Внимайте этому, все израильтяне!
Да обратится в слух и царская семья!
Вам вынесен приговор,
ибо западнёй стали вы для Мицпы,
сетью, раскинутой на Фаворе,1
ямой глубокой ловчей в Шиттиме!2
Потому для каждого из них Я буду Тем,
Кто учит и наказывает.
Всё знаю про Ефрема,
и Израиль для Меня не тайна.
Ты, Ефрем, в блуд пустился,
погряз в грехах ты, Израиль!»
Не могут к Богу они вернуться,
ибо не отрешились от дел своих греховных:
овладел ими дух блуда,
и не смогли они ГОСПОДА познать.
Гордыня3 Израиля глаза колет;4
погубит Ефрема5 его беззаконие;
то же ждет и Иуду.
Возьмут они овец и быков своих,
чтобы принести ГОСПОДУ в жертву,
но не найдут Его: оставил Он их.
Они изменили ГОСПОДУ,
родив детей внебрачных, —
тщетны теперь жертвы их в новолуние;
праздник этот и их самих пожрет, и наделы6 их.
Да вострубят рога в Гиве
и трубы в Раме,
и в Бет-Авене бросьте клич ратный,
Вениамина о нашествии оповещая.7
Опустеет в день возмездия весь Ефрем
(сбудется всё,
что коленам Израиля Я предрекаю).
И вожди Иуды — они не лучше тех,
кто межи сдвигает,
потому и на них гнев Мой,
как водопад, обрушу!
Под гнетом врагов Ефрем —
это суд Божий над ним свершился,
ибо за пустотой языческой он погнался!8
В тлен обращу Ефрема,
словно моль его источила,
и дом Иуды — в труху.
Увидел Ефрем, что тяжко болен
(а Иуда — что ранен),
отправился сразу в Ассирию,
понадеявшись на царя великого.9
Но не может тот исцелить,
раны ваши гноящиеся он не излечит.
Для Ефрема Я — как грозный лев,
и для дома Иуды — лев молодой.
Я, Я Сам растерзаю обоих и уйду,
унесу добычу — и никто не спасет их.
И Я вернусь в место обитания Своего,
пока они не признают своей вины,
пока в беде своей не возжаждут найти Меня
и не начнут искать Меня неотступно».
Д. Недостойное поведение священников, народа и царской семьи (5:1−7)
Священники, народ и царь одинаково виновны в идолопоклонстве. Израиль осквернился. Ефрем стал блудницей. Израиль и Иуда будут наказаны за свои преступления, потому что Господу они изменили. Когда поведут своих овец и волов для жертвоприношения в храм, то не найдут Его.
Е. Бог угрожает Израилю и Иуде судом, но намерен терпеливо ждать их покаяния (5:8−15)
5:8−12 Отраженные в этих стихах события описаны в 4Цар 16. Израиль (Ефрем) с Сирией вторглись в Иудею. С помощью Ассирии иудеи, однако, нанесли ответный удар и захватили часть территории. Три города колена Вениаминова получают предупреждение о грядущем наказании: «Вострубите рогом в Гиве. Протрубите — в Раме. Возглашайте в Беф-Авене: За тобой, Вениамин!» (ст. 8). Разрушительные действия Бога по отношению к дому Иудину будут подобны вреду от моли и червя.
5:13−15 Когда увидел Ефрем болезнь свою, то обратился за помощью к Ассирии. Однако не получил исцеления, так как Иуда уже нанял против него ассирийскую армию (что входило в Божьи планы). Бог возвратится в место Свое, чтобы терпеливо ждать, когда же Израиль с Иудой признают свои грехи и взыщут Его лица.