Иеремия 23 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Таково слово ГОСПОДНЕ: «Горе пастырям, что губят и рассеивают овец Моего стада!»
2 Потому так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля, о пастырях, что пасут народ Его: «Это вы рассеяли овец Моих и разогнали всё стадо.1 Не смотрели вы за ним. Потому теперь Я взыщу с вас за злодеяния ваши, — сие есть слово ГОСПОДА. —
3 Соберу Я остаток стада Моего из всех стран, в которые изгнал их, и верну на родные пажити, и станут они плодовитыми и многочисленными.
4 Я поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их. Не будут более овцы Мои пребывать в страхе и ужасе, и ни одна из них не пропадет», — говорит ГОСПОДЬ.
5 «Придет время, — таково слово ГОСПОДНЕ, — когда Я возведу из рода царя Давида Росток2 праведности. Будет царь этот править мудро, творить правый суд на земле.
6 В дни его спасена будет Иудея, и народ Израиля будет жить в безопасности. Вот имя, которым его назовут: „ГОСПОДЬ — праведность наша“».
7 «Придет время, — говорит ГОСПОДЬ, — когда не станут более говорить: „ Воистину жив ГОСПОДЬ, Который вывел потомков Израиля из Египта“,
8 но скажут: „ Воистину жив ГОСПОДЬ, Который вывел потомство народа3 Израиля и привел его из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их“. И будет народ Израиля4 жить на своей земле».
9

О пророках.
Сердце мое разбито,
всем телом своим я дрожу;5
я — словно пьяный,
как от вина охмелевший,
из-за ГОСПОДА,
из-за слов Его святых.

10

«Потому что прелюбодеи заполнили землю —
скорбит6 она от проклятья,
степные пастбища выгорели.
Идут они порочным путем,
власть их неправедна.

11

Развратны7 пророк и священник,
даже в Храме8 Моем вижу их злодеяния, —
говорит ГОСПОДЬ. —

12

Потому скользким станет их путь,
подобным зыбкой тропе во мраке,
на которой будут теснить их — они будут падать,
Я обрушу на них бедствия
в час9 Моего возмездия, —
таково слово ГОСПОДНЕ. —

13

Видел Я безрассудство самарийских пророков:
именем Ваала пророчествовали они
и народ Мой, Израиль, с пути истинного сбивали.

14

Вижу Я и отвратительные поступки
иерусалимских пророков:
они прелюбодействуют, живут во лжи,
потворствуют нечестивым,10
вот никто и не прекращает творить злодеяний.
Стали все они для Меня как Содом,
а жители Иерусалима — как Гоморра».

15

Потому так говорит о пророках ГОСПОДЬ Воинств:
«Полынью накормлю их,
напою водой отравленной,
ведь от иерусалимских пророков
нечестие11 распространилось по всей земле».

16 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Не слушайте слов пророков этих, не внимайте их пророчествам, потому что они обманывают вас, передавая вам не слова ГОСПОДНИ, а свои собственные виденья.
17 Тем, кто отвергает Мои слова, они твердят:12 „Всё у вас будет благополучно!“, а тем, кто поступает по упрямству сердца своего, говорят: „Беда вас не постигнет“».
18

Но кто из них был на совете ГОСПОДА,
кто видел и слышал Его слово,
кто прислушался к слову Его и внял ему?

19

Вот разразилась ГОСПОДНЯ буря во всей ярости,
вихрь бушующий поднялся,
падет он на головы нечестивых.

20

Не стихнет гнев ГОСПОДЕНЬ,
пока не исполнит и не совершит Он
замысла сердца Своего.
В конце времен вы постигнете это ясно.

21

«Я не посылал этих пророков,
они пришли по своей воле,
Я не обращался к ним,
но они пророчествовали.

22

Будь они на совете Моем,
возвестили бы слова Мои народу Моему,
от греховного пути его отвратили
и от злых его дел.

23 Неужели Я — Бог для вас только вблизи, — вопрошает ГОСПОДЬ, — а когда вдали от вас, Я уже не Бог Всемогущий?
24 Может ли человек укрыться в каком-нибудь потаенном месте, так что Я его не увижу? — говорит ГОСПОДЬ. — Не Мной ли полны небеса и земля? — вопрошает ГОСПОДЬ. —
25 Слышал Я, что говорили пророки, лживо вещающие от Моего имени: „Сон видел я, сон видел я!“
26 Сколько еще будут они вынашивать обман в своих сердцах, пророки, изрекающие ложь и собственные коварные замыслы?
27 Надеются они, что сновидениями своими, которые они пересказывают друг другу, заставят народ Мой забыть имя Мое; такое было уже: их праотцы забыли имя Мое ради Ваала.
28 Пророк, что видит сны, пусть и рассказывает сны, но тот, у кого на устах Мое слово, пусть верно передает его. Что общего между зерном и мякиной? — говорит ГОСПОДЬ. —
29 Огню подобно слово Мое, — говорит ГОСПОДЬ. — Оно как молот, сокрушающий скалы.
30 Потому Я порицаю13 этих пророков, — говорит ГОСПОДЬ, — за то, что крадут они друг у друга слова Мои.
31 Я порицаю этих пророков за то, — говорит ГОСПОДЬ, — что болтают языком своим и заявляют: „Так говорит ГОСПОДЬ“.
32 Я порицаю всех тех, кто свои лживые сны выдает за пророчества, — говорит ГОСПОДЬ, — и вводит народ Мой в заблуждение своим обманом и безрассудством, тогда как Я не посылал их и не повелевал им пророчествовать. Нет от них никакой пользы народу этому», — говорит ГОСПОДЬ.
33 «Если спросит тебя народ этот, или пророк, или священник: „Какое пророчество, какое тяжкое бремя14 дано тебе ГОСПОДОМ?“, отвечай им так: „Вы и есть это бремя, и Я вас низвергну“, — таково слово ГОСПОДА. —
34 А с того из пророков, священников и народа, кто лживо скажет: „Это наше пророчество от ГОСПОДА“, Я взыщу вместе со всем его семейством.
35 Спрашивайте друг у друга: „Что ответил ГОСПОДЬ и что Он сказал?“
36 Но о пророчестве Господа, о бремени ГОСПОДА более не упоминайте, потому что каждый свое собственное слово выдает за откровение, а слова Бога Живого, ГОСПОДА Воинств, Бога нашего искажает.
37 Просто спрашивайте пророка: „Что ответил ГОСПОДЬ, что Он сказал тебе?“
38 А на ваше утверждение, что „это пророчество ГОСПОДНЕ“, ГОСПОДЬ говорит так: „За то, что вы по-прежнему утверждаете, что у вас есть пророчество от ГОСПОДА, хотя Я посылал к вам того, кто сказал вам: „Не говорите более: „Это пророчество ГОСПОДНЕ“, —
39 за это Я забуду вас и удалю от Себя — и вас самих и тот город, что дал Я вам и отцам вашим.
40 Обреку Я вас на вечное поругание, на вечный позор, которые никогда не забудутся“».

Комментарии МакДональда

Ж. Пророчество о Праведном Царе (23:1−8)

Правители (пастыри) подлежат осуждению, потому что не заботились о народе Божьем. Но Господь соберет остаток избранного народа и даст им верных пастырей. Бог восставит Отрасль праведную — т.е. пошлет Мессию, Который станет их Царем. По этому поводу Келли высказывает нам, христианам, предупреждение — не слишком популярное, но необходимое:

«Очевидно, что это пророчество относится к Мессии — Господу Иисусу. Но этот Мессия, Господь Иисус, в первую очередь имеет отношение к Израилю, а не к нам. Важно об этом не забывать. И в этом нет ничего страшного. Многим кажется, что если не применить эти пророчества к христианам и церкви, мы что-то потеряем. Но честность всегда предпочтительней. Если вы отняли что-то у ближнего, то в итоге потеряете намного больше, чем он. Нет сомнения, что он потерпит какие-то убытки, но его незначительные потери не сравнятся с огромными вашими. Если этот принцип справедлив в делах земных, тем более он применим в духовной сфере. Вы не можете «забрать» у Израиля даже части предназначенных ему благословений, не ограбив себя безмерно в духовном смысле». В стихе 5 Мессия называется Отраслью (или Сыном) Давида. В Зах 3:8 мы читаем: «Вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ». Далее у Захарии встречаются такие слова: «Вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ» (6:12). Исаия также пророчествует об «отрасли Господа» (Ис 4:2). Эти тексты согласуются с четырьмя аспектами служения Иисуса, которые мы видим в Евангелиях: Царь, Слуга, Сын Человеческий и Сын Божий.

«Господь — оправдание наше», или «Иегова-Цидкену» (ст. 6) — одно из семи составных имен Иеговы.

(23:1−8) Другие составные имена: Иегова-Ире (Господь усмотрит — Быт 22:13−14), Иегова-Рофека (Господь-целитель твой — Исх 15:26), Иегова-Нисси (Господь знамя мое — Исх 17:8−15), Иегова-Шалом (Господь есть мир — Суд 6:24), Иегова-Рои (Господь пастырь мой — Пс 22:1) и Иегова-Шамма (ГОСПОДЬ ТАМ — Иез 48:35).

М'Чейни написал замечательный гимн, в основу которого положен его опыт все большего и большего познания ценности этого Божьего титула:

Иегова Цидкену

Господь — оправдание наше

Чужим был для Бога когда-то, не мог я постичь благодать,
Грехов бремя не тяготило, не видел беды никакой;
Хотя о Христе и пытались с восторгом друзья рассказать,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Я часто читал с увлеченьем, покоя ища, развлеченья,
Исаии бурные стопы иль слог Иоанна простой;
Но даже когда возвещали про крестную смерть, про спасенье,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Как дщери Сиона когда-то ручьи горьких слез проливали,
Так плакал и я, размышляя о том, как страдает Святой;
Не знал я тогда, что за грех мой Иисуса Христа распинали,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Когда благодать пробудила меня светом свыше однажды,
Закон вселил страх в мое сердце, от ужаса смерти дрожал;
В себе не нашел я ответа, мне стало тоскливо и страшно,
Один Иегова-Цидкену спасенье тогда даровал.
Развеяло ужас бесследно прекрасное имя «Иисус»,
Рассеялся страх мой, и смелость почувствовал вместо него;
Теперь из источника жизни напиться уже не боюсь,
О, мой Иегова-Цидкену! — роднее, дороже всего.
О, мой Иегова-Цидкену! — сокровище, слава моя,
О, мой Иегова-Цидкену! — в Тебе не погибну навеки;
В воде иль на суше — где б ни был — с победою шествую я,
Мой щит и броня среди битвы — Господь всемогущий, Бог крепкий.
И даже когда я однажды долиной пойду смертной тени,
Дыхание слабое Слово святое Твое укрепит;
Когда от земной суеты уйти и мое придет время,
К Тебе, Иегова-Цидкену, хвалебная песнь полетит.
Роберт Мюррей М'Чейни.

Наступит время, когда люди будут говорить о Боге, Который привел Свой народ на родину — и будут жить на земле своей.

З. Пророчество против лжепророков (23:9−40)

23:9−22 Оставшаяся часть главы 23 посвящена грозному обличению лжепророков, как в Израиле, так и в Иерусалиме. Иудейские лжепророки по-прежнему обещали мир; но если бы действительно прислушались к Слову Бога, то поняли бы, что Его суд нельзя ни отменить, ни остановить, пока не будут достигнуты Им установленные цели. Они говорили от себя — Бог им ничего не поручал.

23:23−29 Вездесущий и всемогущий Бог разоблачает ложь пророков, которые просто пересказывают свои сны, склоняя народ к идолопоклонству. Их сны — мякина в сравнении со Словом Божьим, которое есть чистое зерно, а также подобно огню и молоту.

23:30−32 Господь выступает против пророков, говорящих ложь. Ейтс удачно описывает этих лжепророков.

«Это были профессиональные оракулы, которые утверждали, что говорят от имени Бога, но на самом деле из их уст выходили ложь и обман. Иеремия бросает им в лицо три обвинения: они развращенны, не знают Бога, и им нечего сказать народу от Его имени; они безответственно относятся к своим священным обязанностям и своими грехами снижают моральные нормы; они практически не понимают святой природы Бога, в результате чего ошибочно полагают (и так проповедуют), что Он никогда не отступит от Израиля». Таких лжепророков и сейчас немало среди нас.

23:33−40 Судя по всему, народ насмехался над Иеремией, спрашивая: «Какое бремя от Господа»? Пророк должен был отвечать, что бремя — это они сами, и что Господь вскоре отвергнет их от лица Своего. Бог запретил им использовать слово «бремя» (пророчество) в шутку. Тех, кто ослушается, ждет суровое наказание.

(23:33−40) Это еврейское слово (массаух) может означать или «бремя», или «пророчество». По мнению Райри, это слово «часто использовалось для обозначения серьезного, пророческого слова» (см. Наум 1:1, Авв 1:1). The Ryrie Study Bible, New King James Version, 1182.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: разогнали их.
5  [2] — Евр. цема — молодой побег или ветвь; Син. пер.: Отрасль.
8  [3] — Букв.: дома.
8  [4] — Букв.: они.
9  [5] — Букв.: все кости мои дрожат.
10  [6] — Или: иссохла.
11  [7] — Или (ближе к букв.): осквернили себя.
11  [8] — Букв.: Доме.
12  [9] — Букв.: год.
14  [10] — Букв.: укрепляют руки нечестивых.
15  [11] — Или: неверие в Бога / осквернение.
17  [12] — Так в LXX, масоретский текст: они твердят тем, кто Меня отвергает: „Господь сказал…“
30  [13] — Букв.: Я против…; то же в ст. 31 и 32. Друг. возм. пер.: Я взыщу.
33  [14] — Здесь игра слов: слово масса может переводиться как «предсказание, пророчество» или как «бремя».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.