Под редакцией Кулаковых
1 Потом ГОСПОДЬ сказал Моисею:
2 «Распорядись, чтобы сыны Израилевы приносили тебе для освещения елей чистый, из маслин выжатый, дабы всегда в положенное время могли гореть лампы.
3 В Шатре Откровения у завесы, за которой находится ковчег со скрижалями Закона,1 Аарон должен содержать эти лампы в порядке, чтобы они всегда от заката и до рассвета горели перед ГОСПОДОМ. Да будет это установлением непреложным во всех поколениях ваших.
4 Каждый день2 надо будет заботиться о лампах на светильнике из чистого золота, том самом светильнике, что стоит перед ГОСПОДОМ.
5 Из лучшей пшеничной муки выпекай двенадцать лепешек (каждая лепешка печется из двух десятых эфы3 муки)
6 и складывай их в две стопки (по шесть в каждой) на чистом столе4 пред ГОСПОДОМ.
7 Вдоль каждого ряда лепешек положи немного чистого ладана, который будет придавать аромат5 хлебу; это дар ГОСПОДУ.
8 Класть их надлежит перед ГОСПОДОМ в определенное время — каждую субботу; это приношение от сынов Израилевых в знак вечного Завета.
9 Хлебы эти должны принадлежать Аарону и сыновьям его, и они обязаны есть их на священном месте. Для Аарона и его сыновей это великая святыня, неизменно выделяемая часть из даров ГОСПОДНИХ. Это установление вечное».
10 [10-11] В израильском стане был один человек, мать которого была израильтянка, а отец — египтянин; имя его матери Шеломит, дочь Диври из колена Дана. Ходил он однажды среди сынов Израилевых и с одним из них поссорился и подрался. При этом сын израильтянки хулил и проклинал Божественное Имя. Тогда привели его к Моисею
11
12 и оставили под стражей, ожидая, когда им будет открыта воля ГОСПОДНЯ.
13 Говоря с Моисеем, ГОСПОДЬ сказал:
14 «Того, кто богохульствовал, надо вывести за стан; там все, кто слышал его, пусть возложат руки ему на голову, и после того вся община должна побить его камнями.
15 А ты скажи сынам Израилевым: „Каждый, кто похулит Бога своего, ответит за грех свой.
16 Тот, кто поносит Имя ГОСПОДА, должен быть предан смерти. Вся община непременно должна побить его камнями. Всякий человек — переселенец ли он, исконный ли житель — всякий, кто хулит Божественное Имя, должен быть предан смерти.
17 Также и любой человек, который отнимет жизнь у другого, должен быть предан смерти.
18 Если же кто домашнее животное убил, обязан будет отдать за это другое животное — жизнь за жизнь.
19 Если человек нанесет телесное повреждение ближнему своему, с ним надо будет поступить так же, как он поступил:
20 перелом — за перелом, око — за око, зуб — за зуб. Как он изувечил человека, такое же увечье должно быть нанесено и ему.
21 Убивший домашнее животное должен заплатить за него, но убийцу человека надлежит предать смерти.
22 И судить всех: как переселенца, так и исконного жителя — следует одинаково. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш“».
23 Когда Моисей сказал это сынам Израилевым, они вывели того, кто богохульствовал, за стан и побили камнями. Так они исполнили повеление ГОСПОДА, данное Моисею.
Комментарии МакДональда
IX. ОБРЯДОВЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ (Гл. 24)
В главе 23 описаны ежегодные праздники. Теперь речь пойдет о ежедневном и еженедельном служении Господу.
24:1−9 Чистый елей, выдавленный из оливок, должен был постоянно гореть на золотом светильнике пред Господом. Двенадцать хлебов раскладывались в два ряда на столе для хлебных приношений и менялись каждую субботу. Ливан, упомянутый в стихе 7, принадлежал Господу. Его приносили Иегове, когда забирали и отдавали священникам в пищу старый хлеб.
24:10−23 Здесь мы неожиданно встречаем рассказ о сыне израильтянки (отцом которого был египтянин), которого закидали камнями за то, что он злословил Бога (ст. 10−16, 23). Из этого отрывка мы видим, что закон был один для всех в стане — и для чистокровных евреев, и для иноплеменников (ст. 22). Богохульство, как и убийство, каралось смертью (ст. 14, 16, 17, 23). (Иудеи, судя по всему, ссылались именно на этот закон против богохульства (ст. 16), когда они сказали: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он [Господь Иисус] должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» [Ин 19:7]). Судя по всему, за некоторые другие преступления можно было заплатить штраф (ст. 18, 21). Кроме того, рассказ о наказании за богохульство напоминает нам о том, что:
«возмещение убытков было основным принципом закона; последствия правонарушений должны быть исправлены. Снисходительность лишила закон его силы. Сегодня западный мир смеется над законом возмещения, но мудрые люди его не отвергают. (а) В древнем обществе наказание часто было намного суровее преступления. Поэтому наказание, следующее за преступлением, уже было важным шагом к истинной справедливости. (б) К тому же, перевоспитание преступников (альтернатива, которую предлагают чаще всего) — это слишком субъективная форма наказания. Кто решает, перевоспитался человек, или нет? Кто определяет, можно ли возвращать его в общество? Сегодня преступникам дают небольшие сроки, но что будет завтра? Истиная справедливость — это око (и не более) за око.» (Каждодневные заметки Союза Писания)
В стихах 1−9 Израиль описан таким, каким хотел видеть его Бог. В стихах 10−16 богохульник представляет Израиль таким, каким он стал в действительности: богохульствующим и злословящим Бога («Кровь Его на нас и на наших детях»).