Провозгласите среди народов:
«Готовьтесь к битве по обряду, у вас заведенному!6
Воинов дух поднимайте!
Строем ведите бойцов своих в поход!
На мечи перекуйте лемеха7
и на копья — ножи садовые;
самый слабый из вас пусть говорит: „Я — герой!“8
Спешите9 же, народы все,
в долину сходитесь отовсюду!»
Туда, ГОСПОДИ, да снизойдут Твои могучие воины!
Ведь так было сказано:
«Пусть воспрянут народы!
Пусть сойдутся они в долине Иосафата!
Там Я стану судить их, живших повсюду.
Велико их нечестие,
а посему пустите в дело серпы:
жатва созрела!
Ступайте, виноград топчите:
давильни полны,
чаны все переполнились!»
Несметно скопление людей в Долине,
где решение об участи их исполнено будет.
Близок День ГОСПОДЕНЬ,
в той Долине решения они и встретят его!
Солнце и луна меркнут,
гаснет свет звезд.
В раскатах грома являет Себя ГОСПОДЬ с Сиона,
доносится из Иерусалима глас Его,
небеса и земля содрогаются.
Но ГОСПОДЬ — прибежище для народа Своего,
твердыня для сынов Израилевых.
«Вот когда вы окончательно убедитесь в том,
что Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш, на Сионе обитающий,
на святой горе Моей;
а Иерусалим святыней станет тогда,
и впредь никакие чужеземцы в град сей
не вторгнутся.
Когда день тот придет,
вином молодым начнут горы сочиться,
с холмов потечет молоко;
в Иудее вновь водою наполнятся русла иссохшие,
а из Дома ГОСПОДНЕГО забьет источник воды
и напоит Долину акаций.10
Египет тогда превратится в пустыню,
голой степью станет Эдом —
за жестокие расправы над сынами Иудеи,
за невинную кровь, на земле их пролитую.
[20-21] Я отомщу за их кровь,
за кровь, еще не отомщенную.11
Иудея же будет всегда населенной
и Иерусалим — из поколения в поколение;
а ГОСПОДЬ на Сионе обитать будет!»
Д. Суд над языческими народами (3:1−16а)
3:1−8 Бог соберет языческие народы в долину Иосафата, где будет судить их за жестокое обращение с евреями. Тир, и Сидон, и земли филистимские получат справедливое возмездие за то, что грабили и порабощали Божий народ. Жителей этих городов самих продадут в рабство, что станет заслуженным наказанием за их преступления.
3:9−16а Язычники слышат призыв: «Приготовьтесь к войне!» Сам Господь сразится с ними в долине Иосафата; там Он произведет суд над окружающими народами. Бог и сегодня испытывает сердца людей, какой бы старомодной ни казалась в наше время концепция Божьего суда. Стивенсон по этому поводу пишет:
Библейское учение о грядущем Божьем суде над народами и индивидуумами отвергается сегодня как устаревшее. Но Божьи дети сквозь столетия сохранили непоколебимую уверенность, что в «День Господень» Судия всей земли поступит по справедливости. В этом — наше упование, которое зиждется на твердой скале Священного Писания.
Е. Возрождение Иудеи и будущие благословения (3:16б-21)
Но Господь благословит Свой народ, пошлет ему освобождение, безопасность от врагов и обильные урожаи. Земля Израиля станет плодородной и хорошо орошаемой: горы будут капать вином, и холмы потекут молоком, и все русла иудейские наполнятся водой. Египет и Едом станут пустой степью... а Иуда будет жить вечно. Также Бог смоет с них грех кровопролития.
Книга заканчивается на оптимистичной ноте по той причине, что Господь будет обитать на Сионе.
=====
Примечания
(1:1−4) Складывается впечатление, что синодальный перевод предлагает четыре разных вида насекомых: гусеница, саранча, черви и жуки. Но такая версия представляется сомнительной.
(3:1−8) В еврейском Ветхом Завете отрывок Иоиль 2:28−32 является третьей главой. Третья глава синодального перевода является, таким образом, четвертой.