Даниил 10 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В третий год правления Кира, царя Персии, Даниилу (или, как его еще называли, Бельтешаццару) было ниспослано откровение.1 Слово то было о великой борьбе,2 и оно было истинно. Понял Даниил это откровение; его значение было раскрыто ему в видении.
2 «В то время я, Даниил, пребывал в глубокой печали уже три недели.
3 Не ел я изысканных яств, ни мяса, ни вина в рот не брал, не прикасался к благовониям, пока три недели не истекли.
4 В двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу великой реки Тигр.
5 Подняв глаза, увидел я некоего Мужа.3 На Нем были льняные одежды и пояс из чистого золота.4
6 Тело Его светилось, как топаз,5 лицо его сияло, как молния, глаза горели ярко, как светильники, а руки и ноги Его блестели, словно начищенная бронза. Когда же Он говорил, голос Его был подобен шуму большого войска.
7 Только я, Даниил, видел это видение; те люди, что были со мной, не видели его, их охватил такой страх, что они разбежались и попрятались.
8 Поэтому я один созерцал это великое видение. Силы покинули меня, от прежней бодрости ничего не осталось — в изнеможении я едва стоял на ногах;
9 но как только я попытался вслушаться в слова Его, то пал на землю и лежал в беспамятстве лицом к земле.6
10 Тут прикоснулась ко мне рука ангела и помогла приподняться; 7 смог я тогда стать на колени, опираясь руками о землю.
11 И ангел сказал мне: „Даниил, ты избран Богом! 8 И ныне я послан к тебе, поэтому встань на ноги и вникни в слова, которые я скажу тебе!“ Он проговорил это — и я поднялся, весь дрожа.
12 „Не бойся, Даниил! — продолжал он. — С того самого дня, как ты решился искать объяснения того, что было показано тебе, и начал смирять себя перед Богом своим, твои слова были услышаны. В ответ на твою молитву я и пришел к тебе.
13 Правитель персидского царства противостоял мне двадцать один день, но Михаил, первый из небесных верховных правителей, пришел мне на помощь, когда я оставлен был с царями Персии.9
14 И вот я здесь, чтобы разъяснить тебе, что будет с народом твоим в последние дни, потому что видение это — о днях грядущих “.
15 Когда он сказал мне это, я опустил глаза в землю и не мог вымолвить ни слова.
16 Но тут некто, похожий на человека, коснулся моих уст — я обрел дар речи и сказал стоявшему передо мной: „Владыка мой! Видение это вызвало во мне страдания, и силы оставили меня.
17 Как мне, твоему рабу ничтожному, говорить с тобой, владыкой моим? Ведь я совсем обессилел и едва дышу“.
18 И опять некто, похожий на человека, прикоснулся ко мне и ободрил меня.
19 „Не бойся, — сказал он, — мир тебе, Богом избранный! Мужайся! Крепись!“ При этих его словах я почувствовал прилив сил и смог сказать ему: „Говори, владыка мой, — ты даровал мне силы“.
20 На это он ответил мне: „Теперь ты знаешь, зачем я пришел к тебе, не так ли? Конечно, я должен сейчас же вернуться, чтобы бороться всё с тем же правителем Персии, а когда я уйду оттуда, правитель Греции не замедлит явиться.
21 Но прежде я поведаю тебе о том, что начертано в Книге истины. (Никто не поддерживает меня в борьбе с ними, кроме Михаила, правителя вашего.

Комментарии МакДональда

X. ВИДЕНИЕ О БОЖЬЕЙ СЛАВЕ (Гл. 10)

10:1−9 События, описанные в этой главе, происходят в третий год Кира, царя персидского. Некоторые иудеи уже вернулись из плена в Иерусалим (когда Кир выпустил указ, дающий разрешение на это), но Даниил оставался в земле изгнания. После трехнедельного сетования — возможно, из-за грустных новостей, которые он получил от вернувшихся на родину евреев (строительство храма было остановлено); возможно, из-за плачевного духовного состояния оставшихся на чужбине евреев или потому что сильно желал узнать о будущем своего народа — Даниил стоял на берегу реки Тигр (евр. Хиддекел). Там он увидел мужа, облаченного в льняную одежду. Его вид напоминает описание Господа Иисуса в Откр 1:13−16.

10:10−14 Голос «мужа» объяснил, почему молитвы Даниила пока остаются без ответа. Князь царства Персидского препятствовал этому двадцать один день. Кто же этот князь (или правитель), так долго мешавший исполнению просьбы Даниила? Так как для противостояния был призван архангел Михаил (покровитель Израиля), врагом должен был быть не просто какой-то человек-князь, но кто-то гораздо более могущественный — какой-нибудь злой ангел. Леон Вуд в прекрасном комментарии к Даниилу объясняет:

Так как у Греции также был «свой князь», приставленный к ней в определенное время (см. ст. 20) — по-видимому, это произошло тогда, когда Божий народ оказался под юрисдикцией Греции после падения Персии под ее натиском — логично предположить, что сатана часто ставит своих агентов над тою или иною территориею, чтобы настраивать местное правительство против Божьего народа. Без сомнения, эта глава внесла большой вклад в понимание природы борьбы между высшими духовными силами в свете осуществления Божьего замысла на земле (см. Еф 6:11−12).

Но как мог князь Персии двадцать один день противостоять Господу, и почему всемогущий Бог нуждался в помощи Михаила (ст. 13)? Есть предположение, что «муж» в стихах 5 и 6 — не Господь, а ангел — возможно, Гавриил.

В любом случае, голос объяснил, почему молитвы Даниила остались без ответа — как уже упоминалось, в этом был виноват князь царства Персидского. Голос также пообещал открыть (об этом написано в главах 11 и 12), что будет с народом Даниила (иудеями) в последние времена.

(10:10−14) Некоторые (такие как Уильям Келли) предполагают, что говорящий в стихе 13 — не Господь.

10:15−19 Остается непонятным, был ли это голос вестника в льняной одежде или какого-то ангельского существа, но, услышав его, Даниил пал на землю и онемел. Его, однако, укрепил некто с человеческим обликом.

10:20−21 Затем тот, кого Даниил называет «господин мой», сказал, что ему предстоит сначала бороться с князем персидским, а потом встретиться с князем Греции. Однако он откроет Даниилу, что написано в истинном Писании. Михаил, князь ваш (то есть Даниила и его народа) — был единственным, кто стойко поддерживал его в этих противостояниях.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: было открыто слово / весть. Третий год Кира — после завоевания им Вавилона, 539 г. до Р. Х.
1  [2] — Или: противостоянии / войне / великой брани.
5  [3] — Описание Того, Кто явился Даниилу в образе человеческом, очень сходно с тем, как Иоанн описывает явившегося ему Христа (Откр 1:13).
5  [4] — Букв.: бедра Его опоясаны золотом из Уфаза (в некот. рукописях: из Офира).
6  [5] — Возможно, хризолит или какой-то иной самоцвет золотистой окраски.
9  [6] — См. примеч. к 8:18.
10  [7] — Букв.: встряхнула меня.
11  [8] — См. примеч. к 9:23.
13  [9] — Букв.: с царями Персии; по некот. рукописям: с царством; древн. пер.: с царем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.