ГОСПОДЬ — Бог,
ожидающий безраздельной преданности Себе,3
но Он — и Бог возмездия,
строг и взыскателен ГОСПОДЬ, и силен гнев Его.
Карает ГОСПОДЬ противящихся Ему
и ярость изливает на врагов Своих.
ГОСПОДЬ долготерпелив,4 и велика сила Его,
но никогда Он не поступится
справедливым наказанием виновного.
В буре и вихре идет Он,
и клубится пыль под ногами Его.5
Погрозит Он — иссякнут реки
и высохнут моря,
увянут и Башан с Кармилом,
и зелень6 на Ливане поблекнет.
Перед Ним трепещут горы
и холмы тают и растекаются, 7
пред лицом Его земля вздымается
и весь мир этот со всеми живущими в нем.
Кто устоит перед Его негодованием?
Кто выдержит гнев Его пылающий?
Ярость Его, как лава, рекой изливается,
перед Ним скалы рушатся.
Благ8 ГОСПОДЬ!
Он — прибежище безопасное в день бедствия.
Знает и спасает Он тех, кто на Него уповает,
а на противников9 Он обрушит потоп сокрушающий
и не отступит, пока не сойдут они во мрак могилы! 10
Что бы ни замыслил кто против ГОСПОДА,11
Он всё обратит в ничто,
второй раз против Него никто не восстает.
Как терновник они сплелись,12
как пропойцы перепились —
но будут сметены, как солома.
Это ты, Ниневия, породила того,
кто замыслил злое против ГОСПОДА, —
советника нечестивого.13
«Пусть сильны14 они, пусть много их будет —
как трава, будут скошены15 они и сгинут.
А на тебя, Иудея,
хоть и навлекал Я страдания прежде,
более Я этого делать не стану.
Сломаю Я ныне ярмо ассирийское, что на тебе,
и разобью оковы твои».
«Не будет у тебя наследников, забудется имя твое,16
сокрушу Я идолов твоих литых и резных,
что в храмах богов твоих,
а тебе могилу уготовлю,
ибо ничтожна ты».17
Вот с вестью благою, с вестью о мире
посланник спускается с гор,
уже слышны шаги его!
Празднуй, Иудея, торжества свои,
исполняй обеты свои!
Не вторгнутся уже более нечестивцы в пределы твои —
будут они полностью истреблены!
I. Xарактер Бога — Судьи (1:1−8)
1:1−5 Бог описывается здесь как ревнитель и мститель. С одной стороны — Он
страшен в гневе, с другой — долготерпелив и велик могуществом. В Его руке вся Вселенная с ее обитателями. Его ревность праведна. Это ревность мужа к любимой жене, а не завистливое отношение к чужому счастью. Ведь Израиль — «жена» Иеговы (см. книгу пророка Осии).
1:6−8 Когда Бог наказывает, никто не сможет этому воспрепятствовать. В то же время Он благ к надеющимся на Него. Его гнев обрушится на Ассирию всепотопляющим наводнением и разрушит ее столицу Ниневию.
II. Hеотвратимость суда над Hиневией (1:9−15)
1:9−11 Эти слова обращены к ассирийцам. Бог намерен уничтожить их. Тот, кто умышляет против Господа, падет (вероятно, это относится к Сеннахириму или дерзкому Рабсаку).
1:12−13 Хотя ассирийцы пока безопасны, они будут посечены. И наоборот, хотя Израиль был отягощен Господом, его ждет счастливое будущее, потому что Бог сокрушит невыносимое ассирийское ярмо.
1:14 Далее Господь обращается непосредственно к ассирийскому царю. Его имя будет забыто, его храм с идолами разграбят враги. Господь приготовит ему могилу, и будет он в презрении.
1:15 В этом стихе говорится о вестнике, возвещающем Иудее мир, потому что гибель ждет Ассирию. Похожие слова записаны Павлом в Рим 10:15, но там они используются в контексте благовестия (см. Ис 52:7).