Вавилона дочь, с высот своих! 1
Спустись на землю и в пыли сиди,
ведь твоего престола больше нет!
Не назовут уже тебя, халдеев дочь,
красавицей, изысканно одетой!
Берись за жернова — муку мели,
сбрось покрывало, подбери подол —
и через реки, голоногой, вброд иди.
Откроется всем нагота твоя,
и срам твой оголится.
Я отомщу — не воспротивится никто!»2
Святой Бог Израилев — Избавитель наш,
ГОСПОДЬ Воинств — имя Его.
«Сиди в безмолвии, во тьме сокройся, дочь халдеев,
владычицей царей тебя уже не назовут!
Прогневался Я на народ Мой,
удел Свой собственный Я разорил,
в руки твои предал виновных —
не была ты к ним милостива,
даже на старца налагала тяжкую ношу.
Говорила: „Владычество мое вечно“, —
и не задумывалась о том, что будет в конце,
об этом и не помышляла.
Слушай же теперь, изнеженная:
ты сидишь беззаботно,
говоришь себе самой:3
„Нет мне в мире подобной!
Никогда не останусь вдовою,
не узнаю, каково это — терять детей“.
Обе беды нагрянут к тебе разом, в один день —
вдовство и потеря детей —
сполна придется тебе их изведать,
сколь ни сильна ты в своем чародействе,
сколь ни владеешь ты волшебством.
Уповала ты на свое злодейство,
приговаривала: „Никто меня не видит“.
Сбило тебя с пути твое многознание,
сама себе говорила ты:
„Нет мне в мире подобной!“
Нагрянет беда — не помогут тебе чародейства;4
несчастье придет — не сможешь его отвратить,
погибель настигнет, неведомая прежде.
Так давай займись волхвованием
и всеми своими чародействами,
в которых ты с юности преуспевала,
глядишь, помогут они тебе,
может, кого и напугаешь?
Утомилась ты, собирая частые советы, —
так пусть теперь выступят звездочеты,
пусть спасут тебя предсказатели,
предрекающие твою судьбу по новой луне.
Но они, как солома, в огне сгорели,
не спасли даже самих себя от пламени,
не осталось от них ни углей, чтобы согреться,
ни огня, чтобы перед ним посидеть.
Вот что сталось с теми, с кем ты делила труды,
с кем вела дела от самой своей юности, —
разбрелись все в разные стороны,
и некому больше спасти тебя».
8. Утешение в падении Вавилона (Гл. 47)
47:1−4 Город Вавилон сравнивается с прекрасной девственной царицей, которой приходится сойти с трона и превратиться в служанку. Она будет выполнять грязную работу и переходить вброд реки, идя в плен. Откроется ее нагота и срам. Искупитель — Святый Израилев — отомстит и не пощадит никого.
47:5−15 Дочь Вавилона (то есть, вавилонское царство) будет наказана за четыре греха.
1. Хотя Бог преназначил ей отвести в плен евреев, Он не повелевал ей быть безжалостной и обращаться с ними жестоко. Она «перестаралась». И хотя сама она говорит: «Вечно буду госпожою», Бог отвечает: «вперед не будут называть тебя госпожою царств».
2. Она была горда и надменна, считая, что вечно будет процветать. Но наступит день, когда она овдовеет и станет бездетной. Все ее чародейство не сможет предотвратить это бедствие.
3. Она полагала, что никто не узнает о ее преступлениях и не накажет за них. Самодовольство и гордыня приведут ее к погибели.
4. Она верила колдунам и астрологам. По мнению Дженнигса, «Иегова советует ей призвать на помощь всех [колдунов и чародеев], потому что они ей понадобятся».
Божья кара — это адское пламя, а не огонек в камине. Те, кто вел торговлю с Вавилоном, займутся своими делами, и ничем ей не помогут.