Так говорит ГОСПОДЬ:
«Народ, уцелевший от меча,
милость обрел в пустыне».
Когда Израиль искал покоя,
явился ГОСПОДЬ ему1 издали2 и сказал:
«Любовью вечной полюбил Я тебя,
потому и милость Мою проявляю к тебе.3
Восстановлю тебя,
и станешь ты снова крепкой,4
дева Израиля;
снова возьмешь бубен свой
и выйдешь в хороводе танцующих;
снова разобьешь ты сады и виноградники
на горах Самарии;
свои сады разводить будете
и сами вкушать их плоды.5
И тогда наступит день,
когда дозорные закричат на горе Ефрема:
„Вставайте, поднимемся на Сион,
к ГОСПОДУ, Богу нашему!“»
Ибо так говорит ГОСПОДЬ:
«Веселитесь, пойте Иакову,
приветствуйте радостно Израиль,
главу над всеми народами!
Громко пойте хвалебную песнь
и восклицайте:
„Спаси, ГОСПОДИ, народ свой,
остаток Израиля!“
Приведу Я их из страны северной,
соберу их со всех краев земли,
не оставлю ни слепых, ни хромых,
ни рожениц, ни беременных —
все они в великом множестве
сюда возвратятся.
В слезах пойдут они,
моля о прощении,
когда Я поведу их
и направлю к водным потокам
ровной дорогой,
на которой они не споткнутся.
Ибо отец Я Израилю,
и Ефрем — первенец Мой».
Слушайте слово ГОСПОДНЕ, народы,
и поведайте о нем дальним побережьям:
«Тот, Кто рассеял Израиль,
соберет его
и будет беречь,
как пастух бережет свое стадо».
Спас6 ГОСПОДЬ Иакова,
избавил от руки,
которую он не мог одолеть.
Придут они ликовать
на вершине Сиона
и просияют от радости,
увидев дары ГОСПОДНИ:
пшеницу, вино молодое и оливковое масло,
ягнят и телят.
Станут они,7 словно сад,
орошаемый водами,
и печаль будет им неведома.
«Радостно закружатся в хороводе девушки,
а с ними вместе юноши и старцы.
Скорбь их Я обращу в веселие,
утешу их, печаль сменяя радостью.
Яствами лучшими8 Я буду питать священников,
и благами Моими народ Мой насытится», —
таково слово ГОСПОДА.
Так говорит ГОСПОДЬ:
«Вопль и рыдания слышны в Раме,
плач горький и причитания.
Рахиль оплакивает детей своих
и не может9 утешиться,
ибо их уже нет».
Так говорит ГОСПОДЬ:
«Сдержи, Рахиль, свои рыдания
и слез не лей,
награда ждет тебя за труды твои, —
это слово ГОСПОДА. —
Возвратятся они из вражеской земли.
Есть для тебя надежда на будущее, —
говорит ГОСПОДЬ, —
вернутся дети твои в свои пределы».
«Слышу Я, как горюет Ефрем:
„Ты подверг меня наказанию, и вот наказан я,
словно не приученный к ярму бык.
Прими10 меня, Господи, дай мне вернуться,
ибо Ты ГОСПОДЬ, Бог мой.
После блужданий моих
я раскаялся,
был я изобличен
и бил себя в грудь.11
Был я пристыжен и посрамлен
и нес бремя позора с юности своей“.
Разве не дорог Мне сын Мой Ефрем?
Не дитя ли Мое он любимое?
Как бы часто Я ни порицал его,
он всегда в памяти Моей.
О нем тоскует Мое сердце,
явлю ему милосердие Мое», —
говорит ГОСПОДЬ.
Поставь вдоль дороги путевые столбы,
установи указатели,
чтобы помнить дорогу,
путь, по которому ты шла.
Возвратись, дева Израилева,
возвратись в города свои.
Долго ли ты еще будешь блуждать,
дочь-отступница?
Ведь ГОСПОДЬ сотворил невиданное,
чего не бывало на земле:
жена защитит своего мужа,
заслонит его собою.12
„Да благословит тебя ГОСПОДЬ,
обитель праведности, гора святая!“
Ибо утолю Я жажду утомленных
и подкреплю изнемогающих».
„Отцы ели кислый виноград,
а у детей на зубах оскомина“.
Так говорит ГОСПОДЬ,
определивший место солнцу,
чтобы даровать свет дневной,
а также луне и звездам,
чтобы даровать свет ночной,
вызывающий шторм в море,
чтобы волны его дыбились.
ГОСПОДЬ Воинств — имя Его.
«Лишь когда упраздню Я законы сии, —
говорит ГОСПОДЬ, —
лишь тогда потомки израильтян
перестанут быть народом Моим
на все времена».
Так говорит ГОСПОДЬ:
«Как невозможно измерить высоту небес
и объять земли основания,
так невозможно для Меня
отвергнуть потомков Израиля
за всё ими содеянное», —
таково слово ГОСПОДА.
Б. Восстановление Израиля (31:1−30)
31:1−20 Не скупясь на нежные слова, Господь обещает восстановить Израиль (северные племена). Народ вернется из рассеяния, из всех уголков земли; Господь изменит печаль их на радость. Выражение «Рахиль плачет о детях своих» образно передает скорбь тех, кто видел, как пленников уводят в Вавилон. Но плач прекратится, когда Израиль раскается и Бог помилует его. Евангелист Матфей приводит стих 15 в связи с избиением младенцев, которое учинил Ирод (Мф 2:18). Келли комментирует это так:
«Примечательно то, что Святой Дух использует для описания этого события только те слова, которые выражают скорбь, а не радость. Их применение действительно соответствует тому, как впоследствии исполнилось пророчество. Горечь и скорбь присутствовали даже в том месте, где родился царь. Нестерпимые муки терзали людей там, где должна быть величайшая радость. Весь Израиль должен бы возрадоваться о рождении Мессии, и так бы оно и произошло, если бы он верил Богу, Его обещаниям. Но веры не было. И это еще не все. Так как народ пребывал в грубом неверии, не удивительно, что на израильском троне воссел узурпатор-идумеянин. Как результат — насилие и обман правили страной, поэтому Рахиль и плакала о детях своих и была безутешна, ибо нет их. Вот почему Святой Дух использовал только первую часть пророчества, и на этом остановился».
31:21−22 Раскаявшаяся дева Израилева вернется по дороге, отмеченной путевыми знаками и столбами. Ее неверность останется в прошлом, потому что Господь сотворит нечто новое — жена спасет мужа. Под женой здесь следует понимать Израиль, а под мужем — Иегову. «Это предсказание, — пишет Вильямс, — означает, что дева Израилева перестанет «скитаться» от идола к идолу и обратится, наконец, к Эммануилу, прилепится к Нему».
Келли, благочестивый ученый, ортодоксальность которого не вызывает сомнений, объясняет почему общепринятое толкование стиха 22б не подходит по смыслу:
«Среди Отцов Церкви и других богословов было распространено мнение, что этот отрывок говорит о рождении Христа от Девы Марии, но на самом деле в этом пророчестве нет даже намека на это. Жена, нашедшая своего мужа, не имеет никакого отношения к Деве, родившей Сына. «Найти мужа» и «родить ребенка» — не одно и тоже».
31:23−30 Иуда вернется в свою землю, и все города его будут отстроены. На этом завершился сон Иеремии — он был приятен ему; приятно было видеть вновь заселенные земли Иудеи и Израиля. Затем Господь утверждает, что каждый будет умирать за свое собственное беззаконие, а не за грехи отцов.
В. Откровение о Новом Завете (31:31−40)
Наступят дни, когда Бог заключит с домом Израилевым и домом Иуды новый завет, который будет основан на благодати, а не законе. Людям будет дана новая природа, и все познают Господа (см. Евр 8:8−13; Евр 10:15−17).
Этот завет Бог в первую очередь заключил с Израилем и Иудой (ст. 31). В отличие от Моисеева закона, он является безусловным, так как больше подчеркивает не то, что должен сделать человек, а что Бог для него сделал (обратите внимание на глаголы «вложу», «напишу» и «буду» в стихах 33−34). Иисус — Посредник Нового Завета, так как в Нем гарантия всех благословений этого завета (Евр 9:15), и в Его крови этот завет был скреплен (Лк 22:20). Для Израиля, как нации, Новый Завет войдет в силу не раньше Второго Пришествия. Но и в наше время каждый верующий еврей может получить некоторые его благословения — например, способность быть послушным Богу на основе благодати, а не закона; радость оттого, что Господь есть их Бог, а они — его народ; что не вспомнит более их грехов и беззаконий. Но вся нация познает Бога (ст. 34а) только во время Тысячелетнего Царства.
Тем, кто стремится стереть Израиль с лица земли, стоит внимательно изучить стихи 35, 36. Израиль только тогда перестанет быть народом Божьим, когда (если это конечно возможно) перестанут действовать уставы солнца, луны, звезд и моря. В будущем Иерусалим будет восстановлен, и те земли, которые сейчас нечисты, назовут «святынею Господа».