Услышь эту песнь,1
в которой я плач подниму о тебе, дом Израилев!
Пала дева — ее имя Израиль, —
не встать уже ей,
брошена на земле своей — лежит,
и поднять ее некому.
«В городе, что, бывало,
с тысячей воинов выступал,
всего сотня какая останется;
а в селении, что сотнею выступало, —
выживет не более десятка
защитников дома Израилева».
«Ищите всем сердцем Меня и будете живы.
Нечего делать вам в капищах Бет-Эля,
незачем тратить время на паломничества в Гилгал
или тянуться к Беэр-Шеве:
плена не миновать идолопоклонникам Гилгала,
и Бет-Эль превратится в ничто».2
Ищите ГОСПОДА всем сердцем и будете живы!
А не то, как огонь,
обрушится Он на потомков Иосифа,
как огонь, который спалит Бет-Эль,
не дав никому его затушить.
Ищите Господа все,
кто сладость справедливости
в горечь полынную превращает,
а правду3 в грязи топчет.
( Вам и дела нет до Того,
Кто созвездия сотворил,
Плеяды создал и Орион;
Кто тьму превращает в зарю;
а день — во мрак ночной;
Кто воды вызывает из моря
и на землю их изливает —
ГОСПОДЬ — имя Его!
Он и самые укрепленные города сокрушает,
любую крепость превращая в руины.)
Вам же всякий,
кто грехи ваши всенародно обличает,4
ненавистен и каждый,
истину говорящий,5 противен!
Вы бедняков попираете,
податями всякими
зерно вам отдавать вынуждаете.
Хотя и понастроили вы себе палаты каменные,
но не жить вам в них
и не пить вина роскошных виноградников,
что вы насадили.
«Ибо знаю Я все преступления
ваши несчетные
и ведомы Мне грехи ваши тяжкие:
честного6 вы угнетаете, взятки берете,
в суде правом отказываете тому,
кто в нужде живет.7
В такое время
благоразумный человек молчит,
ведь это время — злое!»
Добра, а не зла ищите, и будете живы,
тогда пребудет с вами ГОСПОДЬ, Бог Воинств,
как вы сами о том любите говорить.
Возненавидьте зло и возлюбите правду,
в суде8 справедливость
да будет восстановлена у вас —
и сжалится, быть может, ГОСПОДЬ, Бог Воинств,
над оставшимися в живых
из потомства Иосифова.9
Посему вот что говорит ГОСПОДЬ,
Бог Воинств, Владыка:
«На всех площадях запричитают,
на всех улицах заголосят:
„Горе нам! Горе!“
Призовут и пахаря стенать вместе с собою,
даже плакальщиц опытных вопить наймут».
«Плач будет во всех виноградниках,
ибо Я как судья пройду среди вас», —
говорит ГОСПОДЬ.
Горе вам, Дня ГОСПОДНЯ ждущие!
Зачем он вам, этот День ГОСПОДЕНЬ?
Мрак он для вас, а не свет!
Это как если б кто, ото льва спасаясь,
на медведя наткнулся,
а домой прибежав, на ограду10 рукой оперся —
и тут его змея ужалила.
Так и День ГОСПОДЕНЬ
мраком обернется для вас,
а не светом долгожданным.
Для вас он — тьма беспросветная!
«Ненавижу, презираю ваши празднества,
торжественные собрания ваши Меня не радуют.11
Всесожжения и жертвы хлебные,
с которыми вы приходите, неугодны Мне,
на благодарственную жертву,12
хотя бы и из скота тучного,
смотреть не могу.
Избавьте Меня от громких песнопений ваших,
игру вашу благостную на арфах Я слушать не стану!
О если бы справедливость потекла,
как река в половодье,
и праведность — как поток неиссякаемый!
В. Третья речь «слушайте» (5:1−17)
5:1−7 Пророк оплакивает гибель Израиля; уцелеет только один воин из десяти. Народ не должен искать Вефиля и ходить в другие города (Вирсавию и Галгал), где находятся святилища идолов. Вместо этого им следует взыскать Господа — и будут живы.
5:8−13 В противном случае Господь, сотворивший семизвездие и Орион и правящий во вселенной, изольет на них Свой гнев за недостаток справедливости и правды. Грешники в Израиле ненавидели праведников, обличающих их, и терпеть не могли честных людей. Так как их богатства были накоплены нечестным путем, Бог не позволит насладиться ими.
5:14−17 Пророк призывает людей к правде и социальной справедливости: «Ищите добра, а не зла; восстановите у ворот правосудие». Однако резкий переход к фразе «на всех улицах будет плач» дает понять, что народ не прислушается к увещеванию, поэтому обречен на гибель.
Г. Первая речь «горе» (5:18−27)
5:18−20 Народу не следует желать Дня Господня — он тьма, время ужасов, когда одно бедствие будет сменяться другим, еще более страшным.
5:21−27 Израиль приносил жертвы Господу во время торжественных собраний, но из-за того, что народ погряз в грехах, Бог уже не принимал эти жертвоприношения. Ему более угодны суд и правда, а не пустые обряды. Даже в пустыне, якобы поклоняясь Иегове, они на самом деле практиковали идолопоклонство — служили Молоху и Ремфану.