Даниил 7 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Шел первый год царствования Валтасара, царя вавилонского. Как-то ночью, когда Даниил спал на ложе своем, увидел он пророческий сон, и ему явились видения. Он записал этот сон, отметив главное:1
2 «Видел я, Даниил, в ночном видении, как четыре небесных ветра взволновали великое море.
3 И вышли из моря четыре огромных зверя, непохожих друг на друга.
4 Первый, которого я увидел, был подобен льву, но с орлиными крыльями. На моих глазах у него вырвали крылья, подняли его, поставили на ноги, словно человека, и вместо звериного был ему дан разум человечий.
5 Потом появился второй зверь, подобный медведю; одна сторона тела его была приподнята над другой; в пасти, в зубах своих, он держал три ребра. Велено ему было: „Иди и ешь много мяса!“
6 После этого я увидел еще одного зверя: на вид он был как леопард, но с четырьмя птичьими крыльями на спине и четырьмя головами, и был он облечен властью.
7 А затем увидел я в ночном видении четвертого зверя — грозного, наводящего ужас и силы необычайной. У него были огромные железные зубы. Свои жертвы он терзал и пожирал, а остатки попирал ногами. Он отличался от всех предыдущих зверей, и было у него десять рогов.
8 Пока я глядел на эти рога, среди них вырос еще один рог, маленький, и, чтобы дать ему место, три прежних рога оказались с корнем вырванными.2 У этого рога были глаза, как у человека, и уста, говорившие надменно.
9 И я увидел, что поставлены были престолы

и воссел на престол Древний днями.
Одежды Его белоснежны,
а волосы — белые как лен.3
Престол Его — огненное сиянье,
колеса под ним — пылающее пламя.

10

Огненный поток, струясь, разливался,
исходя от Него.
Тысячи тысяч служили Ему,
тьмы и тьмы стояли пред Ним свидетелями.
Суд начался, и раскрылись книги.

11 Внимание мое привлек шум, поднятый надменными речами рога, — я смотрел на него, пока не увидел, что зверь был убит и труп его уничтожен — предан огню.
12 А прочие звери хотя и были лишены власти, но всё же до срока4 оставались в живых.
13 И еще в том ночном видении я увидел:

с облаками небесными
шел Некто, похожий на человека.5
К Древнему днями приблизился Он
и был к Нему подведен.

14

Власть, слава и царство — всё было дано Ему,
чтобы пред Ним преклонились
все народы, племена и языки.
Власть Его будет вечной, непреходящей,
и царство Его нерушимо.

15 А я, Даниил, пребывал в глубоком смятении: меня ужаснули видения, прошедшие перед моими глазами.
16 Подойдя к одному из стоявших там, я спросил у него о точном значении всего, что увидел. Он ответил мне и дал видению такое толкование:
17 „Эти четыре огромных зверя — четыре царства,6 что будут на земле.
18 Но царство перейдет к святым Всевышнего, и владеть тем царством они будут вечно, во веки веков“.
19 Затем я захотел узнать, что именно означал четвертый зверь, отличавшийся от всех прочих, — зверь, наводивший ужас, с железными зубами и медными когтями; тот, который терзал и пожирал свои жертвы, попирал ногами остатки.
20 Я также хотел узнать о десяти рогах на его голове и о роге, который поднялся, когда три других пали, — о том самом роге, что на вид был больше прочих, у которого были глаза и чьи уста говорили надменно.
21 Ведь я видел, как этот рог вел войну со святыми и одолевал их,
22 пока не пришел Древний днями и суд не вынес решения в пользу святых Всевышнего.7 И тогда настало время святым вступить во владение царством.
23 И сказал мне стоявший там:

„Четвертый зверь —
это четвертое на земле царство,
непохожее на все прочие;
будет оно попирать и разрушать всё
и поглотит всю землю.

24

Десять рогов — это десять царей:
возвысившись, создадут они
из этого царства свои,
и еще один явится после них,
отличающийся от прочих, —
низвергнет он трех царей.

25

Слова его будут враждебны Всевышнему,8
он и святых Всевышнего притеснять будет
и захочет изменить священные дни9 и Закон.10
Святые будут отданы ему во власть,
и это — на одно время, два времени
и половину времени.11

26

Но свершится суд —
и он будет лишен власти,
чтобы не было власти у него впредь,
чтобы покончить с ней навсегда.

27

А верховная власть и главенство,
величие всех царств под небесами
будут отданы народу святых Всевышнего,
царство Которого — царство вечное,
Которому и служить, и повиноваться
в том царстве будут все“.12

28 На этом заканчивается мой рассказ. Меня, Даниила, сильно встревожили мысли мои, я побледнел и сник, но пережитым ни с кем не делился».13

Комментарии МакДональда

VII. ВИДЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ЗВЕРЯХ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ ЧЕТЫРЕ МИРОВЫХ ИМПЕРИИ (Гл. 7)

Первые шесть глав книги Даниила преимущественно исторические; последние шесть — пророческие. Сон и пророческие видения Даниила в главах 7 и 8 были посланы ему во время правления Валтасара, царя вавилонского, еще до того, как на политической арене появились могущественные мидяне и персы.

7:1−4 В главе 7 описано видение Даниила о четырех больших зверях, вышедших из моря (Великое море — Средиземное море). Эти звери символизируют четыре мировые империи.

Лев — это Вавилон. Крылья орлиные указывают на быстроту его завоеваний.<

Вырванные крылья — намек на ментальную болезнь Навуходоносора; остальная часть стиха 4 говорит о его выздоровлении и обращении к Богу.

(7:1−4) Крылатый лев был эмблемой Вавилона; обыкновенный лев является эмблемой Великобритании, а орел — эмблемой Соединенных Штатов.

7:5 Медведь символизирует Мидо-Персию. Постепенно персы в этом союзе стати играть большую роль, чем мидяне. Три клыка во рту у него — это, вероятно, три района вавилонской империи, разграбленных персами и мидянами при Кире: Вавилон (восток), Египет (юг) и Лидийское царство (Малая Азия).

7:6 Барс — символ Греции. Четыре птичьих крыла означают быстрое распространение греческой империи. Число четыре указывает на весь мир. Крылья — это скорость. И действительно, за тринадцать лет Александр Македонский покорил практически весь мир, продвинувшись на восток до самой Индии. Потом в тридцать три года он умер. с пустыми руками. Четыре головы барса символизируют, очевидно, разделение империи на четыре части после смерти Александра.

7:7, 8 Четвертый зверь — могущественный разрушитель — отличался от остальных, хотя и обладал некоторыми их хищническими повадками. Он описан как страшный, и ужасный, и весьма сильный, с большими железными зубами. Речь идет о римской империи, которая станет преемницей греческой. Она прекратит свое существование, но после значительного промежутка времени возродится. У восстановленной римской империи будет десять рогов (десять царей) и небольшой рог — будущий лидер возрожденной римской империи, т.е. антихрист.

7:9−14 В стихе 9 Даниил описывает пятую и последнюю мировую империю: славное царство Господа Иисуса Христа. Ему будет дана власть над всем миром. Описание Ветхого днями напоминает образ Христа в Откр 1. Но полному отождествлению несколько мешает стих 13, где сказано, что к Ветхому днями подходит как бы Сын Человеческий — получается, что Христос подходит Сам к Себе. Вероятно, лучше всего считать, что Ветхий днями — это Бог — Отец, а «как бы Сын человеческий» — Господь Иисус, Который подходит к Отцу, чтобы получить от Него царство.

Ветхий днями восседает как Судья (ст. 10, 26). Небольшой рог и его империя сокрушены (ст. 11). Другие мировые империи также прекратят свое существование, но входящие в них народы сохранятся (ст. 12). Господу Иисусу дана вся власть, владычество вечное, которое не прейдет (ст. 14).

7:15−18 Когда Даниил выразил тревогу по поводу видения, некий толкователь объяснил ему, что четыре больших зверя представляют четырех царей, которые восстанут от земли, но их сменит царство Всевышнего и Его святых. Царства мира исчезнут, но святые Всевышнего получат вечное царство. В стихе 3 звери выходят из моря, которое обычно символизирует языческие народы. Здесь же, в стихе 17, сказано, что они восстанут от земли — это указывает на их приземленную мораль и бездуховный характер.

7:19−22 Даниила особенно заинтересовал четвертый зверь, превосходящий остальных своею жестокостью и свирепостью. Пророк попросил точного объяснения о десяти рогах. и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три. Он видел, что небольшой рог вел войну со святыми (период великой скорби), доколе не пришел Ветхий днями, Который прекратил их страдания и дал им царство.

7:23−28 Неизвестный толкователь объясняет, что такое четвертый зверь, десять рогов и высокомерный небольшой рог. Последний будет хулить Всевышнего и угнетать святых; он захочет даже изменить иудейский календарь — все это будет продолжаться три с половиной года (период великой скорби, о которой Господь Иисус говорит в Мф 24:21). Но затем хулитель будет лишен власти, и начнется славное вечное царство нашего Господа. Это видение наполнило Даниила изумлением и тревогой.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: и вот как начинается его рассказ.
8  [2] — Букв.: вырванными перед ним.
9  [3] — Букв.: как шерсть ягненка.
12  [4] — Или: до определенного периода времени.
13  [5] — Букв.: похожий на сына человеческого.
17  [6] — Букв.: четыре царя.
22  [7] — Букв.: суд (здесь, очевидно, в знач. «судебное разбирательство») был дан святым Всевышнего (в знач. совершен над ними прежде, чем они получат право на царство).
25  [8] — Букв.: он будет говорить слова против Всевышнего.
25  [9] — Букв.: времена.
25  [10] — Друг. возм. пер.: изменить (или: отменить) (священные) времена, Законом установленные.
25  [11] — Здесь «время» (иддан), как и в 4:13, очевидно, означает год.
27  [12] — Букв.: повиноваться будут все власти.
28  [13] — Букв.: хранил это дело / изречение в сердце своем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.