Исаия 41 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 «Внемлите Мне, умолкнув, побережья!1

Да воспрянут2 народы,
да обратятся ко Мне и скажут:
„Соберемся вместе, чтобы Бог рассудил нас!“3

2

Кто пробудил победителя4 на востоке
и за Собою следовать призвал его?
Кто отдает ему народы
и повергает перед ним царей?
Мечом своим он сокрушает всех
и обращает в пыль,
стрелами по ветру их пускает, как солому;

3

преследует он их и остается невредим,
идя путем, которым не ходил он прежде.

4

Кто сделал это всё, кто сотворил?
Кто призывает к жизни за родом род?
Я, ГОСПОДЬ, первым был,
и с последними буду Я».

5

Увидели его побережья и устрашились,
дальние страны5 затрепетали.
Приблизились, подошли.

6

…Каждый помогает ближнему своему6
и брату своему внушает: «Крепись!»

7

Ремесленник ободряет золотых дел мастера,
а кузнец — молотобойца,
приговаривая: «Спаяно крепко»,
да еще и гвоздями прибивает, чтобы не шаталось!

8

«О Израиль, ты слуга Мой,
ты Иаков, коего избрал Я,
потомство Авраама, друга Моего!

9

Собрал Я тебя со всех концов земли,
призвал из дальних даже краев,
сказал: „Ты — слуга Мой,
не отверг Я тебя, а избрал!“

10

Не бойся, Я с тобой,
ничего не страшись, ибо Я — Бог твой,
Я придам тебе сил и помогу тебе,
поддержит тебя праведная рука7 Моя.

11

Стыд и срам покроют всех тех,
в ком ярость против тебя кипела;
в ничто обратятся враги твои,
погибнут препирающиеся с тобой —

12

станешь искать их,
но не найдешь никого из враждовавших с тобой,
сгинут все, кто с тобой воевал,
в ничто обратятся.

13

Я, ГОСПОДЬ, Бог твой,
держу тебя за руку и говорю:
Ничего не бойся, Я помогу тебе!“

14

Не бойся, как ни мал ты и жалок,8 Иаков,
племя Израиля,9
Я помогу тебе, — говорит ГОСПОДЬ,
Избавитель твой, Святой Бог Израилев. —

15

Я уподоблю тебя молотильным салазкам10
новым, со множеством зубьев острых,
размолотишь ты ими горы в крошево
и сомнешь любые холмы, как солому.

16

Ты провеешь их, и ветер их взметет,
мощный вихрь разнесет по земле.
И тогда ты о ГОСПОДЕ возликуешь,
Святым Богом Израиля будешь хвалиться.

17

Бедные, нищие ищут воды,
нет ее — пересохли от жажды языки их.
Но Я, ГОСПОДЬ, им отвечу,
Я, Бог Израиля, их не оставлю.

18

С голых скал пролью Я потоки,
и в долинах зажурчат ручьи,
обращу пустыню в полноводное озеро,
орошу иссохшую землю источниками.

19

Насажу в пустыне
кедр и акацию, мирт и оливу,
будут рядом расти в степи
кипарис, платан и сосна —

20

и увидят все, и узнают,
задумаются и поймут,
что соделала всё это рука ГОСПОДНЯ,
Святой Бог Израиля всё сие сотворил».

21

«Осведомите Меня о вашей тяжбе,
приведите доказательства! —
говорит Царь Иакова. —

22

Да, пусть идолы их скажут нам,
пусть поведают, что случится!
Расскажите нам, что было прежде,
тогда мы рассудим и поймем,
каков исход будет,
или расскажите о том, что грядет.

23

Будущее предреките,
вот тогда и узнаем мы, что вы — боги,
или сделайте нечто доброе или худое,
чтобы мы узрели это и изумились.

24

Но вы — ничто! Бессильны вы сделать что-либо!
Мерзок тот, кто предпочтет вас Богу Живому!

25

С севера Я направил11 его,
и он явился;
с востока приходит,
призывая Мое имя,12
попирая, словно грязь, правителей,
как гончар глину топчет.

26

Кто издавна возвестил об этом,
чтобы мы заранее узнали,
чтобы потом согласились: „Так и вышло“?
Нет, никто не сказал, не возвестил,
и никто не услышал слов ваших.

27

Это Я был первым, Кто сказал Сиону: „Вот они!“ —
направил в Иерусалим посланника с доброй вестью.

28

Но вот смотрю — и нет у них никого,
не нашлось среди идолов такого советника,
которого мог бы Я спросить, а он бы ответил.

29

Нет, все эти боги — обман,
ничего они не сотворили,
и все литые идолы их — ветер и пустота».

Комментарии МакДональда

3. Утешение в Святом Израилеве (Гл. 41)

41:1 Бог призывает на суд все народы. «Обновите силы», — говорит Он им, то есть: «Приготовьте свои самые веские доводы».

41:2−4 Вначале Господь описывает призвание Кира — «от востока мужа правды». Стоит отметить, что многие комментаторы полагают, что в стихах 2 и 3 речь идет об Аврааме, но сложно связать с Авраамом все те военные победы, о которых здесь сказано. Этот человек (Кир, царь Персии) не потерпел ни одного поражения. Перед его военной машиной ничто не может устоять; все враги его — словно прах и солома. Кир стремительно завоевывает новые земли. Кто воздвиг Кира и заставляет одно поколение сменить другое? «Я — Господь первый, и в последних — Я тот же», — говорит Иегова. Слова «и в последних — Я тот же» означают, что Он останется таким же и во времена жизни последнего поколения.

41:5−7 Народы ужасаются, услышав о приближении завоевателя. Люди пытаются ободрить друг друга, говоря, что бояться нечего. Затем они второпях мастерят себе идолов, надеясь, что это спасет их от гибели. Причем идолов нужно прикреплять гвоздями, чтобы они держались.

41:8−10 Стихи 8−20 говорят о том, как сильно любит Бог избранный народ. Прочитав эти слова, так и хочется задать вопрос: «Разве кто-то из идолов проявил о вас такую же заботу?» Народ, который Бог призвал еще из Ура Халдейского, чтобы служить Ему, может полагаться на Бога, на Его помощь, на Его любовь. Наверное, это одни из самых проникновенных слов во всей книге Пророка Исаии:

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

41:11−16 Враги Израиля потерпят поражение и исчезнут; Бог спасет Израиль и искупит его. Язычники будут разбиты, словно молотилом. Израиль возрадуется в Господе, и ни в ком другом.

41:17−20 Господь позаботится о бедных и нищих. В Тысячелетнем Царстве на земле будет изобилие водных запасов. Множество деревьев расцветет в пустыне. Тогда все увидят, как Господь заботится об Израиле.

41:21−24 В стихе 21 Господь снова обращается к народам, над которыми Он производит суд. «Пусть ваши идолы предскажут будущее, — говорит Всевышний. — Пусть они хотя бы расскажут о том, что уже есть. Пусть они изрекут пророчество; пусть они сделают что-нибудь хорошее или плохое — хоть что-нибудь. Тогда еще можно было бы говорить о том, что эти идолы хоть что-то собой представляют. Но они ни на что не способны. Полное ничтожество и мерзость.

41:25−28 Царь Кир снова упоминается в стихе 25 — на этот раз как идущий с севера. По происхождению Кир был персом, (вот почему в стихе 2 сказано, что он идет с востока). Но завоевав земли мидийцев (на севере), он продолжает оттуда свое наступление. Кир будет призывать имя Господа, то есть, признает, что Бог направляет его и дает ему победы (Ездра 1:2). Никто из идолов не смог предсказать приход Кира. Господь заранее известил об этом избранный народ, но нет такого идола, который бы говорил, как власть имеющий. Все идолы — обман, и нельзя на них полагаться.

41:29 Последний стих главы 41 подчеркивает контраст между истинным Богом и истуканами:

«Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их!»

Эта мысль особенно ярко выражена в английском переводе Вайна, который стремится передать ее как можно ближе к тексту оригинала.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или (ближе к букв.): умолкните предо Мной, (обитатели) островов; то же в ст. 5.
1  [2] — Букв.: обновят силу.
1  [3] — Букв.: соберемся на суд.
2  [4] — Букв.: правого; возможно, речь идет о персидском царе Кире, см. 44:28−45:6; 46:11; 48:14−16.
5  [5] — Букв.: концы земли.
6  [6] — Или: затрепетали, приблизились, подошли… 6 Каждый говорит другу. Здесь (и в ст. 7), очевидно, речь идет об охваченных паническим страхом народах в преддверии надвигающейся опасности и о поспешном изготовлении идолов.
10  [7] — Рука — указание на Божью силу, которая избавляет (Исх 15:6,12) и защищает (Пс 62:9).
14  [8] — Букв.: червь — указание на презренность и малочисленность народа.
14  [9] — Так в масоретском тексте, в сирийском переводе: малютка Израиль, вероятно, для создания параллелизма, присущего библейскому тексту.
15  [10] — Салазки, используемые для обмолота, делались из дерева, в которое по бортам вставлялись острые камни или железные зубья. Когда салазки тянули по обмолачиваемым снопам, камни или зубья выбивали из них зерна.
25  [11] — Букв.: пробудил / поднял.
25  [12] — Друг. возм. пер.: с востока был призван он (и назван) по имени.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.