город, врагами окруженный,2 — мы в осаде;
тростью будут бить по щеке судью3 Израиля.
«А ты, Вифлеем-Эфрата,
как ни мал ты среди других городов Иудеи,4
но из тебя выйдет по воле Моей Тот,
Кто в Израиле править будет, —
происхождение Его издревле, от вечности», —
говорит Господь.
Потому будут оставлены сыны Израилевы
лишь до срока, пока не родит роженица
и не вернутся к ним из плена оставшиеся в живых братья.
Правитель Тот, когда явится,
станет печься о них,
как добрый пастырь будет заботиться,
с силой, от ГОСПОДА исходящей,
от величественного имени ГОСПОДА, Бога Его;
и будут жить они тогда в безопасности,
ибо величие Его будет признано
во всех пределах земных,
и принесет Он мир.5
Когда вторгнется Ассирия в страну нашу
и будет крепости наши попирать,
мы выставим против нее семерых пастухов
и восемь6 человек княжеского рода.
Мечом захватят они в Ассирии власть
и острием его станут править в стране7 Нимрода.
Спасет Он нас от ассирийцев,
когда вторгнутся они в страну нашу,
будут попирать наши пределы.
И будет остаток Иакова
посреди множества народов
как роса от ГОСПОДА,
как ливень на луга:
ни то, ни другое от человека не зависит
и не ждет повелений от смертных.
И будет остаток Иакова среди разных племен,
посреди множества народов,
как лев среди лесных зверей,
как молодой лев среди овечьих отар:
промчится, растопчет, разорвет —
и никто от него не спасет.
Поднимется рука твоя, Израиль, на врагов твоих —
истреблены будут все недруги твои.
«Но и так будет в тот день, —
предостерегает ГОСПОДЬ, —
всех коней твоих у тебя истреблю,
колесницы твои уничтожу,
истреблю города в стране твоей,
крепости все твои разрушу;
чародейство, за которое держишься, искореню,
и гадателей у тебя не будет впредь;
истреблю кумиров твоих резных
и столбы священные,
дабы не поклонялся ты более
творениям рук своих;
рощи твои, Ашере посвященные,
вырублю у тебя все до единой,
твои города, идолопоклонством оскверненные,
уничтожу Я.
Яростным будет отмщенье Мое племенам,
в непослушании погрязшим!»
VI. ОБЕЩАНИЕ ПРИХОДА МЕССИИ (Гл. 5)
5:1 По всей видимости, стих 1 описывает ситуацию в стране, когда Михей уже начал записывать свои устные пророчества. Израиль (здесь Иудея) должен готовиться к осаде вавилонян, которые будут обращаться с царем нагло и грубо — речь идет о насмешках Сеннахирима над Езекией или об унижении Седекии Навуходоносором.
5:2 В стихе 2 предсказано рождение Того, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Здесь говорится о вечности и, следовательно, божественности Мессии. Так как в Святой Земле было два Вифлеема, Михей уточняет, что имеет в виду Вифлеем-Ефрафу, расположенный в 6 милях к югу от Иерусалима. Этот стих противопоставляется стиху 1 — хотя сейчас Израиль переживает не лучшие времена, приход Мессии все изменит коренным образом.
5:3 Здесь отображены три этапа истории Израиля: 1) Период богооставленности за то, что отверг Господа Иисуса. Таково его положение сейчас, в эпоху благодати. 2) Период великой скорби — «родовые муки» ожидают народ. 3) Период восстановления — после долгих «схваток» Израиль, наконец, родит. Оставшиеся братья — это «верующий остаток еще неверующей нации» (Скофильд), т. е. те, кого Христос снова соберет, чтобы царствовать над ними в их земле.
5:4−6 В стихе 4 описывается пастырская забота Христа об Израиле и Его всемирное правление. Когда в последние времена «Ассур» нападет на Иерусалим, Мессия выставит против него вождей, достаточно способных, чтобы прогнать врага. Выражение «семь пастырей и восемь князей» не следует понимать буквально — речь не идет о том, что пятнадцать израильских лидеров избавят народ от «Ассура». В еврейской поэзии последовательность двух чисел, последнее из которых больше предыдущего, означает «полное, необходимое количество».
5:7−9 Будет время, когда Израиль станет источником благословений для всего мира. Он будет непобедим, как лев; он сможет взять верх над врагами Бога.
5:10−15 В тот день Господь очистит Израиль, который уже не будет уповать на коней, колесницы и укрепления свои. Не будет в нем больше чародеев и гадающих. Истуканы и священные рощи (языческие святилища) будут уничтожены. Все взбунтовавшиеся народы испытают на себе Божье мщение.