«Тяжко мне было,
и я воззвал к Тебе, ГОСПОДИ, —
и Ты2 ответил3 мне;
со дна Шеола4 взмолился —
Ты услышал голос мой.
Ты вверг меня в глубины морские,
в самое сердце вод,
и сдавили они меня.
Все волны Твои и валы грозные
надо мною проходили.
И подумал я: Ты отринул меня,
изгнал с очей Твоих;
как смогу5 я опять взор свой
к Храму Твоему святому,
в высь небесную, устремлять?
Надо мною сомкнулись воды,
и объяла меня бездна,
голова травой морскою опутана.
До самого основания гор я низошел,
земля засовы свои
навсегда надо мною задвинула.
Но Ты живым меня из могилы вывел,
ГОСПОДИ, Боже мой!
Когда жизнь во мне угасала,
я вспомнил Тебя,
и молитва моя к Тебе, ГОСПОДИ, вознеслась,
в пресвятой Храм Твой!
Те, кто идолов чтит ничтожных,
верностью Богу Живому пренебрегают;
а я словами хвалы принесу Тебе жертву
и каждый обет свой исполню —
в ГОСПОДЕ спасение!»
2:1 Посланный Господом большой кит проглотил Иону, который пробыл внутри него три дня и три ночи. (Чудо заключается не в том, что кит смог проглотить человека, а в том, что пророк не погиб у него в желудке).
II. ИЗБАВЛЕНИЕ ПРОРОКА (2:2−11)
А. Молитва Ионы (2:2−10)
Молитва Ионы, которой он воззвал к Богу из чрева кита, наполнена благодарностью за спасение от смерти в морских водах, а не за избавление из «недр желудка», которое произошло уже после молитвы. Молитва эта примечательна тем, что содержит фрагменты из Псалтыря. Дж. Сидлоу Бакстер анализирует ее следующим образом:
«В молитве Ионы нет никаких прошений. Она состоит из благодарения (ст. 3−7), раскаяния (ст. 8, 9) и обновления своего посвящения Богу (ст. 10). Это воистину псалом восхваления, благодарственный молебен (Te Deum), славословие. Я знал человека, который восхвалял Бога пением, засунув голову в пустую бочку из-под муки, в надежде, что она снова наполнится! Но воспевать Бога, мучаясь посреди океана в брюхе кита, — совершенно беспрецедентный случай.» Молитва Ионы предвосхищает будущее покаяние Израиля. Когда народ признает Иисуса Мессией и Спасителем, Бог восстановит его и снова изольет все Свои благословения.
Упоминание чрева преисподней в стихе 3 побудило некоторых людей предположить, что Иона умер в чреве кита и через три дня был воскрешен. Однако еврейское слово «шеол» может означать могилу, загробную жизнь и другие понятия. Вероятно, здесь оно используется метафорически в значении «бездна» или же является идиомой, наподобие современного выражения «адские глубины».
Хотя весьма сомнительно, что Иона в буквальном смысле умер и воскрес, Сам наш Господь увидел в этом событии символ Своей смерти, погребения, трехдневного пребывания во гробе и славного воскресения (Мф 12:40). Это, помимо прочего, показывает, что Христос считал Иону реальной личностью, а не просто персонажем «притчи», как утверждают некоторые современные проповедники.
Б. Ответ Бога (2:11)
Когда Иона признал, что спасение исходит от Господа, кит изверг Иону на сушу.