Софония 1 глава

Книга пророка Софонии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Вот слово ГОСПОДНЕ, которое было Софонии,1 сыну Куши, внуку Гедальи, правнуку Амарьи, праправнуку Езекии, когда в Иудее правил Иосия, сын Амона.
2

«Смету, всех с лица земли смету, —
таково слово ГОСПОДНЕ, —

3

и людей уничтожу,2 и животных,
птиц небесных, рыб морских
и идолов, их изображающих,
вместе со злодеями уничтожу3
истреблю с лица земли весь род людской!» —
таково вещее слово ГОСПОДА!

4

«Занесу на Иуду руку
и на всех жителей Иерусалима,
прочь смету всё, что от ваалов осталось,
забудут имена жрецов и священников,
что с ними заодно,

5

уничтожу тех, кто поклоняется луне
и звездам на крышах,
тех, кто дает обет пред ГОСПОДОМ
и, Ему поклоняясь,
служит Молоху и им клянется,4

6

кто за ГОСПОДОМ идти не захотел
и не искал Его, о Нем не вопрошал».

7

Да смолкнет голос твой
перед Владыкой ГОСПОДОМ!
Ибо близок День ГОСПОДЕНЬ:
заклание жертвенное Он приготовил,
приглашенных очистил.5

8

«В день жертвы ГОСПОДНЕЙ
накажу согрешающих:
не обойду ни князей, ни сыновей царских,
ни тех, кто в чужеземные одежды рядится.

9

Воздам в тот день
всем, кто суеверно на порог ступить боится,6
а дом владыки своего7
наполняет насилием и обманом.

10

И будут в тот день, —
говорит ГОСПОДЬ, —
вопли слышны у Рыбных ворот,
рыдание в новом городе,8
а на холмах — великое разрушение!

11

Рыдай и ты, нижний город:
сметут купцов твоих алчных, 9
истребят и тех, кто деньги считал!10

12

Обыщу Я тогда Иерусалим,
взяв с Собой светильники,
и воздам сидящим самодовольно
у чаши полупустой,
тем, кто говорит про себя:
„Ничего ГОСПОДЬ не делает —
ни добра от Него, ни зла“.

13

Разграбят богатство их,
дома опустошат;
построят дома, а жить в них не будут,
насадят виноградники,
а вина им пить не придется».

14

Близок великий День ГОСПОДЕНЬ,
близок он и весьма скоро грядет!
Горечь несет с собою День Господень,
и страшен будет гул его,
храбрейшие возопиют тогда!11

15

Днем гнева будет день тот,
беды днем и страданий,
днем разорения и опустошения,12
днем мрака и тьмы,
днем черных туч и мглы,

16

днем зова трубного13 и боевого клича,
днем битвы против укрепленных городов
и против башен высоких!

17

В смятение повергну людей,
как слепые, они побредут,
потому что против ГОСПОДА своего согрешили.
Кровь их втопчут в грязь
и останки их, как навоз, разбросают.

18

Не спасет их ни серебро, ни злато
в день гнева ГОСПОДНЯ;
огонь негодования14 Его всё на земле спалит —
ибо страшный15 конец
уготован Им для всех, кто на земле обитает.

Комментарии МакДональда

I. БОГ ПОСТАНОВИЛ СВЕРШИТЬ СВОЙ СУД (Гл. 1)

А. Над всей землей (1:1−3)

Библейские пророки часто в начале книги указывали имя своего отца (иногда и деда), потому что евреи в немалой степени были «ориентированы на родословные» — как сказали бы мы сегодня. Но Софония, сын Хусия, превзошел всех, прослеживая свою родословную до четвертого поколения — для того, без сомнения, чтобы мы знали о его царском происхождении. Он был правнуком царя Езекии.

Эта глава описывает, как уничтожение земли в целом, так и Иудеи с Иерусалимом в частности. Бог истребит все с лица земли.

Б. Над Иудеей и Иерусалимом (1:4−6)

Жители Иерусалима будут наказаны за свое идолопоклонство, за поклонение Ваалу, звездам (воинству небесному) и Милхому, божеству аммонитян.

В. Жертвоприношение как образ дня Господнего (1:7−13)

1. Приглашенные гости — враги Иудеи (1:7)

Приготовил Господь жертвенное заклание; Иудея — жертва, а вавилоняне — приглашенные гости.

2. Жертва — грешный народ Иудеи (1:8−13)

Бог посетит Иудею за идолопоклонническую практику и одежду, а также за насилие и обман. Рыдания будут слышны в разных местах столицы — у ворот Рыбных, у других ворот и на холмах — когда захватчики устроят резню и грабеж.

Г. Ужасы дня Господня (1:14−18)

Здесь дано самое впечатляющее в Библии описание дня Господа. Это день Божьего гнева на людей (в частности на Иудею) по причине их грехов. Это день войны, скорби и бойни. На основе стихов 15 и 16 был написан известный, ставший классикой, латинский гимн, посвященный Божьему суду.

«В 1250 году Томас из Челано, взяв за основу стих 15, написал свой знаменитый гимн «Dies irae, dies illa» («Этот день — день гнева»). Это день гнева, тревоги, горя, опустошения, разорения (у еврейских слов «опустошение» и «разорение» схожее звучание — «шоах» и «умешоах» — что подчеркивает определенную монотонность процесса наказания), тьмы, мрака, облака и мглы, трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен.» Бог ревниво следит за сердечными привязанностями Своего народа. Он не потерпит «соперников».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Софония (евр. Цефанья) — «ГОСПОДЬ защищает / скрывает».
3  [2] — Словами «смету» в ст. 2 и «уничтожу» здесь переводится одно и то же слово.
3  [3] — Или: вводящих в заблуждение злодеев; друг. чтение: заставлю злодеев споткнуться.
5  [4] — Друг. чтение: своим царем клянется; друг. древн. пер.: Милкомом, аммонитским богом.
7  [5] — Или: освятил.
9  [6] — Возможно, имеется в виду языческий обычай не наступать на порог, который был, по поверьям древних, местом обитания нечистых духов.
9  [7] — Здесь, вероятно, речь идет о языческих капищах.
10  [8] — Букв.: во второй (части города).
11  [9] — Букв.: ханаанский народ.
11  [10] — Букв.: взвешивал серебро.
14  [11] — Или: слушай, в День Господень горько возопиют (даже) храбрые!
15  [12] — В оригинале игра слов: йом шоа умэшоа, которую возможно передать так: днем пагубы и гибели.
16  [13] — Или (ближе к букв.): днем, когда рог трубит тревогу.
18  [14] — Или: ревности; применительно к Богу евр. канна означает, что Он ожидает исключительной посвященности (Исх 34:14), что Он совершенно непримирим ко греху (Чис 25:11) и горячо вступается за находящихся в опасности (ср. Иоиль 2:18).
18  [15] — Друг. возм. пер.: внезапный.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.