Вспомни, ГОСПОДИ, какая участь постигла нас,
взгляни с небес и увидишь поругание наше.
Земля и всё добро наше достались чужим,
а дома наши — иноземцам.
Отцов мы лишились, сиротами стали,
а матери наши — вдовами.
За воду из своих источников платим серебром
и свои же дрова покупаем за деньги.
Враги наши погоняют нас нещадно,1
мы изнурены и нет нам продыха.2
К Египту взывали о помощи3
и к Ассирии, чтобы есть досыта.4
За грехи отцов своих,
которых уже нет в живых,
мы несем наказание.
Рабы наши теперь правят нами,
и некому нас избавить от их рук.
Хлеб добываем мы себе в пустыне,
рискуя погибнуть от меча.5
Кожа наша иссохла, черна, как очаг,
изнемогаем от голода.
Бесчестят женщин наших на Сионе,
и девиц — в городах Иудеи.
Своими руками повесили враги князей наших
и к старцам почтения не проявили.
Юноши носят жернова,
отроки таскают дрова, пока не падают.
Старики уже не сидят у ворот,
и юноши песен не поют.
Сердца наши разучились радоваться,
а пляски сменились стенаниями.
Упал с головы нашей венец.
Горе нам, что мы согрешили!
Оттого и ноет сердце наше,
оттого и взор наш померк.
Опустела ныне гора Сион,
и только лисицы6 рыщут по ней.
Ты, ГОСПОДИ, царствуешь вовеки;
престол Твой неколебим
из поколения в поколение.
Отчего Ты совсем нас забыл,
покинул так надолго?
Верни нас к Себе, ГОСПОДИ, и мы вернемся,
даруй нам вновь прежние дни радости!
Неужели Ты отверг нас совсем,
прогневался на нас безмерно?
VII. ОСТАТОК НАРОДА ВЗЫВАЕТ К БОГУ О МИЛОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ (Гл. 5)
5:1−14 В этих стихах народ оплакивает все те бедствия, которые на него обрушились — им приходится дорого платить за самое необходимое (ст. 4), ходить на принудительные работы (ст. 5), терпеть всяческие угнетения и голод, подвергаться разным опасностям (ст. 8−10). Совершаются злодеяния против девиц, князей и старцев (ст. 11−12). Жизнь юношей, отроков и старцев полна горя (ст. 13−14).
5:15−18 Из-за всех этих ужасов в Иудее прекратилась радость сердца; хороводы обратились в сетование; упал венец с головы, опустела гора Сион. Какова причина этим несчастьям? «Горе нам, что мы согрешили!» — звучит исповедание.
5:19−22 Наконец народ умоляет Господа снова обратить их к Себе, чтобы нация могла возродиться и восстановиться. Интересно отметить, что во многих еврейских рукописях стих 21 повторяется после стиха 22 — видимо для того, чтобы книга заканчивалась на светлой ноте надежды, а не на траурной. Впрочем, Кейл полагает, что при правильном понимании стиха 22 повторение предыдущего стиха уже необязательно:
«Заключительные строки вполне соответствуют характеру этой книги, которая начинается слезами и жалобами и должна заканчиваться ими. Хотя в ней и присутствуют проблески надежды, до высот радостной победы еще далеко. Как выразился Герлах, эта надежда: «всего лишь далекий отблеск, который — словно скрытая за тучами утренняя звезда, еще не рассеявшая мрак, но уже предвозвещающая восход солнца, когда придет победа»».
=====
Примечания
(3:19−29) С позволения читателя, хотелось бы привести здесь собственные воспоминания. Для нашего редактора стихи 22 и 23 всегда были полны особого смысла. Мой отец любил цитировать стих 22: «По милости Господа мы не исчезли», а любимый гимн моей матери был основан на словах стиха 23: «Велика верность Твоя» Только тогда, когда мои родители отошли в вечность, где они пребывают с Господом, я понял, что эти слова, которые так соответствовали их темпераменту, полностью созвучны общему настроениию главы 3 Плача Иеремии.
(5:19−22) При чтении текстов Писания в синагогах похожая перестановка последних стихов встречается также в книгах Екклесиаста, Исаии и Малахии.