а из очей струились слезы,
то оплакивал бы я днем и ночью
всех убитых бедного народа моего.
Будь у меня прибежище в пустыне,
я бы оставил свой народ,
я бы ушел от них!
Все они прелюбодеи,
сборище предателей.
«Лживый язык их, —
говорит ГОСПОДЬ, —
что лук натянутый,1
не правда, а ложь господствует на земле.2
Одно за другим злодеяния совершают,
и Меня они не знают».
«Пусть каждый остерегается ближнего своего
и не доверяет никому из братьев своих,
ибо всюду3 брат предает брата
и ближний клевещет на ближнего.
Каждый ближнему своему лжет,
никто не говорит правды.
Они приучили язык свой лгать,
грешат до изнеможения.
Угнетение на угнетении, обман на обмане!
Они отказываются знать Меня»,4 —
говорит ГОСПОДЬ.
Потому так говорит ГОСПОДЬ Воинств:
«Я переплавлю их и испытаю.
Как иначе поступить Мне с народом Своим?
Язык их — стрела смертоносная,
слово в устах коварства исполнено.
Каждый твердит своему ближнему о мире,
а сам устраивает ему засаду.
Могу ли Я не взыскать с них за это? —
вопрошает ГОСПОДЬ. —
И народу такому, как этот,
могу ли Я не воздать по заслугам?
Горы Я буду оплакивать, причитая,
о пастбищах степных песнь скорбную петь,
ибо всё разорено5 —
не ходит там никто,
и блеянья стад не услышишь.
Разлетелись небесные птицы,
разбежались все звери.
Превращу Я Иерусалим в развалины,
станет он логовом шакалов,
а города Иудеи — пустыней безлюдной».
Так говорит ГОСПОДЬ Воинств:
«Задумайтесь, пора уже плакальщиц звать,
чтобы они пришли!
Пошлите за искусными в плаче,
чтобы они пришли.
Пусть они поторопятся,
пусть начнут свою скорбную песнь,
чтобы слезы бежали с ресниц,
чтобы выплакать нам очи свои.
Громкий плач слышен на Сионе:
„Мы разорены и покрыты позором
оттого, что покинули землю свою
и враг6 разрушил наши жилища!“»
Каждая из вас7 да услышит слово ГОСПОДНЕ!
Внимайте словам из Его уст.
Научите дочерей своих плачу
и друг друга — скорбным песням,
ибо смерть стучится в наши окна,
врывается в наши дома,
не щадит ни детей на улицах,
ни юношей на площадях.
Это слово ГОСПОДНЕ:
«Тела мертвых разбросаны будут,
как навоз на поле,
как снопы за жнецом,
и некому будет их собрать».
3. Плач пророка (Гл. 9)
9:1−11 В первых двух стихах Иеремия говорит от первого лица. Стих 1 ярко раскрывает, почему Иеремия назван «плачущим пророком».
«О, кто даст голове моей воду и глазам моим источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего»! Многим проповедникам и миссионерам знакомы чувства, которые Иеремия выражает в стихе 2. Кайл Ейтс отмечает: «В этом тексте мы может заглянуть в сердце уставшего, изможденного и огорченного пророка в один из самых тяжелых моментов его жизни. Это состояние можно назвать «темной ночью великой души». В часы глубокого разочарования, пророк подумывает о том, как было бы хорошо уйти прочь от народа, не заслуживающего всех его благодеяний. Как было бы здорово сбросить с себя бремя ответственности и забыть о мучительных переживаниях! Иеремия буквально заболел, видя вместо подлинной религии пустой безбожный формализм. Всю свою жизнь он без устали молился, проповедовал и предостерегал народ, который искренне любил, и все лишь для того, чтобы наткнуться на полное безразличие, жгущее душу словно огнем». Иеремия оплакивает грехи народа и грозное наказание, которое они за собой повлекут. Затем его устами Господь перечисляет многие из этих грехов и возвещает неотвратимость суда. Пророк плачет оттого, что Иерусалим станет грудой камней, жилищем шакалов, и все земля сделается пустынею без жителей.
9:12−22 Надвигающаяся катастрофа — не что иное, как последствие идолопоклонства, в которое впал Иуда. За этот грех народ пойдет в плен. Бог повелевает призвать профессиональных плакальщиц (искусниц в этом деле), чтобы те оплакивали грядущую гибель и опустошение. Бессмысленно хвалиться мудростью, силой или богатством. Единственное, что нужно — это познание Бога.
9:23−24 Эти два стиха — одни из самых известных текстов книги Иеремии. По словам Дж. Ливингстона,
«их стоит выучить наизусть. Люди ищут мудрости, силы и богатства, в то время как Богу угодны милость, суд (справедливость) и правда. Блажен познавший Господа настолько, чтобы находить удовольствие в том, в чем находит удовольствие Он».
9:25−26 Горечь чаши, которую придется испить евреям, усиливается тем, что их ждет такой же суд, как и для язычников — потому что дом Израилев с необрезанным сердцем. Следует отметить, что евреям запрещено было стричь волосы на висках, как это было принято у некоторых языческих народов (Лев
19:27).