Иаков, слуга Мой,
Израиль, избранник Мой!
Так говорит ГОСПОДЬ, сотворивший тебя,
созидавший тебя от чрева,
надежный Помощник твой:
«Не бойся, слуга Мой Иаков,
Ешурун,1 избранник Мой!
Я пролью воду на жаждущую пустыню,
потоками напою землю иссохшую,
Я изолью Дух Мой на потомство твое,
благословение — на твоих детей.
Будут они произрастать, как тростник среди вод,
словно ивы при водных потоках».
И скажет тогда один из них:
«Я ГОСПОДЕНЬ»,
а другой назовется именем Иакова,
третий на руке своей напишет,
что он ГОСПОДЕНЬ,
и станет имя Израиля носить.
Так говорит ГОСПОДЬ,
Избавитель и Царь Израиля,
ГОСПОДЬ Воинств:
«Я первый, Я и последний,
и нет Бога, кроме Меня.
Кто равен Мне?
Пусть отважится заявить об этом,
пусть расскажет он Мне,
как устроил Я Свой древний народ,2
или пусть поведает Мне о грядущем,
заранее о будущем объявит.
А вы не бойтесь и не страшитесь,
Я давно ведь вам возвестил, предсказал,3
вы сами Мне в том свидетели.
Есть ли Бог, кроме Меня?
Есть ли другая Скала? —
Не знаю такой!»
«Помни же об этом, Иаков,
Израиль, слуга Мой,
Я создал тебя, чтобы был ты Моим слугой,
Я тебя не забуду, Израиль!7
Я развеял, словно тучу, преступления твои,
рассеял, как туман, твои грехи,
так вернись же ко Мне — Я тебя искупил!»
Ликуйте, небеса, о том, что совершил ГОСПОДЬ!
Восклицайте радостно, земные долины,
отзовитесь восторгом, горы,
леса и деревья в них,
потому что ГОСПОДЬ искупил Иакова,
прославился Он в Израиле!
Так говорит ГОСПОДЬ,
искупивший тебя
и от чрева матери созидавший:
«Я — ГОСПОДЬ, Творец всего!
Я, никто иной, раскинул небеса
и распростер землю.
Я свожу на нет знамения лжепророков,
изобличаю глупость гадателей,
отправляю ни с чем мудрецов
и знание их превращаю в безумие.
Я исполняю слово слуги Моего,
свершаю сказанное вестниками его,
Я говорю, что Иерусалим будет вновь заселен,
а города Иудеи — отстроены,
и развалины — восстановлены.
Прикажу Я бездне моря — и она пересохнет,
повелю рекам — иссякнут они.
Пастырем Своим назову Я Кира,8
он исполнит волю Мою,
скажет об Иерусалиме: „Отстройте город!“,
о Храме: „Заложите его основания!“»
44:1−5 В этих стихах мы слышим, как бьется сердце Бога, полное любви к Своему народу. Их грехи не угашают Его любовь. Иаков (вытесняющий), Израиль (Божий принц), Возлюбленный — Бог называет их всеми этими именами. Он создал Свой народ, образовал его, выбрал его, помогает ему. Обетование Духа Святого частично исполнилось в День Пятидесятницы, но окончательно оно исполнится во время Второго Пришествия. Тогда жаждущая земля — и в прямом и в переносном смысле — наполнится потоками вод. Потоки Израиля увидят процветание, и они не постыдятся называть себя именем Израиля, именем Иакова и именем Господним. (Впрочем, стих 5 может содержать предсказание о язычниках, пришедших к Богу и присоединившихся к избранному народу, см. Пс 86:4−5).
44:6−8 Господь, Царь Израиля — Бог истинный, и нет другого. Обращаясь к так называемым «богам», Господь спрашивает, может ли кто из них предсказать будущее, как это делает Он, особенно когда дело касается древнего народа — Израиля. Евреям не стоит опасаться посягательств на всемогущество Господа. Они свидетели того, как Он предсказывал будущее, и что Он — единственный Бог. Он сам не знает никакой другой истинной твердыни, что уж тогда можно сказать об Израиле?
44:9−11 Те, кто делает идолов, будут постыжены и посрамлены. Идолы бесполезны и бессильны.
44:12−17 В этих стихах говорится о кузнеце, который делает идола для богатого человека. Кузнец трудится изо всех сил, обделывая метал. Но затем ему нужен перерыв — чтобы утолить голод и жажду и отдохнуть. Если тот, кто делает идола, так быстро изнемогает то, что говорить о безжизненном истукане?
Другой пример — плотник, делающий деревянного идола для бедняка. Он обрабатывает полено резцом, пока оно не превратится в образ человека. Может быть, сам плотник и посадил это дерево, часть которого он бросает в печь, чтобы согреться. Другую часть он использует для приготовления пищи, а из остатков делает бога. Потом повергается перед ним и поклоняется богу, которого сам же сотворил.
44:18−20 Идолопоклонники не захотели быть зрячими, и Бог закрыл им глаза. Они никак не поймут, что поклоняются и служат тому же самому дереву, которое служит им в хозяйстве. Они увлеклись тем, что бесполезнее пыли. Иллюзия отвращает их от истины, и они не могут освободиться из этого рабства, не могут признать, что в руке их — ложь.
44:21−23 Израиль должен помнить, что Бог — его создатель, Который никогда его не забудет. Израильтяне — рабы Божии. Господь изгладил их беззакония, которые, словно облако, закрывали лицо Его от них. Бог выкупил израильтян из рабства и призвал назад к Себе. Все творение призвано петь и торжествовать, потому что Бог искупил Иакова.
44:24−27 Обращаясь к верующему остатку, Бог предстает как Искупитель, Иегова (Господь), Творец, Защитник, восстанавливающий Израиль. Он делает тщетными знамения халдейских лжепророков, ... волшебников и знание мудрецов. Через Своих же пророков Он предсказывает, что Иерусалим и Иуда будут восстановлены, и что избранный народ возвратится из плена во времена правления Кира.
44:28 Пророчество о Кире удивительно тем, что имя царя упоминается за 150−200 лет до его рождения. Примечательно также, что Бог называет его «пастырь Мой».
Кир снова упоминается по имени. Именно его Господь использует для того, чтобы освободить евреев из вавилонского пленения. Указ Кира положит начало восстановлению храма. Иудейский историк Иосиф Флавий пишет: «Это Кир узнал при чтении книги, в которой за двести десять лет до этого пророк Исаия оставил свои предвещания. Последний тайно сообщает, что Предвечный сказал: «Сделав Кира царем над многими великими народами, Я желаю, чтобы он вернул народ Мой на его родину и построил Мой храм». Это предсказал Исаия за сто сорок лет до уничтожения храма. И вот, когда Кир прочитал это, то преклонился перед Божеством, и необычайное рвение и усердие обуяли его к исполнению предначертанного».