лозой, изобилующей плодами.
Но чем обильней были его урожаи,
тем больше строил он жертвенников;
и чем больше процветала земля сего народа,
тем усерднее украшали они идолов своих.1
Научились они лгать и лицемерить2 —
поплатятся за это!
Сам Бог разрушит их жертвенники
и идолов сокрушит!
Вскоре эти люди скажут: «Нет у нас царя,
потому что не почитали мы ГОСПОДА.
Да и будь у нас царь,
что бы он сделал для нас?»
А ныне произносят они слова пустые,
давая клятвы ложные
и заключая договоры бездумные,
потому-то и затеваются у них тяжбы,3
как сорняк ядовитый на поле изборожденном.
В страх впадут жители Самарии,
когда лишатся они тельца своего,
что в Бет-Авене,4
плакать станет о нем народ его,
и радовавшиеся его великолепию
жрецы его завопят,
как только он будет отнят у них.
Да, именно этого тельца в Ассирию унесут,
в дар царю великому.5
Посрамлен будет Ефрем,
в стыде погрязнет Израиль,
последовавший совету6 неумному.
Сметена будет Самария вместе с царем ее,
как щепка, ветром гонимая
по поверхности вод.
Высоты Авена,7 где грешил Израиль,
с землей сровняют,
и жертвенники их колючками
и сорняками порастут.
Воззовут тогда грешники к горам:
«Сокройте нас!» —
и к холмам: «На нас падите!»
«Ты уже в Гиве8 начал грешить, Израиль,
с тем и остался.
Разве не в войне погибли согрешившие9 в Гиве?
Когда сочту нужным, накажу восставших10 —
выступят против них народы,
чтобы заковать их в оковы за грех их двойной.
Ефрем — что нетель, к ярму приученная,
она охотней всего зерно молотит;
взглянул Я на ее ладную шею и решил:
запрягу Ефрема целину поднимать,
Иуду пахать заставлю —
Иаков будет с бороной вослед идти.
Я всем говорил: „Распахивайте целину свою,
праведность насаждайте и пожинайте плоды,
которые принесет ваша верность Мне.
И теперь самое время вам Меня,
ГОСПОДА вашего, взыскать, а Я приду11
и праведностью, как землю дождем, одарю“.
Но вы насаждали12 нечестие —
вот и пожинаете растление,
лжи плодами пробавляетесь.
Полагался ты, Израиль, на себя самого
в выборе путей своих,
на великое воинство свое рассчитывал,
за это будет поднят у тебя повсюду
шум сражений,
и все крепости твои опустеют,
как Шалман опустошил Бет-Арбель
в день битвы,13
перебив матерей вместе с детьми.
Так поступят с тобой враги, о Бет-Эль,
за все твои злодеяния страшные.
10:1−2 Когда-то Израиль был пышным ветвистым виноградом. Теперь он бесплоден, потому что пользовался Божьими благословениями лишь для того, чтобы все больше погрязать в идолопоклонстве. Бог обвиняет народ в двуличности. Разделилось сердце их, и они виноваты в том, что допустили это.
10:3−4 Люди заявляли, что им не нужен ни Бог, ни царь. Такие слова показывают, насколько низко пал израильский народ. Когда-то на горе Синай они вручили себя Богу, чтобы Он управлял ими через Моисея и Аарона. После этого, однако, последовал долгий период постепенного отступничества, низшей точкой которого стал отказ вообще признавать какого-либо царя. Эту духовную деградацию можно увидеть в сменяющих друг друга формах правления, против которых евреи всякий раз восставали: 1) теократия (правление Бога); 2) правление Моисея (пророка-законодателя); 3) правление Иисуса Навина (духовного и военного лидера); 4) правление судей; 5) монархия (правление царей); 6) анархия (отсутствие власти). Они заключали заветы, произнося пустые клятвы, и этим навлекли на себя суд, который поразит землю, как ядовитая трава.
10:5−8 Золотой телец Беф Авена будет захвачен и отнесен в Ассирию. Вместо того чтобы любить Бога, Который много раз их спасал, они прилепились к золотому тельцу. В словах Бога звучит, по-видимому, сарказм, когда Он говорит: «За тельца Беф-Авена восплачет народ... и жрецы будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него». Неудивительно, что Бог готов излить на них Свой гнев! Погибнет царь Самарии, идольские святыни будут разрушены; люди станут взывать к горам и холмам, чтобы те пали на них.
10:9−10 Было время, когда все израильские племена выступили против Гивы с целью наказать колено Вениаминово за грех (Суд 20). Однако с тех пор история Израиля — это непрерывный ряд преступлений. На этот раз Бог поднимет другие народы, чтобы наказать людей, связанных общим грехом.
10:11 Когда-то Ефрем был как обученная телица, задача которой состояла лишь в том, чтобы молоть зерно. Теперь же на нее возложат ярмо плена; Иуду также принудят к рабскому труду.
10:12−15 Единственный путь к спасению — покаяться и взыскать Господа. Но Израиль больше полагается на колесницы и воинов, поэтому пожнет плоды такой греховной самоуверенности: землю опустошит война, все твердыни будут разрушены, Самария падет, а царя убьют. Упомянутый в стихе 14 Салман это Салманассар III, хотя существует мнение, что речь идет о царе Моава Саламане.
11
VII. Бог и в гневе не перестает быть милующим (11:1 — 14:1)
Для лучшего понимания текста следует различать, где в следующих четырех главах говорит Осия, а где — Бог:
Господь: 11 :1 — 12:1
Осия: 12:2−6
Господь: 12:7−11
Осия: 12:12 — 13:1
Господь: 13:2−14
Осия: 13:15 — 14:4
Господь: 14:5−9
Осия: 14:10