«Ударь по колонне, по верху ее, так ударь,
чтобы в храме 1 всё сотряслось —
от крыши до основания2 —
и обрушилось на головы собравшихся в нем, —
а кто уцелеет, тех меч Мой достанет,
никому из них убежать не удастся,
избавления себе не найдет ни один.
Если даже в глубинах Шеола3 зароются —
достану их оттуда,
если взойдут на небо —
оттуда их низведу;
если на вершине Кармила спрячутся,
разыщу и схвачу их;
скроются с глаз Моих на дне моря —
там змей морской по слову Моему ужалит их;
в плен уведут их враги, перед собою,
как скот, погонят —
повелю Я мечу народов соседних
убивать их на всем пути.
Не спущу и тогда с них глаз —
но уже не во благо им — на беду!»
Владыка, ГОСПОДЬ Воинств,
от прикосновения Его земля сотрясается,4
и в скорбь приходят все живущие на ней;
словно Нил при разливе, земля вздымается
и спадает, как воды реки той египетской.
Он возвел на небесах5 Свои чертоги горние,
свод Свой небесный простер над землей.
Он вызывает воды из моря
и на землю их изливает.
Имя Его — ГОСПОДЬ!
«Сыны Израилевы, разве для Меня
вы значите больше,
чем Куша сыны? — вопрошает ГОСПОДЬ. —
Не Я ли Израиль вывел из земли египетской,
филистимлян — из Кафтора и сирийцев — из Кира?
Так знайте же, Я — Владыка ГОСПОДЬ,
и взор Мой на царство это грешное обращен.
Я сотру его с лица земли,
но полностью не уничтожу всё потомство Иакова, —
это вещее слово ГОСПОДНЕ. —
И посему знайте, Я повеление дам
и рассею израильтян среди всех народов,
бросая туда и сюда, просею, как сквозь решето,6
из которого даже один камешек не упадет на землю.
От меча погибнут все грешники в народе Моем,
те самые, что говорят:
„Не подступит к нам беда, нас не коснется“».
«В тот день Я восстановлю
ныне разваливающийся дом7 Давида,
все проломы его8 заделаю, из руин подниму его,
и будет он таким, каким был прежде,
в дни древние,
дабы они — сыны Израилевы — завладели тем,
что осталось от Эдома и всех иных народов,
которые носят имя Мое»,9 —
таково вещее слово ГОСПОДНЕ, и Он совершит это.
«Знайте, грядут дни
столь быстрого роста злаков, —
говорит ГОСПОДЬ, —
что пахарь будет жнеца догонять,
урожай убирающего,
а топчущий в точиле виноград,
обильно уродившийся,
будет настигать того, кто семена сеет.
Тогда сами горы источать будут сок виноградный,10
и он потечет по холмам.11
Восстановлю Я благоденствие12
народа Моего, Израиля:
вновь отстроят они заброшенные города
и жить будут в них,
виноградники снова насадят
и, как прежде, вино будут пить,
разобьют сады
и плодами их насладятся сполна.
Снова укореню их на земле их собственной,
и они никогда не будут выселены с земли,
Мною дарованной им», —
возвещает ГОСПОДЬ, Бог твой.
Е. Удар в притолоку (9:1−10)
9:1−4. Здесь мы видим Господа, начинающего Свой суд с жертвенника — вероятно, того самого, в Вефиле, где находился золотой телец. Народ не сможет спастись бегством; меч настигнет их везде, куда бы они ни убежали. Не помогут им даже такие «поэтически гипотетические убежища», как преисподняя, небо, вершина Кармила, дно моря и плен впереди врагов. Степень Божьего гнева выражена грозными словами: «Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо». Народу Израиля в недвусмысленных выражениях дано было понять, что у него очень большие проблемы!
9:5−10. Кто может противостать всемогущему Господу Богу Саваофу? Им устроены чертоги на небесах и утвержден свод атмосферы. Израиль сравнивается с эфиоплянами; он теперь не лучше этих язычников, так как стал «грешным царством» — сам Бог так назвал его, что является очень серьезным осуждением! Господь накажет всех грешников, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. Большая часть нации будет уничтожена, но остаток спасется — те, кого Всемогущий посчитает достойными жить.
IV. БУДУЩЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ (9:11−15)
9:11−12 В стихах 11−15 описано возрождение Израиля. Обязательно исполнятся все обетования, которые Бог дал Давиду. Некоторые христиане используют стих 11 для отождествления Израиля с Церковью, которая, по их мнению, является «восстановленной» скинией (букв. «шатром» — символ некогда низложенной династии). Однако контекст не оставляет сомнений, что в данном случае речь идет о тысячелетнем царстве, в которое Израиль войдет со всеми народами. Скофильд по этому поводу пишет: «Монархия Давида, которую символизирует скиния, пришла в упадок. На основании Ис 11:1, раввины-талмудисты называли Мессию «Бар Нафли» («сын падшей династии»). Но Царь восстановит Свое величие (Мал 4:2)
9:13−15 Виноград, пшеница, маслины и другие плоды будут расти с поразительной быстротой; вновь восстановятся и заселятся некогда опустошенные города; Бог водворит народ Свой и не будут более исторгаемы из земли своей.