Исаия 63 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Кто это идет из Эдома,

из Боцры1 — в багряном одеянии,
прекрасно Его облаченье,
шествует Он в величии и силе Своей?
«Я Тот, Кто судит2 справедливо!
Я Тот, Кто силен спасать!»

2

«Отчего ж облаченье Твое багряно,
почему одежды Твои,
как у давильщика винограда?»

3

«Я один давил виноград, топтал его в давильне
и никого из народов со Мною не было;
Я давил их во гневе,
в ярости топтал —
и забрызгала кровь3 одежду Мою,
запятнала облаченье Мое.

4

День воздаяния был уготован Мною,4
вот и наступил год возмездия!5

5

Я огляделся, но рядом помощника не было,
с изумлением увидел, что не на кого опереться.
Тогда Я Сам, Своей рукой одержал победу,
и гнев Мой был Мне подмогой.

6

Попирал Я народы во гневе,
сокрушал6 их в ярости,
кровь их на землю проливал!»

7

Вспоминаю я о неизменной любви7 ГОСПОДА,
славлю Его за то, что печется о нас:
как благ Он к роду израильскому,
как сострадателен Он к ним,
сколь велика верность Его!

8

Своим народом назвал Он их,
детьми, которые не будут обманывать.
Спасителем стал Он для них.

9

Если горе у них — и Ему горько,
посылает к ним Ангела, исходящего от Него,8
и спасает их.
Из любви и милости Своей их избавлял,
издревле брал Он их на руки и нес.

10

Но они послушанье отвергли,
оскорбили святой дух Его;
потому стал Он для них неприятелем,
Сам с ними воевал.

11

Тогда вспомнил Его народ
дни древние, Моисеевы:9
где же Тот, Кто из моря их вывел,
пастыря вывел вместе с паствой его?
Где ныне Тот,
Кто вселил в них дух Свой святой?

12

Кто же Моисея за руку вел,
всей мощью Своею поддерживал,
воды пред ними разделил,
навеки прославив имя Свое?

13

Кто провел их через бездну,
словно коня по степи?
Потому не споткнулись они,

14

словно стадо, что идет по долине.
Это дух ГОСПОДЕНЬ давал им покой.
Да, так и вел Ты Свой народ,
возвеличивая имя Свое.

15

Взгляни с небес, посмотри
из обители славы Своей святой.
Где же ревность Твоя о народе,
где могущество Твое?
Не скрывай милосердия Твоего и сострадания.10

16

Ведь только Ты — наш Отец,
хотя Аврааму неведомы мы,
и за своих не признаёт нас Иаков.11
Только Ты, ГОСПОДИ, — Отец наш,
от века имя Тебе — Избавитель.

17

Для чего же, ГОСПОДИ,
позволил нам сойти с путей Твоих
и ожесточиться даже, так что благоговеть
перед Тобой мы перестали?
Вернись ради Своих слуг,
ради племен удела Твоего!

18

Недолго владел этой святыней Твой народ,
попирают враги Святилище Твое.

19

И давно уже длится это —
будто нами Ты никогда и не правил,
будто имя Твое мы никогда не носили!

Комментарии МакДональда

6. День отмщения (63:1−6)

Когда Господь вернется, чтобы установить Свое царство, Он должен будет вначале истребить Своих врагов. Это истребление происходит в разное время и в разных краях земли. Часть врагов погибнет в долине Армагеддон (Откр 16:16), другая часть — в долине Иосафата (Иоиль 3:12) и еще одна — в Едоме. Именно об этом событии идет речь в главе 63. Мессия шествует от Восора, столицы Едома. Одежды славы Его красны от крови врагов Израиля. При ответе на вопрос, почему Его одежда красная, Иисус использует образ точила, давильного пресса, для того чтобы описать Свою расправу над врагами. Пришло время мести врагам и искупления для народа. Мессия одержал победу, и никто из людей Ему в этом не помогал.

7. Остаток Израиля молит о помиловании (Гл. 63:7 — 64:12)

63:7−10 Теперь Исаия говорит от имени остатка, находящегося в плену. Он ждет избавления. Пророк вспоминает все, что Господь делал для Израиля в прошлом. Бог проявил необычайную доброту, обращаясь с Израилем милосердно и терпеливо. Бог назвал евреев Своим народом. И хотя Он с самого начала знал, что они отвергнут Его, Он говорит так, словно они никогда не оставят Его ради чужих богов. Он стал их Спасителем, и Он был с ними во всех испытаниях, в том числе и в египетском рабстве. Ангел (то же самое слово, что и «посланник») лица Его, то есть, Мессия, спас их. Бог возлюбил Свой народ, вывел его из Египта и был с ними в пустыне. Но в ответ на любовь Господа Израиль взбунтовался, поэтому Бог «обратился в неприятеля».

63:11−13 Но даже те, кто помнят, что совершил Господь в древности, во времена Моисея, спрашивают: «Где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? Где тот, который вложил в сердце его [Моисея] Святого Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественной мышцею Своею, разделил перед ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, который вел их через бездны, как коня по степи, и они не спотыкались?»

63:14 Как стадо спускается в долину в поисках покоя, так Господь вел Свой народ в землю мира, чтобы сделать Себе славное имя. Обратите внимание на упоминание о Триединстве: Господь Иегова (ст. 7); Ангел Господень (ст. 9); Дух Господень (ст. 10−11, 14).

63:15−16 Воспоминание о милостях Божьих побуждает пророка обратиться к будущему, к времени окончания вавилонского плена. Исаия молится за тех евреев, которые томятся в Вавилоне. Может показаться, что народ лишился Божьей ревности, могущества и милосердия. Но Исаия просит, чтобы, несмотря ни на что, Бог оставался их Отцом, даже если бы Авраам и Израиль не признавали их.

63:17−19 В стихе 17 народ как будто упрекает Господа за то, что Он позволил им совратиться с Его путей. Но на самом деле Бог ожесточает сердца только тех людей, которые ожесточаются сами. Вероятно, смысл вопроса такой: «Почему Ты позволил нам отойти от Тебя?» Когда Бог позволяет чему-либо произойти, часто говорят, что Он это сделал. Но, так или иначе, евреи умоляют Господа смилостивиться над ними. Израиль жил в Земле Обетованной сравнительно недолго, и теперь святилище лежит в руинах, а израильтяне, Божий народ, ничем не отличаются от других народов, никогда не вступавших в завет с Господом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эдом — государство с юга от Иерусалима, здесь выступает как символ всех пренебрегающих Богом народов, Боцра — столица Эдома; ср. 34:6.
1  [2] — Букв.: говорит.
3  [3] — В оригинале здесь и в ст. 6 двусмысленность: слово нецах означает как «кровь», так и «сок винограда».
4  [4] — Букв.: в сердце Моем.
4  [5] — Друг. возм. пер.: искупления. Слово «гоэль» (родственник-искупитель) обозначает лицо, защищающее интересы своей семьи (в широком смысле), выкупая проданную за долги ее собственность. Но это лицо ответственно не только за финансовые вопросы, в его обязанности входило отмщение за пролитую кровь члена семьи (см. Чис 35:19−27; Втор 19:6−12). Именно в этом смысле Господь может быть изображен здесь в данном контексте.
6  [6] — Так по друг. чтению; букв.: поил допьяна.
7  [7] — Или: верности / милости.
9  [8] — Букв.: Ангела лица Его. Друг. возм. пер. по LXX: …и Он стал Избавителем их от всех бед их. Но не вестник или ангел, а Сам Господь даровал им спасение.
11  [9] — Или: (дни) Моисея, слуги Его.
15  [10] — Или: отчего не проявишь их ко мне?
16  [11] — Букв.: Израиль.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.