Осия 10 глава

Книга пророка Осии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Пышно разросшейся лозою был Израиль,

лозой, изобилующей плодами.
Но чем обильней были его урожаи,
тем больше строил он жертвенников;
и чем больше процветала земля сего народа,
тем усерднее украшали они идолов своих.1

2

Научились они лгать и лицемерить2
поплатятся за это!
Сам Бог разрушит их жертвенники
и идолов сокрушит!

3

Вскоре эти люди скажут: «Нет у нас царя,
потому что не почитали мы ГОСПОДА.
Да и будь у нас царь,
что бы он сделал для нас?»

4

А ныне произносят они слова пустые,
давая клятвы ложные
и заключая договоры бездумные,
потому-то и затеваются у них тяжбы,3
как сорняк ядовитый на поле изборожденном.

5

В страх впадут жители Самарии,
когда лишатся они тельца своего,
что в Бет-Авене,4
плакать станет о нем народ его,
и радовавшиеся его великолепию
жрецы его завопят,
как только он будет отнят у них.

6

Да, именно этого тельца в Ассирию унесут,
в дар царю великому.5
Посрамлен будет Ефрем,
в стыде погрязнет Израиль,
последовавший совету6 неумному.

7

Сметена будет Самария вместе с царем ее,
как щепка, ветром гонимая
по поверхности вод.

8

Высоты Авена,7 где грешил Израиль,
с землей сровняют,
и жертвенники их колючками
и сорняками порастут.
Воззовут тогда грешники к горам:
«Сокройте нас!» —
и к холмам: «На нас падите!»

9

«Ты уже в Гиве8 начал грешить, Израиль,
с тем и остался.
Разве не в войне погибли согрешившие9 в Гиве?

10

Когда сочту нужным, накажу восставших10
выступят против них народы,
чтобы заковать их в оковы за грех их двойной.

11

Ефрем — что нетель, к ярму приученная,
она охотней всего зерно молотит;
взглянул Я на ее ладную шею и решил:
запрягу Ефрема целину поднимать,
Иуду пахать заставлю —
Иаков будет с бороной вослед идти.

12

Я всем говорил: „Распахивайте целину свою,
праведность насаждайте и пожинайте плоды,
которые принесет ваша верность Мне.
И теперь самое время вам Меня,
ГОСПОДА вашего, взыскать, а Я приду11
и праведностью, как землю дождем, одарю“.

13

Но вы насаждали12 нечестие —
вот и пожинаете растление,
лжи плодами пробавляетесь.
Полагался ты, Израиль, на себя самого
в выборе путей своих,
на великое воинство свое рассчитывал,

14

за это будет поднят у тебя повсюду
шум сражений,
и все крепости твои опустеют,
как Шалман опустошил Бет-Арбель
в день битвы,13
перебив матерей вместе с детьми.

15

Так поступят с тобой враги, о Бет-Эль,
за все твои злодеяния страшные.

Комментарии МакДональда

10:1−2 Когда-то Израиль был пышным ветвистым виноградом. Теперь он бесплоден, потому что пользовался Божьими благословениями лишь для того, чтобы все больше погрязать в идолопоклонстве. Бог обвиняет народ в двуличности. Разделилось сердце их, и они виноваты в том, что допустили это.

10:3−4 Люди заявляли, что им не нужен ни Бог, ни царь. Такие слова показывают, насколько низко пал израильский народ. Когда-то на горе Синай они вручили себя Богу, чтобы Он управлял ими через Моисея и Аарона. После этого, однако, последовал долгий период постепенного отступничества, низшей точкой которого стал отказ вообще признавать какого-либо царя. Эту духовную деградацию можно увидеть в сменяющих друг друга формах правления, против которых евреи всякий раз восставали: 1) теократия (правление Бога); 2) правление Моисея (пророка-законодателя); 3) правление Иисуса Навина (духовного и военного лидера); 4) правление судей; 5) монархия (правление царей); 6) анархия (отсутствие власти). Они заключали заветы, произнося пустые клятвы, и этим навлекли на себя суд, который поразит землю, как ядовитая трава.

10:5−8 Золотой телец Беф Авена будет захвачен и отнесен в Ассирию. Вместо того чтобы любить Бога, Который много раз их спасал, они прилепились к золотому тельцу. В словах Бога звучит, по-видимому, сарказм, когда Он говорит: «За тельца Беф-Авена восплачет народ... и жрецы будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него». Неудивительно, что Бог готов излить на них Свой гнев! Погибнет царь Самарии, идольские святыни будут разрушены; люди станут взывать к горам и холмам, чтобы те пали на них.

10:9−10 Было время, когда все израильские племена выступили против Гивы с целью наказать колено Вениаминово за грех (Суд 20). Однако с тех пор история Израиля — это непрерывный ряд преступлений. На этот раз Бог поднимет другие народы, чтобы наказать людей, связанных общим грехом.

10:11 Когда-то Ефрем был как обученная телица, задача которой состояла лишь в том, чтобы молоть зерно. Теперь же на нее возложат ярмо плена; Иуду также принудят к рабскому труду.

10:12−15 Единственный путь к спасению — покаяться и взыскать Господа. Но Израиль больше полагается на колесницы и воинов, поэтому пожнет плоды такой греховной самоуверенности: землю опустошит война, все твердыни будут разрушены, Самария падет, а царя убьют. Упомянутый в стихе 14 Салман это Салманассар III, хотя существует мнение, что речь идет о царе Моава Саламане.

11

VII. Бог и в гневе не перестает быть милующим (11:1 — 14:1)

Для лучшего понимания текста следует различать, где в следующих четырех главах говорит Осия, а где — Бог:

Господь: 11 :1 — 12:1
Осия: 12:2−6
Господь: 12:7−11
Осия: 12:12 — 13:1
Господь: 13:2−14
Осия: 13:15 — 14:4
Господь: 14:5−9
Осия: 14:10

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: посвященные (идолам) камни; то же в ст. 2.
2  [2] — Букв.: раздвоилось сердце их.
4  [3] — Суд Бога над грешниками или же тяжбы людей между собой.
5  [4] — Бет-Авен — «дом тщеты» или «дом нечестия». В своем осуждении того духовного идолопоклонства, в которое впал Израиль, Осия и Амос (5:5) отождествляют Бет-Авен с городом Бет-Эль («дом Божий»), вероятно, потому, что там происходило учрежденное Иеровоамом поклонение золотым тельцам.
6  [5] — См. примеч. к 5:13; или: к царю-спорщику.
6  [6] — Евр. эца переводят также как непослушание или (при друг. чтении): (деревянный) идол.
8  [7] — Евр. авен (нечестие) — намек на Бет-Авен, так пророк саркастически называет Бет-Эль (ср. 4:15).
9  [8] — Или: больше, чем во дни Гивы. См. Суд 19−21.
9  [9] — Букв.: сыны непокорности.
10  [10] — Букв.: накажу их.
12  [11] — Букв.: придет Он (Господь).
13  [12] — Букв.: пахали — в знач. готовили почву для нечестия.
14  [13] — Об этом событии мы ничего не знаем, хотя современникам пророка оно наверняка было известно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.