Софония 3 глава

Книга пророка Софонии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Горе городу угнетателей,

мятежному1 и оскверненному!

2

Призывов он не слушает,
порицаниям не внимает,
на ГОСПОДА не уповает,
к Богу своему не приближается.

3

Князья в нем — что львы рыкающие,
судьи — что ночная волчья стая,
до утра не оставят ничего!

4

Пророки в нем надменны, вероломны,
священники Святилище оскверняют,
Закон попирая.

5

Но ГОСПОДЬ, пребывающий среди них,
Он праведен —
не сотворит Он неправды!
С раннего утра Он правый суд вершит
и на заре являет справедливость Свою;
а нечестивые не ведают стыда.2

6

«Истребил Я народы, тебя окружавшие,
разрушил их крепости,
улицы пусты и безлюдны
никто не ходит по ним более;
города их разорил —
они тоже пусты, никто в них не живет!

7

И говорил Я жителям Иерусалима:
„Теперь-то уж вы будете почитать Меня
и не отвергнете наказания“,
чтобы не были разорены жилища их
и не случилось с ними то, что Я определил.
Увы, они по-прежнему спешат с утра пораньше
злодеяния свои усугубить!

8

Так что ждите теперь Меня! —
предупреждает ГОСПОДЬ. —
Ожидайте, когда Я выступлю как обвинитель ваш!3
Ибо предрешил Я: соберу народы,
объединю царства,
чтобы излить на них Мой гнев,
пыл ярости Моей
и предать землю огню, об обновленье ревнуя.4

9

И Я восстановлю у народов язык,
грехом не оскверненный,
будут тогда они призывать имя ГОСПОДА —
все станут служить Ему как одна семья.

10

Даже с юга отдаленного,
те, кто за реками Куша поклоняется Мне,
рассеянный народ Мой, —
и они дары свои Мне принесут.

11

В тот день, Иерусалим,
ты более не осрамишь себя никакими делами,
коими ты прежде грешил против Меня,
потому что Я избавлю тебя от тех,
кто упивался своей гордыней.
Никогда уже ты более не будешь
на святой горе Моей надмеваться.

12

[12-13] Остаток твой сохраню —
людей смиренных, простых,5
на имя ГОСПОДНЕ уповающих.
Они не будут поступать несправедливо,
не станут говорить ложь,
не ведом им будет язык коварства.
Они будут пастись и отдыхать без опаски,
и никто не потревожит их».

13
14

Ликуй же, дочь Сиона!6
Торжествуй, Израиль,
да звучит твой победный клич!
Всем сердцем веселись и радуйся,
дочь Иерусалима!

15

Отменил ГОСПОДЬ приговор,
тебе вынесенный,
изгнал врагов твоих;
Царь Израиля, ГОСПОДЬ, теперь с тобою,
не будешь более страшиться беды!

16

В тот день скажут Иерусалиму:
«Не бойся, Сион! В унынье рук не опускай!

17

ГОСПОДЬ, Бог твой, с тобою ныне!
Воитель сильный дарует тебе победу;
возрадуется Он, в Своей любви к тебе
Он обретет покой7
и ликовать с тобою будет,

18

как в дни праздников.
Удалю от тебя бедствия,
чтобы не глумились над тобой за это,8

19

и возьмусь за тех, кто угнетал тебя.
Исцелю хромых и отверженных соберу,
и будут их восхвалять и почитать по всей земле,
даже там, где прежде поносили.

20

Вот тогда Я соберу вас в обитель отчую,
в доме родительском всех вас соберу!
Почитать и восхвалять вас будут
среди всех народов земли,
когда на глазах у вас
восстановлю Я ваше благоденствие»,9
говорит ГОСПОДЬ!

Комментарии МакДональда

IV. БОГ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ИЕРУСАЛИМУ «ГОРЕ» (3:1−7)

A. Неповиновение, безответственность, неверие, нераскаянность (3:1−2)

Представленный в образе женщины Иерусалим осужден как нечистый и оскверненный Притеснитель. Он был непокорен — на Господа не уповал, к Богу своему не приближался.

Б. Жадность князей и судей (3:3)

Князья его подобны рыкающим львам, а судьи его жадны, как вечерние волки.

B. Легкомыслие и вероломство пророков, кощунства священников (3:4)

Его пророки — люди, которым нельзя доверять; священники — осквернители святыни. Фейнберг дает такой комментарий:

«В стихе 4 мы встречаем единственное в этой книге осуждение пророков. Они виновны в легкомыслии, в том, что играют с огнем и шутят с очень серьезными вещами. В их жизни и учении чувствуется бесхребетность, беспринципность. По сути, они предатели, потому что, поощряя людей в их отступничестве от Бога, выказывают этим свою неверность Ему, хотя и утверждают, что говорят от Его имени. Своими нечестивыми делами они осквернили святилище.

Для них нет ничего святого. Они попирают закон, извращая его простые требования и искажая его ясное значение, когда «наставляют» людей.»

Г. Явление Господа в суде (3:5−7)

Несмотря на все грехи и развращенность народа, Господь посреди него, чтобы праведно судить. Он наказывал другие народы, полагая, что это непременно научит Иудею бояться Его. Иуда, однако, все больше опускался и деградировал.

V. СЛОВА УТЕШЕНИЯ ДЛЯ «ВЕРНОГО ОСТАТКА» (3:8−20)

A. Уничтожение нечестивых язычников (3:8)

Бог увещевает «верный остаток» (верных иудеев) ждать, пока Он не уничтожит всех Своих врагов огнем ревности.

Б. Обращение к Богу уцелевших народов (3:9)

Уста чистые — это, по всей видимости, не намек на общемировой язык в будущем, а пророчество о том времени, когда люди чистыми (от идолопоклонства) устами будут славить Иегову, когда все народы будут служить Ему единодушно.

B. Восстановление рассеявшегося Израиля (3:10−13)

Когда наступит Тысячелетнее Царство, язычники возвратят рассеявшихся по всему миру иудеев обратно в их страну в качестве дара Господу. Грешники, тщеславящиеся своею знатностью, будут уничтожены, и «верному остатку» больше уже нечего будет бояться. Спасется лишь народ смиренный и простой — тот, кто уповает на имя Господне и живет праведно.

Г. Радость по поводу второго пришествия Христа (3:14−17)

В стихах 14−20 приведена песнь возрожденного Израиля, восхваляющая Иегову за Его могущественное избавление и прославляющая Его любовь, которую Он явил ради Израиля и Себя Самого. У Дочери Сиона много причин, чтобы ликовать, торжествовать и радоваться! Не только ее враги повержены, но теперь среди нее обитает Царь-Мессия, Сам Господь. Уже нет повода для страха, потому что Господь Бог силен спасти народ Свой по любви Своей.

Д. Благие деяния Бога для Своего народа (3:18−20)

Так как народ скоро постигнет суд, Господь завершает Свою грозную речь обещанием (которое обязательно сбудется) совершить в жизни «святого остатка» радикальнейшие перемены к лучшему. Вместо поношения, на которое сетуют изгнанники, Господь приведет их в почет и именитость на всей этой земле.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: нечистому.
5  [2] — Последняя строка этого стиха не вполне понятна.
8  [3] — Друг. чтение (по LXX): как свидетель.
8  [4] — Или: огню ревности; см. примеч. «а» к 1:18.
12  [5] — Или: бедных и нищих.
14  [6] — См. примеч. к Иоиль 2:1.
17  [7] — Или: молчалива / неизменна будет любовь Его.
18  [8] — Или: прогоню от тебя тех, кто праздниками пренебрег, они отягощали тебя, как порицание.
20  [9] — Или: когда верну ваших пленных.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.