Горе беспечным на Сионе
и уверенным в своей безопасности
на горе Самарийской,
горе тем, кто себя к именитым
в обществе причисляет1
и к кому израильтяне за помощью идут!
Наведайтесь лучше в Калне2 и посмотрите,
как там у них,
а оттуда пройдите в Хамат, город великий,
и спуститесь с гор в Гат филистимский —
велика ли разница между ними3
и вашими двумя царствами,4
обширнее ли земли ваши их земель?
Горе тем, кто всякую мысль о дне бедственном
от себя гонит,
а власть5 насилия закрепить торопится.
Вы на ложах, слоновой костью изукрашенных,
и на постелях своих роскошных нежитесь,
наслаждаетесь мясом отборных баранов
и откормленных телят из стад ваших;
распеваете6 песни под звуки арф,
сочиняете мелодии новые,7
будто каждый из вас Давид;
из чаш больших вино пьете;
изысканными благовониями умащаетесь —
о гибели же потомков Иосифа душой не болеете.
За это за всё пойдете вы во главе в плен идущих,
наступит конец шумному веселью
и праздности вашей!
Самим Собою8 поклялся Владыка ГОСПОДЬ,
и вот оно, вещее слово ГОСПОДА, Бога Воинств:
«Мерзка Мне надменность Иакова,
ненавистны чертоги его, в гордыне возведенные, —
предам врагу и город, и всё, что в нем!»
Да будет вам известно: стоит ГОСПОДУ
лишь повелеть, —
и обратятся дома большие в развалины,
а малые — в груды камней.
Скачут ли по скалам кони,
пашут ли там на волах?11
А вы отбили у народа вкус к справедливости, —
стала она ядом для него,
плоды же праведности — горечью полынной.
Вы ликуете о завоевании Ло-Давара
и любите говорить:
«Не своими ли силами мы завладели Карнаимом?!»12
«Так знайте же, потомки Израиля, —
предостерегает ГОСПОДЬ, Бог Воинств, —
подниму народ на вас!
И доведет он вас набегами своими13
до полного разорения,
всё сметет от Лево-Хамата до Аравы,
потока, что в пустыне ».14
Д. Вторая речь «горе» (Гл. 6)
6:1−8 Насилие прервет их привычную жизнь в роскоши, беззаботности и самодовольстве. Горе тем, кто лежит на ложах из слоновой кости и нежится на постелях; горе тем, кто ест все, чего ни пожелает, кто, побежденный ленью, поет под звуки гуслей, без меры пьет из чаш вино, возлегая на пирах, и мажется наилучшими мастями. Отношение Бога к такой изнеженности и беспечности выражено следующими словами: «Гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его». Самария будет предана в руки ассирийцев.
6:9−10 Этот полный трагизма текст хорошо комментирует Пейдж Х. Келли:
Чума, пройдя по всей земле, унесет так много жизней, что уцелевшим придется отказаться от обычного погребения тел и прибегнуть к жуткой процедуре сжигания трупов. Будут случаи, когда родственник скончавшегося от чумы, придя в дом покойного (чтобы забрать тело для кремации), обнаружит кого-нибудь из оставшихся в живых, спрятавшегося в дальнем углу комнаты. Он попытается его позвать, но в ответ раздастся испуганное «тс»! — так можно перевести это древнееврейское междометие. Затем бедняга начнет умолять: «Ни в коем случае не произносите имени Господа!» Когда-то он и многие другие осквернили имя Бога, поэтому уже не осмелятся произносить его, боясь, как бы на них снова не обрушилась лавина бедствий. Не случайно ортодоксальные евреи до сих пор не произносят вслух заветное имя Бога Израиля.
6:11−14 Их поведение нелепо и бесполезно; они похожи на волов, распахивающих скалу. Он извратили суд и насмехались над правдой. Они хвастались своей военной силой — тем, что захватили сирийские города Ло Дебар и Карнаим — хотя одержанные ими победы не были значительными. Ассирийцы будут теснить их от северного входа в Емаф до южной границы (потока в пустыне).