Левит 11 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ велел Моисею и Аарону
2 сказать сынам Израилевым: «Из всего скота, на земле обитающего, вы можете употреблять в пищу только животных,
3 у которых копыта раздвоены и полностью разделены и которые жуют жвачку, — таких есть можно.
4 Но если копыта животных не разделены полностью надвое и они не жуют жвачку, есть их нельзя. Не ешьте верблюда, потому что, хотя он жует жвачку, копыта его не раздвоены — нечист он для вас.1
5 И с даманом2 то же: жвачку он жует, но нет у него раздвоенных копыт — потому и нечист для вас.
6 Не ешьте и зайца: он тоже для вас нечист, ибо жвачку жует он, но лапы у него не раздвоенные.
7 Равно и свинья — копыта у нее раздвоены и полностью разделены, но жвачки не жует — нечиста она для вас.
8 Мяса этих животных не ешьте и к трупам их не прикасайтесь — они для вас нечисты.
9 А из живых существ, что в воде обитают, только тех ешьте, у которых есть и чешуя, и плавники. В морях ли водятся они или в реках — их можно есть.
10 Но все, у которых нет плавников и чешуи (в морях ли, в реках ли, будь то твари, кишащие в мелководье, или иные живые существа в водах глубоких ), — они для вас отвратительны.
11 Таковыми, отвратительными, и должны вы их считать; не ешьте их мяса и трупами их гнушайтесь.
12 Любое в воде живущее творение, если у него нет плавников и чешуи, должно быть для вас отвратительно.
13 Что до птиц, то вот те, коих надо гнушаться и нельзя есть, потому что мерзки они: гнушайтесь орлом и грифом, а также скопой.3
14 Не ешьте и коршуна тоже, и сокола всякой породы,
15 как и ворона4 всякой породы,
16 и страуса,5 сову, чайку или ястреба разных пород,
17 как сыча, баклана и ибиса,
18 а с ними и филина, пеликана6 и стервятника,
19 равно как и аиста, и цапли7 всякого вида, удода и летучей мыши.8
20 Все крылатые насекомые, что передвигаются подобно четвероногим,9 должны быть отвратительны для вас.
21 Однако среди так передвигающихся крылатых насекомых есть такие, которыми можете питаться: это те, у которых сочленение их лапок позволяет им скакать.
22 Из этих вы можете есть всякой породы саранчу крупную и всякой породы длинноголовую, саранчу всякой породы зеленую и пустынную тоже всякой породы.10
23 А все другие крылатые насекомые, ходящие подобно четвероногим, должны вызывать у вас отвращение.
24 И вот из-за каких животных вы нечистыми можете стать (так что каждый прикоснувшийся к их трупам оказывается нечистым до вечера,
25 и каждый, кто выносит их трупы, должен выстирать одежды свои — он до вечера будет нечист):
26 нечистыми вы становитесь из-за всякого животного, у которого копыта раздвоены, но не разделены полностью, или которое не жует жвачку, — нечисты они для вас. И тот, кто прикоснется к нему, нечистым станет.
27 Нечисты для вас все четвероногие животные, что ходят на лапах. Прикоснувшийся к трупам таких до вечера будет нечист.
28 И тот, кто выносит их трупы, пусть выстирает одежды свои — до вечера будет нечист. Нечисты они и для вас.
29 Из тех мелких животных, что передвигаются, к земле приникнув, нечисты для вас крот, мышь и всякого рода ящерица:
30 геккон,11 варан, саламандра, сцинк и хамелеон.
31 Эти среди всех передвигающихся по земле тварей для вас нечисты. Если дотронется кто до них до мертвых, нечист целый день до вечера будет.
32 Так и всё, на что упадет мертвое из названных тварей, будет нечистым до вечера: и сосуд деревянный любой, и одежда, и любая вещь из кожи или ткани. Тогда каждый такой нужный в домашнем обиходе предмет нужно положить в воду — он нечист и станет чистым только после того, как пролежит в воде до вечера.
33 Если же такая тварь попадет внутрь сосуда из глины, то и всё, что в нем, станет нечистым, и сосуд тот придется разбить,
34 потому что любая пища, на какую попала вода из такого сосуда, будет уже нечистой; и любое питье во всяком таком сосуде тоже будет нечисто.
35 Всё, на что б ни упала хоть частица какая от нечистого трупа, станет нечистым. Даже печь и очаг придется сломать, если будут осквернены. Нечисты они станут для вас.
36 Но источник или яма для сбора и хранения воды всегда останутся чистыми. (Однако если кто из людей прикоснется к трупу упавшего туда животного, станет всяк нечистым.)
37 Точно так же и с семенем, приготовленным к севу: даже если и попадет на него что-нибудь с нечистого трупа, останется чистым.
38 Если же семена в воде, тогда, хотя бы и часть такого трупа упадет на семя, нечистым становится оно для вас.
39 Если падет какое животное, даже из тех, что идут у вас в пищу, то прикоснувшийся к трупу его до вечера будет нечист.
40 А тот, кто еще и поел мясо павшей скотины, должен будет к тому же одежды свои выстирать — и до вечера будет нечист он. Равно и тому придется стирать одежды свои, кто выносил останки, и он тоже будет нечист до вечера.
41 Все мелкие ползающие твари, которыми земля кишит, нечисты. Не ешьте их.
42 Ничего ползающего на брюхе, на четырех лапках передвигающегося, никаких многоножек, вообще никаких мелких тварей, которыми земля кишит, есть не должно — это отвратительно.
43 Из-за какой-либо из этих тварей не становитесь и сами отвратительными; не оскверняйтесь ими, дабы не стать вам нечистыми из-за них!
44 Ибо Я, ГОСПОДЬ, — Бог ваш, поэтому освящайтесь и вы, и будьте святыми, ведь Я свят. Не оскверняйте себя ни одной тварью из тех, которыми земля кишмя кишит.
45 Я, ГОСПОДЬ, и из Египта Я вывел вас, чтобы быть для вас Богом. Посему будьте святы, ибо Я свят.
46 Таков закон о животных четвероногих, о птицах, о живых существах, что в воде плавают, и тварях всяких, которые на земле кишат,
47 дабы могли вы отличать нечистое от чистого и животных, которых можно есть, от тех, коих есть не должно».

Комментарии МакДональда

IV. ЧИСТОЕ И НЕЧИСТОЕ (Гл. 11−15)

В следующих пяти главах раскрываются понятия ритуальной чистоты и нечистоты. Некоторые поступки, не будучи нравственно  предосудительными, все же препятствовали иудеям участвовать в ритуалах их религии. Те, кто осквернились, не допускались к участию в религиозных церемониях, пока не пройдут обряд очищения. Святой народ должен быть свят в каждой сфере своей жизни. Чтобы показать различие между чистым и нечистым, Бог использовал даже пищу.

А. Чистая и нечистая пища (Гл. 11)

11:1−8 Чистым было то животное, у которого были полностью раздвоенны копыта, и которое жевало жвачку. «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез», — одна и та же мысль выражается здесь, похоже, дважды. Но смысл этих слов в том, что копыта животных должны быть полностью раздвоены. Чистыми животными были: быки, коровы, овцы, козы, олени и др. Нечистыми были: свиньи, верблюды, тушканчики, зайцы и др. Духовный символизм заключается в том, что христиане постоянно должны размышлять над Словом Божиим (жевать жвачку) и жить жизнью, отделенной от мира (отделение от которого символизируют раздвоенные копыта).

Но Господь также заботился о здоровье людей, запрещая есть мясо, которое могло быть переносчиком болезней. О замораживании мяса в те дни знали или очень мало, или совсем ничего, также как и об использовании антибиотиков в скотоводстве.

11:9−12 Чистой считалась рыба, у которой были оба плавника и чешуя. Макрель, угорь, моллюски и раки считались нечистыми. Образ чешуи часто служит аллегорией, изображая доспехи христианина, защищающие его от враждебного мира. Плавники символизируют божественную силу, которая наделяет христианина способностью плыть по миру, не будучи побежденным миром.

11:13−19 Нечистыми считались хищные птицы, питавшиеся другими нечистыми существами: орлы, ястребы, стервятники, летучие мыши. (Летучие мыши не относятся к птицам, но еврейское слово, переводимое как «птица», означает «летающее существо» и имеет более широкое значение, чем английский перевод).

11:20−23 В стихах 20−23 речь идет о крылатых насекомых. Чистыми считались только те насекомые, которые имели сочлененные лапки, а именно: саранча, солам, харгол (сверчки) и хагаб (кузнечики).

11:24−28 Всякий, кто прикасался к трупу любого из вышеперечисленных нечистых существ, становился нечистым до вечера. Особо упоминаются животные, которые ходят на лапах: кошки, собаки, львы, тигры, медведи и др.

11:29−38 Далее перечислены животные, ползающие по земле: крот, мышь, ящерица, анака, хамелеон, летаа (варан), хомет и тиншемет. Всякий, кто прикасался к трупам этих пресмыкающихся, становился нечистым до вечера. Если труп одного их этих животных падал на какой-либо сосуд, то сосуд необходимо было вымыть водой, и до вечера он считался нечистым. Если же сосуд был из глины, его нужно было разбить. Любая съедобная пища в таком сосуде становилась нечистой, и ее нельзя было есть. Но существовало два исключения: источники с проточной водой оставались чистыми, даже если в них попадал труп одного из этих животных, и семя, которое сеют, тоже оставалось чистым (если только оно не было замочено в воде).

11:39−40 Всякий человек, который прикасался к мертвому (не зарезанному) животному, которое считалось чистым, или же по незнанию евший такое мясо, становился нечистым до вечера. Такому человеку необходимо было выстирать свою одежду.

11:41−47 В стихах 41−43 речь идет о червяках, змеях, грызунах и насекомых. Всякий, съевший их, становился нечистым. Через этот закон о чистых и нечистых существах, Бог учил людей святости, напоминая, что Его народ также должен быть святым (ст. 44−47).

В Евангелии от Марка (7:18−19) Иисус объявил всю пищу чистой. Апостол Павел учил, что если еда принимается с благодарением, от нее не следует отказываться (1Тим 4:1−5). Впрочем, речь здесь не идет о еде, которая заражена, вредна для здоровья человека или неприемлема в данной культуре.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — В законах о чистоте физической и моральной первое место было отведено вопросам диеты: постоянно употребляемая пища влияет на всё существо человека. В этой главе, в ст. 43−45, ясно сказано о цели закона о питании. Бог увел Израиль из Египта, чтобы тот был «святым народом», отличающимся от других и своим образом жизни, содействующим им в обретении святости. Из первой главы Бытия видно, что Бог определил для человека растительную пищу как идеальную и только после Потопа по необходимости разрешил людям есть мясо тех животных, которые названы в Библии «чистыми».
5  [2] — Даманы — животные, живущие в скалистых местах, по внешнему виду напоминающие бесхвостых сурков (см. Пс 103:18).
13  [3] — Или: сипом белоголовым.
15  [4] — Или: ворону.
16  [5] — Или: ушастую сову.
18  [6] — Или: сову.
19  [7] — Или: кулика; или: зуйка.
19  [8] — Летучие мыши, конечно, относятся не к птицам, а к млекопитающим (отряд рукокрылые), но, поскольку обитают в «воздухе», отнесены к этому классу.
20  [9] — Букв.: все крылатые, кишащие (в знач. быстро размножающиеся), которые на всех четырех передвигаются; то же в ст. 21 и 23.
22  [10] — Точно неизвестна ни одна из этих четырех пород саранчи. По этой причине учителя Закона со временем запретили употреблять в пищу все виды саранчи.
30  [11] — Геккон — значение этого и следующих трех слов предположительно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.