Левит 27 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ дал Моисею
2 для сынов Израилевых такие вот еще указания: «Когда кто-нибудь по обету посвящает себя или близкого ему человека ГОСПОДУ, по твоей оценке пусть он это делает.1
3 Если это мужчина от двадцати до шестидесяти лет, его следует оценивать в пятьдесят шекелей серебра2 (в тех шекелях, что в Святилище имеют хождение).
4 Если это женщина, должно оценивать ее в тридцать шекелей.3
5 Если ему от пяти до двадцати лет, то мужской пол оценивается в двадцать шекелей, а женский — в десять.4
6 Если же от одного месяца жизни до пяти лет посвящаемому, надлежит оценить мальчика в пять серебряных шекелей, а девочку — в три.5
7 А если шестьдесят лет и более, то мужчину должен оценить ты в пятнадцать, а женщину — в десять шекелей.6
8 Но если слишком кто беден и заплатить по оценке твоей не может, приведи посвящаемого человека к священнику, и тогда тот уже будет обязан оценить его возможности, считаясь с достатком того, кто дает обет.
9 Если обет дан о животном из тех, что обычно приносят в жертву ГОСПОДУ, то всякое животное, ГОСПОДУ отданное, становится святыней.
10 Такое животное нельзя уже ничем заменять или подменять каким-то другим: хорошее — плохим и плохое — хорошим. Если же и заменит кто-то одно животное на другое, обе твари станут святыней.
11 Если животное из нечистых, каких не приносят в жертву ГОСПОДУ, следует привести его к священнику,
12 и священник установит его среднюю стоимость. Как священник оценит, так и будет.
13 Но если захочет кто выкупить эту скотину, должен будет добавить к этой оценке пятую часть ее.
14 Если же кто-нибудь дом свой захочет посвятить, сделать святынею для ГОСПОДА, то священник обязан оценить этот дом, хорош или плох он. Как священник оценит, так и будет.
15 Но если посвятивший имущество пожелает выкупить дом свой, пусть он к оценке прибавит пятую часть названной стоимости, и тогда дом снова станет его.
16 Когда же захочет какой-нибудь человек из родовой собственности своей земельной посвятить что-то ГОСПОДУ, то это придется тебе оценить в соответствии с тем, сколько можно зерна там посеять. За посеянный хомер7 ячменя — пятьдесят серебряных шекелей.
17 Случись, пожелал человек свое поле святынею сделать в году юбилейном, та же стоимость его будет сохраняться по твоей оценке.
18 А если кто после юбилейного года захочет поле свое объявить святыней, священник рассчитает стоимость поля того сообразно годам до следующего юбилейного года8 и уменьшит стоимость, тобой определенную.
19 Но если посвятивший свое поле пожелает выкупить его для себя, он к выкупу должен добавить пятую часть цены того поля, и оно будет его.
20 Если же не выкупит поля до юбилейного года или продаст его другому, то выкупить его больше не сможет.
21 В год юбилейный права на это поле будут утрачены9 и бывшим хозяином, и его покупателем, оно станет святынею для ГОСПОДА, как Ему безвозвратно отданное10 поле; к священнику оно перейдет и будет его собственностью.
22 Если какой-нибудь человек пожелает посвятить ГОСПОДУ не собственное, родовое, а купленное им когда-то поле,
23 священник рассчитает его стоимость по времени, остающемуся до следующего юбилейного года, и человек должен на месте оплатить стоимость поля, ставшего святыней ГОСПОДНЕЙ.
24 В юбилейном году то поле должно быть возвращено тому, у кого оно было куплено и чей родовой собственностью было прежде.
25 Надлежит всё оценивать в шекелях, что в Святилище имеют хождение, в каждом из которых по двадцать гер.
26 Никто не должен посвящать первенца из скота, который и так ГОСПОДУ принадлежит: первый приплод скота — молодой бык то или ягненок — он ГОСПОДЕНЬ.
27 Если же это животное из тех, что нечисты, хозяин может выкупить его по цене, тобой установленной, прибавив еще к цене пятую часть ее. Животное, которое хозяин не выкупил, должно быть продано за свою цену.
28 Никто не вправе продавать или выкупать то, что он из принадлежащего ему отдал ГОСПОДУ безвозвратно как заклятое, — будь то человек, или животное, или поле из родовой собственности. Всё, если так оно отдано, — это великая святыня ГОСПОДНЯ.
29 И ни один человек, заклятию преданный,11 не может быть выкуплен — он должен быть умерщвлен.
30 И всякая десятина земли, урожая зерна или плодов с деревьев принадлежит ГОСПОДУ — это святыня ГОСПОДНЯ.
31 Если же кто пожелает выкупить что-то из десятин своих, должен добавить к выкупу пятую часть цены.
32 Также и десятина крупного или мелкого рогатого скота, всего, что проходит под жезлом пастуха десятым, будет святыней ГОСПОДНЕЙ.
33 И при этом подсчете хозяин не должен проверять, хорошее ли животное или плохое, и другим его заменять нельзя. Если же и заменит кто-то одно животное на другое, обе твари станут святыней, выкупу не подлежащей».
34 Вот такие заповеди для сынов Израилевых дал Моисею ГОСПОДЬ на горе Синай.

Комментарии МакДональда

XII. ОБЕТЫ И ДЕСЯТИНЫ (Гл. 27)

В последней главе книги Левит речь идет о добровольных обетах, данных Господу. По-видимому, тот, кто был благодарен Богу за какое-либо благодеяние, мог посвятить Ему человека (себя или кого-либо из своей семьи), животное, дом или поле. Посвященное Богу отдавалось священникам (Чис 18:14). Но были такие дары, которыми священники воспользоваться не могли, и поэтому вместо даров им можно было принести денежную стоимость посвященной Господу вещи.

27:1, 2 Обет посвящения Господу был очень серьезным решением.

27:3−7 Если Богу посвящался человек, то размер выкупа священнику был следующим:

  • мужчина от 20 до 60 лет —  50 сиклей
  • женщина от 20 до 60 лет — 30 сиклей
  • мужчина от 5 до 20 лет — 20 сиклей
  • женщина от 5 до 20 лет — 10 сиклей
  • мужчина от 1 месяца до 5 лет — 5 сиклей
  • женщина от 1 месяца до 5 лет  — 3 сикля
  • мужчина от 60 лет и старше  — 15 сиклей
  • женщина от 60 лет и старше — 10 сиклей

27:8 Если человек был настолько беден, что не мог принести столько денег, сколько требовалось в соответствии с этой таблицей, то священник назначал сумму соразмерно с его достатком.

27:9−13 Если кто-то обещал принести животное, то следовало соблюдать некоторые правила. Животное должно было быть чистым, пригодным для жертвоприношения, и его нельзя было выкупить (ст. 9). Его нужно было принести в жертву на жертвеннике (Чис 18:17). Заменив это животное другим, хозяин не получал никакой выгоды, потому что в таком случае оба животных принадлежали Богу (ст. 10, 33). Нечистое животное можно было выкупить, заплатив столько, сколько назначит священник, и прибавив к этому пятую часть стоимости (ст. 11−13).

27:14−15 Посвятивший Господу дом имел возможность передумать и выкупить его. Для этого нужно было заплатить цену, назначенную священником, прибавив к ней пятую часть.

27:16−18 Назначить цену поля было сложнее, потому что его следовало вернуть владельцу в юбилейный год.

Если поле посвящал первоначальный владелец (т.е. получивший его в наследство), то действовали правила, приведенные в стихах 16−21. Оно оценивалось согласно тому, что там было посеяно. Например, если в нем был посеян хомер ячменя, то следовало заплатить пятьдесят сиклей серебра.

Если поле передавалось по обету в юбилейный год или юбилейный год как раз приближался, то действовала вышеописанная схема. Но если поле посвящалось через несколько лет после юбилейного года, цена снижалась. Иными словами, поле могло стоить всего 30 сиклей, если оно передавалось по обету через двадцать лет после юбилейного года.

27:19−21 Чтобы выкупить поле, нужно было добавить пятую часть к его цене.

Если поле посвящено Богу, и хозяин не выкупил его перед юбилейным годом или втайне продал кому-то другому, то его уже нельзя было выкупить. В юбилейный год поле переходило во владение священника. Земля становилась «посвященной», или «святыней» Господу.

27:22−25 В стихах 22−25 описано, что нужно делать тому, кто посвящал купленное им поле. Священник назначал цену, в зависимости от того, сколько засевов можно было сделать перед юбилейным годом. В юбилейный год поле возвращалось к первоначальному владельцу.

27:26−27 Первенцев жертвенных животных нельзя было посвящать Богу, потому что они и так принадлежали Ему. Первенца нечистого скота можно было выкупить по оценке священника, прибавив пятую часть. Если животное не выкупали, священник имел право продать его.

27:28, 29 Все, что подлежало смерти или уничтожению, нельзя было выкупить. Именно это подразумевалось под заклятой или запретной вещью. Например, сына, который проклял родителей, нельзя было выкупить. Его следовало предать смерти.

Стоит отметить, что существует важное различие между тем, что «посвящено» (consecrated — НАСБ) или «освящено» (sanctified — КИ), и тем, что находится под «запретом» (proscribed — НАСБ) или «заклятием» (devoted — НКИ, КИ). То, что отдавалось, как обет — т.е. то, что отделялось для Бога, — можно было выкупить. То, что заклинали, отдавалось окончательно и выкупу не подлежало.

27:30−31 Десятина, или десятая часть зерна и плодов, принадлежала Богу. Тот, кто хотел оставить ее у себя, должен был заплатить ее цену, прибавив пятую часть.

27:32−33 Выражение «все, что проходит под жезлом» относится к обычаю считать овец или коз, пропуская их под пастушьим жезлом. Лесли Флинн дает этому такой комментарий:

«С жезлом в руке, он [пастух] прикасался к каждому десятому животному. Он не мог изменить порядок, в котором они шли, чтобы хорошее животное не попало на десятое место. Если пастух все-таки пытался изменить порядок, то оба животных — и десятое по счету, и то, которым пастух пытался его подменить, — принадлежали Богу». Первая десятина называлась десятиной левитов, потому что она отдавалась левитам (Чис 18:21−24). О второй десятине, которая, похоже, отличалась от первой, говорится во Второзаконии 14:22−29.

27:34 «Заповеди, которые дал Господь Моисею». Эти слова в последнем стихе книги Левит, относятся, скорее всего, ко всей книге. Изучив все множество обрядов и жертвоприношений, подробно описанных в этой книге, мы понимаем радость М. Генри, который пишет:

«Мы живем не в тени закона, а в свете Евангелия. На нас лежит не тяжкое бремя закона с его плотскими установлениями, а приятные и легкие заповеди Евангелия,. которое говорит, что истинные поклонники поклоняются Отцу в духе и истине, и только через Христа, только в Его Имя, потому что Он — наш священник, храм, жертвенник, жертва и очищение. Он стал для нас всем. Поэтому не станем полагать, что если мы свободны от ритуальных очищений, праздников и приношений, то на служение Богу не стоит тратить много времени, сил и средств. Напротив, пусть наши сердца будут шире открыты для жертвы хвалы, пусть наши сердца пылают святой любовью и радостью, пусть наши помышления будут серьезными, а намерения искренними. Имея дерзновение входить в святилище посредством Крови Иисуса Христа, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, поклоняясь Богу с еще большей радостью и смирением, говоря: благословен Бог за Иисуса Христа!»

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Книга Левит заканчивается рассмотрением вопроса о посвящении / освящении таких приношений (евр. корбан), которые не возлагались на жертвенник. В том случае, когда кто-то решался посвятить свою жизнь или жизнь другого Господу, то вместо принесения человека в жертву, как это делали язычники, в сокровищницу Скинии нужно было внести денежную компенсацию по оценке, данной Моисеем в соответствии с указаниями Господа: см. ниже.
3  [2] — Т. е. около 0,6 кг серебра.
4  [3] — Т. е. около 0,3 кг.
5  [4] — Т. е. около 0,2 кг и 0,1 кг соответственно.
6  [5] — Т. е. около 60 г и 30 г соответственно.
7  [6] — Т. е. около 170 г и 120 г соответственно.
16  [7] — Хомер — мера объема сыпучих тел, ок. 220 л.
18  [8] — Ср. 25:15,16.
21  [9] — Букв.: поле станет свободным.
21  [10] — Евр. херем — «нечто посвященное, акт посвящения, заклятие». Такое посвящение по обету было более торжественным актом, чем обычное приношение; по существу, это означало отдать что-то / кого-то Богу, т. е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение (так здесь и в ст. 28) или предать заклятию для полного уничтожения.
29  [11] — Или: обреченный на уничтожение; см. примеч. к Втор 2:34.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.