«Как только ГОСПОДЬ явит Себя с Сиона4
в раскатах грома,
донесется из Иерусалима глас Его,
погибнут от засухи пажити,5
пастухами излюбленные,
иссохнет вершина Кармила.
„За преступления, одно за другим творимые,6
не отвращу наказания7 от жителей Дамаска!
Ведь они Гилад обмолотили
салазками молотильными с железными зубьями.8
Потому предам Я дом Хазаэля огню,
и пожрет он чертоги Бен-Хадада“.9
„Сокрушу засовы на вратах Дамаска,
лишу жизни властителя долины Авен,10
того, кто держит царский скипетр в Бет-Эдене,11
и пойдут сирийцы пленными в землю Кир!“ —
говорит ГОСПОДЬ.
„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от жителей Газы!
В плен всех подряд уводили они,
чтоб в рабы продавать в Эдоме.
Потому предам Я огню стены Газы,
и пожрет он городские чертоги ее“.
„Лишу жизни жителей Ашдода
и того, кто держит царский скипетр в Ашкелоне,
простру руку Мою к Экрону,
пока не погибнет последний филистимлянин!“ —
говорит Владыка ГОСПОДЬ.
„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от жителей Тира!
О братском союзе не думая,
они целые селения в рабы продавали в Эдом.
Потому предам Я огню стены Тира,
и пожрет огонь его городские чертоги“.
„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от Эдома!
С мечом в руке преследовал он брата,12
всякую жалость в себе подавив.
Непрестанно бушевал его гнев,
ярость его была безудержной.
Вот за это за всё и предам Я огню Теман,
и пожрет огонь чертоги Боцры“.
„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от аммонитян!
В Гиладе они беременным животы вспарывали,
когда войной расширяли свои пределы“.
„Потому предам Я огню стены Раввы,
и пожрет он чертоги ее
в день битвы под крики войска,
в день бури под вой ветра;
тогда пойдет в изгнание их царь,
и князья его — с ним“, — говорит ГОСПОДЬ.
I. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СУДА НАД ВОСЬМЬЮ НАРОДАМИ (Гл. 1−2)
А. Вступление (1:1−2)
В первых двух главах Амос провозглашает суд над восемью народами.
Каждое провозглашение суда начинается словами: «За три преступления... и за четыре». Бакстер так объясняет это еврейское идиоматическое выражение: «Эту фразу следует понимать не буквально «арифметически», а идиоматически. Речь идет о полной и даже преизбыточной мере преступлений этих народов; чаша их грехов переполнена. Выражаясь современным сленгом, «это не лезет ни в какие ворота», они перешли все границы.»
Б. Дамаск (1:3−5)
Первая угроза обращена к Дамаску, главному городу-государству в Сирии. Сирийцы воевали против двух с половиной колен израильских, обитавших к востоку от Иордана (в Галааде) и, если судить по упоминанию железных молотил, были особенно жестоким и варварским народом. В наказание за это народ арамейский будет уведен в плен в Кир.
В. Газа (1:6−8)
Второе провозглашение суда направлено против Газы, так как филистимляне выдали жестоким Идумеянам пленных израильтян. Наказанию подвергнутся и другие центры земли филистимской — Азот, Аскалон и Екрон — в результате чего погибнет остаток филистимлян.
Г. Тир (1:9−10)
Третье пророчество — против Тира. Его жители также передали всех пленных евреев Едому, нарушив, таким образом, братский союз с Израилем. За это огонь пожрет чертоги его.
Д. Едом (1:11−12)
Четвертое пророчество — против Едома. Идумеяне были постоянными и жестокими врагами своих братьев (Исав был братом Иакова). Справедливое возмездие ожидает города Феман и Восор за их неутолимую ненависть к Израилю и отсутствие всякой жалости.
Е. Аммон (1:13−15)
Пятое пророчество — против Аммона. Аммонитяне творили ужасные зверства на захваченных территориях земли галаадской — охваченные жаждой крови, они рассекали беременных в Галааде. Поэтому царь и князья их обречены; их ждет огонь, яростное сражение и плен.