Иезекииль 44 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Провожатый привел меня назад к внешним воротам Святилища, обращенным на восток. Они были затворены.
2 И ГОСПОДЬ сказал мне: «Эти ворота должны быть заперты. Они не должны отворяться, и никто да не входит через них. Сам ГОСПОДЬ, Бог Израилев, вошел через них, и потому будут они затворены!
3 И только правителю, одному ему, позволено будет воссесть в этих воротах, чтобы совершить трапезу пред ГОСПОДОМ. Он войдет через галерею этих ворот и так же выйдет».
4 Он провел меня через северные ворота к Храму1 ГОСПОДНЮ, и я увидел, что Слава Его наполняет Храм ГОСПОДЕНЬ, и пал ниц.
5 И ГОСПОДЬ сказал мне: «Смертный, постарайся запомнить, вглядываясь и вслушиваясь, всё, что Я скажу тебе, все установления о Храме ГОСПОДНЕМ и все его законы. Запомни, кто может входить в Храм и кто не должен быть допущен к Святилищу.2
6 Передай этому мятежному поколению3 Израилеву, что говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Довольно вам творить мерзости, род Израилев!
7 Вы позволяете потомкам иноплеменников, тем, кто нечист сердцем и необрезан,4 приходить в Мое Святилище и осквернять Мой Храм, когда вы приносите Мне трапезу, жертвенный жир и кровь. Мерзостями своими вы нарушили Союз, Завет со Мною!
8 Сами вы не служили верно при Моих святынях, а вместо себя иноплеменников отправляли служить в Моем Святилище“.
9 Так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Ни один иноплеменник, кто нечист сердцем и необрезан, из всех живущих среди сынов Израилевых, да не входит в Мое Святилище“.
10 „А левиты, которые удалились от Меня во время отступничества Израилева, которые отвернулись от Меня и служили идолам своим, — понесут наказание.5
11 Они будут служителями в Моем Святилище: станут храмовыми привратниками и будут прислуживать в Храме: закалывать для народа всесожжения и другие жертвы, помогать приходящим в Храм людям и служить им.
12 За то, что потворствовали народу, служили перед их идолами и вводили род Израилев в гибельный грех — за это Я занесу на них руку Мою, — это слово Владыки ГОСПОДА, — и они понесут наказание!
13 Не приблизятся они ко Мне, не будут священниками, не предстанут перед святынями Моими, перед самым святым. Падет на них бесчестие за все мерзости, какие они совершали.
14 Сделаю их лишь служителями Храма во всех работах, какие надлежит совершать в нем“.
15 „Только священники из потомков левита Цадока, которые продолжали верно служить в Моем Святилище даже тогда, когда сыны Израилевы отступили от Меня, смогут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне; лишь они предстанут передо Мной, чтобы приносить мне жертвенный жир и кровь, — это слово Владыки ГОСПОДА. —
16 Они будут входить в Мое Святилище, приближаться к Моей трапезе, прислуживать Мне и совершать служение Мне.
17 Когда они будут входить через ворота внутреннего двора, им надлежит надевать на себя лишь льняные одежды. И когда они будут совершать служение в воротах внутреннего двора и в Храме, они не должны надевать на себя ничего шерстяного.
18 На головах пусть у них будут льняные головные повязки и на бедрах — белье из льняной ткани.6 И пусть не опоясываются тем, из-за чего они могли бы вспотеть.
19 А когда будут выходить во внешний двор к народу, пусть снимают одежды, в которых совершали служение, оставят их в священных комнатах и облачатся в другие, чтобы уберечь народ от соприкосновения со священным.7
20 Пусть не бреют головы, но и не отпускают длинных волос, а подстригают их.
21 Ни одному священнику не следует пить вина перед тем, как войти во внутренний двор.
22 Пусть они не берут себе в жены ни вдову, ни разведенную, а только девственниц из рода Израилева или же вдову священника.
23 И пусть они учат Мой народ отделять священное от обычного, пусть разъясняют, что нечисто,8 а что чисто.
24 Пусть священники сами разбирают всякую судебную тяжбу и пусть судят народ по Моим повелениям, пусть соблюдают Мои законы и Мои установления о всех праздниках Моих и хранят святость Моих суббот.
25 Пусть никто из них не приближается к покойнику, чтобы не оскверниться. Лишь когда они будут хоронить отца, мать, сына, дочь, брата или незамужнюю сестру, они могут приближаться к ним.9
26 И, совершив обряд очищения, пусть добавят еще семь дней.10
27 А когда придет их черед11 идти в Святилище, что на внутреннем дворе, дабы совершать служение при святыне, пусть принесут жертву за грех“, — говорит Владыка ГОСПОДЬ.
28 Что же до их наследства,12 то Я буду их наследством, и земельного владения не давайте им в Израиле, ибо Я Сам — их владение.
29 Они будут есть хлебные дары, жертвы за грех и жертвы за провинность, и всё, что в Израиле посвятили Господу,13 будет принадлежать им.
30 Первые дары от первого урожая и все приношения, какими бы они ни были, будут достоянием священников, и первую выпечку из первого замеса теста отдавай им, чтобы на доме твоем пребывало благословение.
31 Не должен священник употреблять в пищу мясо животных и птиц, которые издохли или были растерзаны зверем».14

Комментарии МакДональда

44:1−3 Внешние ворота, выходящие на восток, будут навеки затворены, потому что если Господь вошел однажды через них в храм, то уже никогда не выйдет. Только князь имеет право сидеть в притворе этих ворот и есть там жертвенную пищу. Есть мнение, что этот князь — Сам Мессия; другие полагают, что речь идет о каком-то потомке Давида в роли некоего «второго лица» после Христа-Царя. Как бы то ни было, Ф. У. Грант справедливо указывает, что князь, у которого есть сыновья (46:16) и который приносит жертву за свои грехи (45:22), никак не может быть Мессией.

44:4−9 Когда Господь привел Иезекииля перед лицо храма, пророк был потрясен зрелищем славы, которая наполняла дом Господа. Стих 4 должен пробуждать у читателя страсть по собраниям, где слава Господа явна настолько, что люди в поклонении падают перед нею ниц.

Господь велит пророку обратить особое внимание на новые постановления по поводу храма — его выходов и входов (ст. 5) — а также требует предупредить народ, что должно прекратиться использование в храмовой службе чужих (ст. 6−9).

44:10−16 Впредь черновая работа в храме будет поручаться левитам, которые некогда впали в идолопоклонство. Только сыны Садока смогут быть священниками, приближаться к Богу и служить Ему. Сыны Садока были верны Давиду в трудные для него времена (2Цар 15:24; 3Цар 1:32; 2:26−27, 35). Левиты будут отстранены от священнического служения, по-видимому, из-за проклятия семейства Илия или из-за своей неверности в период царств. Из этого примера извлекаем урок: последствия греха часто бывают весьма печальными, а верность всегда вознаграждается.

44:17−19 Священники будут носить одежды льняные, а не шерстяные. Выражение «чтобы священными одеждами своими не прикасаться к народу» (ст. 19б) касается правил обрядовой святости, которые сохранились только в храмовом служении — речь не идет о ежедневных обязанностях священников (Исх 29:37; Исх 30:29; Лев 6:18, 27; Агг 2:10−12).

44:20−22 Здесь даются повеления насчет коротких причесок, ограничений в употреблении вина и дозволенных священникам браков.

44:23−24 Сыны Садока будут также выступать в роли учителей и судей, помогая Божьему народу отличать священное от несвященного и чистое от нечистого.

44:25−27 Если они вынуждены будут прикоснуться к мертвому человеку, то от них потребуется провести определенный обряд очищения.

44:28−31 Священники будут жить за счет приношений, посвященных Господу. Бог хочет быть их наследием, поэтому у них ничего не будет на земле своего. Это относится к Божьим слугам и сегодня — Господь желает, чтобы мы находили полное удовлетворение в Нем, чтобы мирские привязанности не мешали нам нести служение. Подобно Павлу мы можем научиться быть довольными независимо от обстоятельств (Флп 4:11) — именно научиться, так как само по себе такое качество характера никогда не появляется. Даже в печали человек может сказать: «С Тобою ничего не хочу на земле... Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс 72:25, 26).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: дому; то же ниже в этой главе.
5  [2] — Букв.: постарайся запомнить вход в Храм и все выходы из Святилища.
6  [3] — Букв.: Дому; то же в ст. 12, 22.
7  [4] — Букв.: не обрезанных ни сердцем, ни плотью. Обрезание крайней плоти у мужчины или мальчика — религиозный обряд, широко практиковавшийся у древних народов. У евреев этот обряд посвящения означал вхождение в общество богоизбранного народа и указывал на готовность следовать всем предписаниям Завета. «Необрезанными» обычно называли язычников. Слово «обрезание» употреблялось и образно. Пророк Иеремия говорит об израильтянах, что их «сердца не обрезаны» (9:26), или о том, что «уши их не обрезаны» (6:10).
10  [5] — Или: понесут свое беззаконие / свою вину — в том смысле, что каждый согрешающий становится должником перед самим собой, перед обществом и перед Богом, и за долги, явившиеся следствием его греха, он должен заплатить сполна; то же в ст. 12.
18  [6] — Ср. Исх 28:42.
19  [7] — Букв.: чтобы одеждами своими они не освятили народ. Ср. Лев 6:27 и Иез 46:20. Законы о ритуальной чистоте, предписания об одеждах священника и обряды очищения предметов (см. Лев 8:15, Иез 43:20 и далее здесь ст. 23), входивших прямо или косвенно в соприкосновение с человеческой нечистотой и греховностью, подчеркивали отвратительность греха и его несовместимость со святостью Бога. Восстановление и сохранение единения с Богом было главной целью этих предписаний.
23  [8] — Или: осквернено.
25  [9] — Букв.: лишь ради отца… они могут так сделать себя нечистыми. Ср. Лев 21:1−3.
26  [10] — Ср. Чис 19:11−13.
27  [11] — Или (ближе к букв.): в день, когда им должно будет идти
28  [12] — Ср. Втор 18:2.
29  [13] — Евр. херем — «нечто посвященное, акт посвящения, заклятие». Такое посвящение по обету было более торжественным актом, чем обычное приношение; по существу, это означало отдать что-то / кого-то Богу, т. е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение (так здесь и в ст. 28) или предать заклятию для полного уничтожения.
31  [14] — Ср. Лев 22:8.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.