„ Хотя ты дорог Мне как Гилад,
как вершина Ливана —
уподоблю тебя пустыне,
превращу в необитаемый город.3
На войну с тобой
соберу Я врагов-губителей,
придут они к тебе с топорами,4
вырубят лучшие из твоих кедров
и бросят их в огонь.
Не оплакивайте умершего,
не скорбите о нем,
но рыдайте об уведенном в плен,
ведь он уже не вернется
и не увидит родной земли.
Горе тому,
кто строит дом свой на неправедно нажитом
и возводит верхние покои, нарушая закон,
заставляет соседа работать даром
и не платит ему за труд.
Говорит он: „Построю себе большой дом,
с просторными комнатами наверху“;
делает широкие окна,
обшивает дом кедром
и красит его в алый цвет.
Станешь ли ты достойным правителем,
построив дворец из кедра?
Разве голодал твой отец,
поступая праведно и справедливо?
И он преуспел в этом.
Он вступался за обездоленного и бедного,
и было это всем во благо.
Не значит ли это, что он знал Меня? —
говорит ГОСПОДЬ. —
Но в твоих глазах и в сердце
одна лишь жажда наживы
да желание проливать невинную кровь,
угнетать и творить насилие“.
„Не будут его оплакивать, причитая:
„Какое горе, о брат мой, какое горе, о сестра!“
Не будут причитать, его оплакивая:
„Какое горе, о владыка наш, какое горе, о слава его!“
Похоронят его, как осла хоронят,
проволокут и бросят
за воротами Иерусалима.
Взойди на Ливан и рыдай там,
на Башане голоси,
и с Аварима пусть доносится плач твой,
ибо все союзники5 твои повержены.
Я обращался к тебе в счастливые дни твои,
но ты сказала: „Не буду слушать“.
Таков твой путь с юных лет —
словам Моим ты никогда не повиновалась.
Пастухов твоих будет ветер пасти,
союзники твои в плен пойдут,
и будешь ты пристыжена и опозорена
за все свои злодеяния.
Восседающая на Ливане,
устроившая гнездо свое среди кедров,
будешь стонать ты, сраженная болью,
подобной родовым схваткам.
Разве этот человек, Иехония,
был никчемным и разбитым горшком,
никому не нужным предметом?
Отчего же он и дети его
оказались отвергнуты, изгнаны
в чужую страну, которая им неведома?
О земля моя, земля моя, земля,
слушай слово ГОСПОДНЕ!
Так говорит ГОСПОДЬ:
„Запишите в летописи об этом человеке,
что он был бездетным,
напрасно прожил свои дни,
ибо никто из его потомства
не будет больше восседать на престоле Давида
и править в Иудее“».
22:1−9 В главе 22 идет речь о четырех последних царях Иуды, хотя перечислены они не в хронологической последовательности. Исторически, таков порядок их царствования: Иоахаз, Иоаким, Иехония и Седекия. Выходит, что последний царь упоминается первым, а остальные — в обычном порядке.
«Первый» царь Седекия получает предупреждение производить суд и правду, в противном случае Иуда станет безлюдной и опустошенной страной, несмотря на все его величие, подобное Галааду и Ливану. Это предупреждение подкрепляется ссылкой на печальный конец трех других царей.
Г. Пророчество против царя Саллума (22:10−12)
Второй царь Саллум (также называемый Иоахазом) был сыном Иосии. Его увели в плен в Египет, где он умер, так и не увидев больше родной земли.
Д. Пророчество против царя Иоакима (22:13−23)
22:13−19 Третий царь Иоаким построил дворец, не заплатив рабочим. Он не брал пример с отца (Иосии), поэтому вытащат его за ворота Иерусалима и похоронят, не оплакивая. Ослиным погребением будет он погребен — просто бросят в канаву.
22:20−23 Народу следует взойти на Ливан и Васан и поднять плач, ибо рукою Навуходоносора сокрушены все друзья (иностранные союзники) и пастыри (правители). Да и самим израильтянам придется стонать в плену, словно от родовых мук.
Е. Пророчество против царя Иехонии (22:24−30)
Четвертого царя Иехонию халдеи уведут пленным в Вавилон, где он и умрет. Никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом. И действительно, никто из потомков Иехонии не унаследовал его трон. Место на престоле занял его дядя Седекия — последний иудейский царь. Чарльз Дайер приводит такой комментарий:
«Это пророчество проливает свет на различие между родословными Христа в Мф 1 и Лк 3. Матфей приводит юридическую родословную по линии Его отчима Иосифа, предком которого был Салафииль — сын Иехонии (ср. 1Пар 3:17). Если бы Христос был биологическим сыном Иосифа (т.е. не родился бы от девы Марии), Он вряд ли смог бы претендовать на царское достоинство. Лука же приводит родословную Христа по линии Марии, предком которой был сын Давида Нафан (Лк 3:31). Поэтому «проклятие» Иехонии никак не может на Него распространяться».