Плач Иеремии 3 глава

Плач Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1

Я — человек, изведавший горе
от жезла гнева Его,
которым Он разил меня.1

2

Он влек меня за Собой
и во тьму привел, а не к свету.

3

И вот теперь Он непрестанно2
поднимает на меня Свою руку.

4

Иссушил плоть и кожу мою,
все кости мои переломал.

5

Воздвиг против меня осадный вал,
горечью и страданием обложил.

6

Вверг меня во мрак,
давно сгинувшим мертвецам уподобил.

7

Глухой стеной окружил Он меня,
не выйти мне теперь,
заковал меня в тяжкие оковы.

8

Взывал я к Нему громко,
о помощи просил,
но, видно, не доходна до Него молитва моя.

9

Камнями огромными мне путь преградил,
непроходимыми сделал дороги мои.3

10

Страшен Он, как медведь,
стерегущий добычу,
как лев в засаде.

11

Дорогу мою Он в сторону увел
и растерзал меня, в ничто превратил.

12

Он лук Свой взял, натянул тетиву
и сделал меня мишенью для стрел.

13

Пронзил мне сердце4
стрелами из Своего колчана.5

14

Посмешищем сделал меня для народа,
с издевкой распевают они песни обо мне
изо дня в день.

15

Накормил меня Владыка горькими травами,
напоил полынью.

16

Камни грызть принудил меня,
и притупились у меня зубы,
прахом меня накормил.6

17

Лишился я мира душевного —
забыл о счастье.7

18

Стал говорить себе: «Погибла слава моя,
и нет у меня надежды на ГОСПОДА».

19

Вспомни, Господи,
о бедствиях моих и бесприютности,
жизнь моя, как полынь, горька
и, как желчь, противна.

20

Думы об этом постоянно терзают душу мою,
и я падаю духом.

21

Но вот что вспоминаю8 я,
и оттого надежда оживает во мне:

22

«Милости ГОСПОДА бесконечны,9
милосердие Его вечно,

23

каждое утро вновь изливается.
Велика верность Твоя!

24

ГОСПОДЬ — наследие10 мое, —
твердит душа, —
на Него надеяться не перестану».

25

Благ ГОСПОДЬ к уповающим на Него,
к душе, Его ищущей.

26

Благо тому, кто спокойно ожидает
спасения от ГОСПОДА.

27

Благо всякому,
кто несет ярмо страданий с юности своей.

28

Благо тому, кто пребывает
в одиночестве и безмолвии,
когда Господь возлагает на него бремя.

29

Он склоняется ниц,11 размышляя:
«Быть может, есть еще надежда?»

30

Пусть не боится он подставить
щеку свою обидчику
и насытится позором.

31

Не навеки отвергает Владыка Господь.

32

Он сокрушает, но Он же и милует
по великой благости Своей.

33

Не по желанию сердца Своего12
посылает Он горе
и страдание людям.

34

Когда попирают ногами пленников земли,13

35

когда неправедно судят человека
пред лицом Всевышнего,

36

и когда дело человека
в суде извращают —
разве не видит Господь?

37

Кому под стать повелеть — и свершится,
если Владыка Господь не повелит тому быть?

38

Не из уст ли Всевышнего исходит
и доброе, и злое?

39

Зачем же роптать смертному,
принимая наказание за грехи свои?14

40

Испытаем же пути свои,
исследуем жизнь свою,
возвратимся же к ГОСПОДУ.

41

Сердца и руки простирая к Богу в небе,
скажем Ему:

42

«Нас, вероломных и упрямых,
Ты не простил.

43

Во гнев облекшись, Ты преследовал нас,
убивал без жалости.

44

Укрылся за облаками,
чтоб не проникли сквозь них наши мольбы.

45

Сором ничтожным соделал Ты нас
средь народов.

46

Пасть свою разинул на нас враг наш.

47

Пагуба и ров,15
опустошение и разорение — доля наша».

48

Рекой льются слезы
из очей моих,
ибо погибла дочь народа моего.

49

Текут и текут слезы,
и не будет мне облегчения,

50

пока ГОСПОДЬ с небес не посмотрит,
не взглянет на меня.

51

Скорбит душа моя,
смотря на участь дочерей города моего.

52

Враги мои ловили меня, как птицу,
преследовали без причины.16

53

Скинули меня живым в яму,
забросали меня камнями.17

54

Выше головы поднялась вода,
и я подумал было: «Погиб».

55

Тебя, ГОСПОДИ, я звал по имени
из глубокой ямы.

56

Ты слышал мой голос,
так не будь же, Господи, глухим
к моим мольбам и стонам!

57

О, если бы Ты приблизился ко мне,
когда я зову Тебя,
если бы сказал мне: «Не бойся».

58

Ты вступался за меня, Владыка,
спаси18 жизнь мою.

59

Ты видел, ГОСПОДИ, как я был угнетен,
так вступись и теперь за меня судом правым.

60

Тебе ведомы все их замыслы против меня,
непомерная мстительность моих врагов.

61

Ты ведь слышишь, ГОСПОДИ, ругательства их,
знаешь всё, что замышляют они против меня:

62

коварные речи их и хитрости против меня —
всякий день.

63

Посмотри, встают ли они или садятся, —
с издевкой поют они песни обо мне.

64

Воздай им, ГОСПОДИ, по делам!

65

Пошли им помрачение сердца,19
и пусть падет на них Твое проклятье!

66

Преследуй их, ГОСПОДИ, во гневе,
истреби их из-под небес Твоих.20

Комментарии МакДональда

IV. ПРОРОК ВЫРАЖАЕТ ГОРЕ И РАСКАЯНИЕ ОСТАТКА (Гл. 3)

А. Божье наказанье (3:1−18)

Говоря то от первого лица, то от имени всего народа, пророк проводит параллель между своими переживаниями и трагедий всего Израиля. Гнев Божий символически изображен как тьма и непрестанные удары, когда Бог обращает руку Свою (ст. 1−3). Его ярость — это преждевременная старость и сокрушенные кости; это — быть отравленным горечью, терпеть тяготы, влачить жалкое существование, словно живой мертвец (ст. 4−6). А еще — оковы, от которых нельзя избавиться; молитвы, на которые нет ответа (ст. 7−9), засада, подобная той, что устраивают друг на друга звери; стрелы, для которых становишься мишенью (ст. 10−12); глубокие раны, насмешки и горький вкус полыни (ст. 13−15). Сюда можно добавить сломанные зубы, пепел вместо одежды (ст. 16), а также утрату памяти, мира, благоденствия и всякой надежды на помощь свыше (ст. 17−18).

Б. Божьи милости (3:19−39)

Взывая к Господу с просьбой помыслить о его бедственном положении (ст. 19−20), пророк, хотя и находится в затяжной депрессии, все-таки переводит взгляд с себя на Господа. Надежда снова оживает, когда он вспоминает все милости Господа, выражая уверенность, что милосердие Его обновляется каждое утро и велика верность Его (ст. 21−24). Пророк повторяет уроки, полученные в школе страданий: «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (ст. 25−27). Благо тому, кто принимает наказание от Бога, удары и поношение от людей без попыток воздать тем же (ст. 28−30). Бог никогда не скрывает Свое лицо беспричинно или окончательно — после Он обязательно помилует по великой благости Своей (ст. 31, 33). Однако не потерпит угнетения и несправедливости, когда попираются права людей (ст. 34−36). Бог суверенен, Его Слово всегда исполняется, и все происходит по Его воле — бессмысленно сетовать, когда Он наказывает за грехи (ст. 37−39).

В. Призыв к духовному обновлению (3:40−42)

Тот, кто анализирует себя и обращается к Богу, будет благословен. Но нет прощенья тем, кто не исповедует грех.

Г. Иеремия скорбит об Иерусалиме (3:43−51)

Теперь речь снова идет о страданиях Иеремии и его соотечественников. Бог преследовал их и умерщвлял, не щадил; отвращал Свое лицо от их молитв, сделал их сором и мерзостью (ст. 43−45). Все враги Израиля ликовали, когда видели ужас, опустошение и разорение, выпавшие на долю Божьего народа. Видя разорение родной земли, пророк льет потоки слез и не перестает (46−51).

Д. Молитва пророка об избавлении от врагов (3:52−66)

Чувствуя себя, как птица, которую враги пытаются уловить, как несчастная жертва, которую побили камнями в яме, как утопающий, которого накрыла волна, пророк решил, что пришел его смертный час (ст. 52−54). Но он всем сердцем воззвал к Господу из ямы глубокой, и Он ответил ему — сказал: «Не бойся» (ст. 55−57). Далее пророк просит Господа обратить внимание на то зло, которое ему причинили враги: мстительность, ругательство, замыслы, оскорбления, сплетни и поношение. Пророк ждет возмездия — справедливость требует того, чтобы его враги были преследуемы, наказаны, прокляты и уничтожены (ст. 58−66). «Помрачение сердца» (ст. 65) — как и «покрывало на сердце их», когда «читают Моисея» (2Кор 3:15) — означает по-видимому — «не столько ожесточение, сколько ослепление сердца, которое приводит к гибели».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: бедствие от жезла гнева Его.
3  [2] — Букв.: всякий день.
9  [3] — Или (ближе к букв.): искривил мои пути.
13  [4] — Букв.: почки — в евр. антропологии это средоточие эмоций, что соответствует русскому сердцу.
13  [5] — Букв.: сынами колчана
16  [6] — Так в LXX; букв.: в прах Он поверг меня.
17  [7] — Или: о добром.
21  [8] — Букв.: отвечаю сердцу своему.
22  [9] — Так по друг. чтению; масоретский текст: по милости Господа мы не погибли / не иссякли.
24  [10] — Букв.: надел — изначально это слово было связано с теми жребиями, по которым земля обетованная во времена Иисуса Навина распределялась по коленам Израилевым.
29  [11] — Букв.: в прах погрузит уста.
33  [12] — Букв.: не из сердца.
34  [13] — Пленники земли — возможно, что здесь за обобщенным образом стоят уведенные в плен евреи.
39  [14] — Друг. возм. пер.: о чем сетует всякий человек? Не о грехах ли своих?
47  [15] — В оригинале игра слов: пахад вафахат; ср. Ис 24:17; Иер 48:43.
52  [16] — Или: ловили меня, как птицу, понапрасну враги мои.
53  [17] — Или: камень надо мною воздвигли.
58  [18] — Или: выкупи.
65  [19] — Или: сделай их невосприимчивыми.
66  [20] — Букв.: Господних.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.