плодородным полем, будет, словно лес.
32:16−20 Справедливость и праведность восторжествуют везде, поэтому люди будут жить в мире, покое и безопасности. Враги (лес) будут поражены градом, и вражеская столица будет постыжена. Это будет счастливое время, когда люди будут сеять при всех водах, а волы и ослы будут спокойно пастись, потому что ничто не будет им угрожать.