Молитва пророка Аввакума.
На мелодию плачей.1
«О славе Твоей,2 ГОСПОДИ, я услышал
и, узнав о делах Твоих, трепещу.
Соверши, ГОСПОДИ, и в наши дни3
столь же великое,
яви и ныне славу Свою!
Во гневе вспомни о милости!
Идет от Темана Бог,
Святой — от горы Паран!45
Покрылись небеса величием Его,
и славой Его6 полна земля.
Сияние Его — как свет зари,
от руки Его исходят лучи,
в ней сила Его сокрыта.7
Перед Ним моровое поветрие идет,
по стопам Его — болезнь смертельная.8
Вот встал Он — и задрожала земля,
от взгляда Его затрепетали народы,
древние горы обрушились,
поникли холмы вековые:
пути Его вечные.
Видел я горе в шатрах Куша,
смятение — среди палаток мидьянских.
Но на реки ли, ГОСПОДИ, гневался Ты,
на потоки ли вод негодованье Свое обрушивал
или на море — ярость Твою,
когда мчался стремглав на конях Своих,
на колесницах победителя?
Ты поднял лук Свой,
дал стрелам клятвенный наказ.
Ты землю реками рассек,
Тебя увидев, поколебались горы.
Пронеслись воды ливневые,
бездна голос подала,
ввысь взметнув волны9 свои.
Солнце и луна в жилище своем застыли
при блеске стрел Твоих молниеносных
и Твоего копья сиянье.
Во гневе шествуешь Ты по земле,
в негодовании попираешь народы.
Выходишь Ты,
чтобы спасти Свой избранный народ,
чтобы спасти Помазанника10 Своего
и сокрушить главу дома нечестивого,
от кровли и до основанья обнажить его.11
Копьями Своими
поразил Ты в голову вождей его,
когда они готовились уже рассеять нас,
чтобы, тайно злорадствуя, бедняка поглотить.12
Кони Твои скачут, попирая волны,
пучину многоводную вздымая.
Услышал я — затрепетало сердце,
при вести этой задрожали губы,
я ослабел, и ноги мои подкосились.
Но я буду спокойно ожидать,
когда беда найдет на наших притеснителей.13
И даже если бы смоковница не расцвела
и не было б плодов на лозах виноградных,
маслина пусть осталась бы пустой
и не было бы в поле урожая,
пускай не стало бы отар в овчарне
и не было б в загонах у меня скота —
в ГОСПОДЕ я буду ликовать,
радоваться Богу спасения моего!
ГОСПОДЬ — Владыка! — Он дает мне силу,
уподобит меня оленю,
на высоты возведет меня!»
(Руководителю хора, для исполнения в сопровождении моих струнных инструментов.)14
V. АВВАКУМ МОЛИТСЯ И ВЕРИТ (Гл. 3)
А. Он ходатайствует за свой народ (3:1−2)
Получив ответ, Аввакум обращается в молитве к Господу. Он слышал о славном прошлом, когда Бог наказывал врагов Своего народа, и теперь просит Его совершить дело Свое: снова покарать неприятелей и спасти Божий народ.
Б. Он вспоминает милости, явленные Богом народу на пути из Египта в Ханаан (3:3−15)
3:3−7 В своем замечательном видении Божьей суверенной власти (Скрогги называет этот отрывок «одой теофании» — богоявления) Аввакум изображает Бога, выступающего против Своих врагов, сокрушающего их силой Своего могущества и одерживающего славную победу. При этом пророк часто вспоминает, как в прошлом Господь наказывал врагов Израиля: Египет, который пытался помешать исходу; народы, которые препятствовали Израилю достичь Земли Обетованной; и населявшие Ханаан племена, которые Он изгнал рукою Иисуса Навина.
В первой части этого гимна-молитвы говорится о Божьем величии и славе, которой полны небеса и земля.
Феман, гора Фаран, шатры эфиопские, земля мадиамская — все эти географические подробности указывают на врагов Израиля. Феман, например, был крупным городом в Едоме и символизировал всю Идумею.
3:8−11 В этих строках подчеркивается Божье могущество — особенно Его власть над горами, водами и бездною.
Стих 11 содержит аллюзию на знаменитое событие в Гаваоне, когда Господь, чтобы помочь Иисусу Навину выиграть битву, явил на небе великое чудо (Нав 10:12).
3:12−15 Здесь Бог изображен как шествующий по земле Израиля и попирающий в гневе врагов Своего народа.
В стихе 15 упоминается славный переход через Красное море (Исх 14), когда по обе стороны от Божьего народа возвышалась пучина великих вод, а сам он шел по сухому дну. Аввакум представляет Бога движущимся через море с конями Своими.
В. Он ожидает наказания вавилонян (3:16)
Когда пророк услышал грозную весть о Божьем суде, который свершится руками вавилонян, то затрепетала внутренность его. Однако он решил спокойно ждать этого ужасного часа.
Г. Он верит в Бога и Его силу независимо от обстоятельств (3:17−19)
Пока же пророк Аввакум заявляет, что будет радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения, независимо от того, какие испытания выпадут на долю его и народа — хотя бы не расцвела смоковница и нива не дала пищи, не стало овец в загоне. Бакстер восторженно комментирует эти слова:
Буквально здесь сказано: «Я буду прыгать от радости в Господе; я буду скакать от счастья, что Бог со мной». Вот она, радость веры! Радость в любых обстоятельствах, даже самых неблагоприятных! Какая победа! Пусть она станет и нашей победой!