Исаия 6 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В год смерти Озии-царя1 увидел я Владыку Господа: Он восседал на высоком, вознесенном престоле, и края риз Его стелились по всему Храму.
2 Над престолом Его парили серафимы2 шестикрылые: двумя крыльями они прикрывали лица, двумя — ноги, а два крыла раскрывались в полете.
3 Восклицая, они вторили друг другу:

«Свят, свят, свят ГОСПОДЬ Воинств,
вся земля исполнена славы Его!»3

4 От звуков этих сотряслись врата,4 и Храм наполнился дымом.
5 Тогда вскричал я в испуге: «Горе мне, погиб я5 — сам я человек с устами, оскверненными грехом, и живу с такими же людьми, а глаза мои видели Царя, ГОСПОДА Воинств!»
6 Тогда один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь с жертвенника.
7 Он коснулся им уст моих и сказал: «Теперь, когда коснулось это уст твоих, вина твоя удалена и грех твой прощен».
8 И я услышал, как Владыка Господь вопрошал: «Кого Мне направить к народу Своему? Кто будет вестником Нашим?»6 Я отозвался: «Я готов пойти — отправь меня!»
9 Господь7 ответил: «Иди и скажи этому народу:

„Вслушивайтесь — но не поймете!
Вглядывайтесь — но не увидите!8

10

Пусть очерствеет9 сердце этого народа,
уши оглохнут, смежатся веки —
чтобы ничего не смогли увидеть глазами,
услышать ушами,
познать сердцем,10
покаяться11 и получить исцеление“».

11 И спросил я: «Владыка, как долго это будет? »
Он ответил: «Не прежде, чем города совсем опустеют

и в домах не останется живых,
не раньше, чем земля обратится в пустыню, —

12

изгонит ГОСПОДЬ всех живущих,
и произойдет великое опустошение в стране.

13

Если останется хоть десятая часть,
то и ее снова ждет пламя.12
Но как от срубленного теревинфа13 или дуба
остается хотя бы пень непогибший,
так и у них останется святое семя их ».

Комментарии МакДональда

Б. Призвание пророка Исаии, его очищение и Божий наказ (Гл. 6)

6:1 В год смерти царя Озии Исаия увидел Царя царей. Из Евангелия от Иоанна (12:39−41) мы узнаем, что Царь, Которого видел Исаия, был не кто иной как Сам Господь Иисус Христос. Ф. Дженнингс приводит такой комментарий:

«Исаия, как и Апостол Иоанн на острове Патмос, «был в духе» и увидел Адона (имя Бога, которое означает, что Он Господь над всем — сравните с Рим 9:5 — «Христос, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». Обладая всеми знаками величия, Царь сидит на престоле, и сам этот престол — «высокий и превознесенный», ибо «Царство его всем обладает». Но при этом края риз Сидящего на престоле наполняют этот славный храм».

(6:1) Это произошло в 740 г. до Р. Х. По словам Муди, «Правление Озии было своего рода викторианской эпохой в истории евреев. И когда эта эпоха сменилась временем позора и унижения, Исаия увидел Царя Вечности на троне», — Notes from My Bible, стр. 85.

(6:2−5) Слово «серафим» происходит от еврейского глагола «сараф», что в переводе означает «гореть». Само это слово напоминает о святости Бога, которая пылает, как огонь. «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр 12:29; см. также Втор 4:24).

6:2−5 Вокруг Господа стояли серафимы — небесные существа, имеющие шесть крыльев: «четыре для поклонения и два для служения Богу». Серафимы прославляют святость Господа и требуют, чтобы каждый, приступающий к служению Богу, сначала прошел очищение.

Это видение вызвало у пророка глубочайшее осознание своей греховности, что заставило его исповедовать свои грехи.

6:6−8 Сразу же после этого Исаия прошел очищение. И только тогда он услышал голос Господа. Пророк сразу же посвятил себя служению Ему и получил повеление от Бога.

6:9−10 Исаия призван возвещать слово Божье народу, который, отвергая Его слова, сделался глухим и слепым — в переносном смысле. Стихи 9 и 10 описывают не цель пророческого служения Исаии, а его неизбежный результат. Эти стихи цитируются в Новом Завете, когда речь идет о том, что Израиль отверг Мессию. Вайн дает им такое объяснение:

«Люди настолько упорно извращали свои пути, что покаяние и исцеление стали невозможны. Человек способен настолько ожесточиться, что его положение становится безнадежным, и суд Божий обрушивается на него».

6:11−13 «Надолго ли, Господи?» — вопрос о том, как долго будет продолжаться суд на избранным народом. Ответ таков: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей». Бог сбережет остаток (десятую часть), но и этому остатку предстоит много выстрадать. Это святое семя уподобится корню большого дерева, которое срубили. Остаток выживет, хотя большая часть дерева погибнет.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В 739 / 740 г. до Р. Х.
2  [2] — «Серафим» — мн. ч. от евр. сараф — палящий, огненный. В других местах ВЗ это слово относится к ядовитым (огненным — серафим) змеям (Чис 21:6; Втор 8:15). Возможно, они названы там «жгущими» из-за их ядовитых укусов, которые вызывали у жертвы жар. Также может быть, что существа, которых видел Исайя, походили на змей своим стремительным передвижением. Дважды в этой книге серафимы описываются как летающие (14:29; 30:6).
3  [3] — Так в древн. пер., масоретский текст: Его слава(это то, что) наполняет землю; или: полнота земли — Его слава.
4  [4] — Букв.: косяки ворот.
5  [5] — Или: я должен онеметь.
8  [6] — В вопросе, заданном Богом, слово «Нашим» может указывать на участников Небесного Совета, и в Священном Писании можно встретить изображение Бога в окружении небесных существ, хотя христианские толкователи видят в этом высказывании предвосхищение учения о Троице. См. также Быт 1:26; Быт 11:7.
9  [7] — Букв.: Он.
9  [8] — Или (ближе к букв.): напрягайте слух — но не распознавайте! Смотрите, смотрите — но не понимайте! Гордость и противление Богу приведут к последствиям, прямо противоположным Божественному замыслу, — услышанная истина будет так или иначе превратно истолкована. Ср. Иез 2:1 — 3:9.
10  [9] — Букв.: сделай жестким / жирным, в знач. невосприимчивым.
10  [10] — Здесь сердце в знач. разум.
10  [11] — Букв.: возвратиться / повернуть.
13  [12] — Или: опять опустошение.
13  [13] — Теревинф — дерево из семейства фисташковых, что растет в Палестине, Сирии, Аравии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.