Захария 11 глава

Книга пророка Захарии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Отворяй врата свои, надменный Ливан, —

пусть пожрет огонь кедры, которыми гордился ты!

2

Рыдайте, кипарисы, ведь пали кедры уже,
погибли могучие деревья!
Рыдайте, дубы Башана:
пропала чащоба лесная!

3

Слышен плач пастухов:
лишились разом они пастбищ своих;
слышен рык львиный:
заросли при Иордане уничтожены!

4 Так сказал ГОСПОДЬ, Бог мой: «Будь пастырем овец, на заклание обреченных!
5 Кто их покупает и режет, не слышит никакого порицания; а кто продает, говорит: „Слава Богу,1 разбогател я!“ И даже пастухам их не жалко».
6 («Потому не буду и Я более проявлять жалости к жителям этой земли, — предупреждает ГОСПОДЬ. — Предам каждого из них в руки ближнего их или в руки их царя; будут они опустошать землю; но Я не стану никого избавлять от притеснителей».)
7 Так стал я пастырем овец, на заклание обреченных, самых несчастных в отаре. Взял я себе два посоха, один из которых назвал «Отрадой», а второй — «Единением», и стал пасти овец.
8 В первый же месяц избавился я от трех пастухов; ибо терпению моему пришел конец, да и они тоже не смогли более выносить меня.
9 Тогда сказал я им: «С меня довольно, не пастырь я вам больше! Кто умирает, пусть умирает, кто пропадает, пусть пропадет, а остальные — пусть поедом едят друг друга».
10 Я2 взял и сломал посох «Отрады», разрывая Завет, Союз, заключенный со всеми народами.3
11 В тот день он был расторгнут, и узнали несчастные в стаде, следившие за мной, что это ГОСПОДА было слово.
12 Я сказал им: «Если сочтете то справедливым, дайте мне заработанное мной, если же нет — себе оставьте». И отвесили они мне плату мою — тридцать сребреников.
13 ГОСПОДЬ сказал мне: «Брось их гончару4 — высокую же цену они за Меня дали!» Взял я серебро это и бросил его гончару в Доме ГОСПОДНЕМ
14 и переломил другой мой посох, посох «Единения», разорвав священные узы братства Иуды и Израиля.
15 А ГОСПОДЬ велел мне: « Пойди и опять возьми пастуший посох и сумки, но на сей раз предстань как пастух безрассудный и надменный.
16 Я попущу, чтобы в стране этой пастухом стал человек, который не станет ни заботиться о пропавших, ни разыскивать молодняк, ни лечить покалеченных и кормить здоровых не будет, зато сам будет есть мясо упитанных, одни лишь копыта их оставляя.5
17

Горе негодному пастуху,
который стадо бросает!
Меч да не пощадит его руку
и правый глаз его!
Пусть рука его правая совсем отсохнет
и правый глаз — совсем ослепнет».

Комментарии МакДональда

К. Неверные правители будут наказаны (11:1−3)

В главе 11 говорится об отвержении Мессии, разрушении римлянами Иерусалима, а также о возвышении антихриста.

Вполне возможно, что первые три стиха описывают буквальное уничтожение лесов Израиля (Ливана) на горах и в низинах. Пастухи рыдают, потому что погублены пастбища вдоль Иордана и теперь негде пасти овец. Есть также мнение, что здесь говорится об опустошении земли римлянами в 70 г. (по Р. Х.).

Л. Мессия — истинный Пастырь народа (11:4−8а)

11:4−6 Господь велит Захарии взять на себя роль пастуха, чьи овцы обречены на заклание. В данном случае пророк символизирует Господа Иисуса. Овцы (остаток иудейского народа) подвергались жестокой эксплуатации со стороны предыдущих пастухов (вождей). Однако они отвергли Истинного Пастыря, поэтому Бог решил предать грешных жителей земли в руки римского императора, которого они признают своим царем (Ин 19:15).

11:7−8а Выполняя функции пастуха, Захария взял два жезла — благодать (благоволение) и союз (узы) — которые символизируют желание Бога явить Своему народу благодать и объединить Иудею с Израилем. Чтобы успешно выполнить свою работу, Захария должен был сместить трех ложных пастырей, которые, как обычно считается, представляли три главные должности в народе: царя, священника и пророка. (Унгер, однако, предполагает, что три пастыря символизируют три категории власти иудейского государства: священники, учителя закона и городской магистрат. Он объясняет, также, что «один месяц» — это период, когда неверие евреев достигло своего апогея, т. е. непосредственно перед распятием нашего Господа вождями Израиля.)

М. Мессия отвергнут Своим народом (11:8б-14)

11:86−11 Когда народ отверг Истинного Пастыря, Он бросил их на произвол судьбы. Поэтому Захария ломает первый жезл (благоволения), аннулируя таким образом завет, который сдерживал язычников в их угнетении Божьего народа. Только бедные из овец понимали что делает Бог и почему.

11:12−13 На просьбу Захарии получить плату ему дают тридцать сребреников (выкуп за убитого быком раба). Эти деньги были брошены в дом горшечника — пророчество о поступке Иуды после того как он предал Господа.

11:14 Затем Захария преломил другой жезл (узы), что символизирует полное расторжение братства между Иудою и Израилем. Теперь среди евреев не будет единства — лишь раздор и соперничество.

Н. Бог избавит народ от лжепастыря (антихриста) (11:15−17)

Фейнберг указывает, что «век церкви» сокрыт где-то между стихами 14 и 15. Так как Израиль отверг Доброго Пастыря, Бог поставит над ними глупого пастуха. Захария разыгрывает эту ситуацию, воспользовавшись снаряжением этого негодного пастуха. Это символическое действо указывает на антихриста, который вместо того чтобы заботиться об овцах, будет их нещадно грабить и убивать. Кровожадного пастуха, однако, ждет наказание: рука его иссохнет, а правый глаз будет ослеплен в битве.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: благословен Господь.
10  [2] — В этой главе (ст. 4−14), как и в некоторых других местах, точно не известно, где пророк своими словами передает полученное им откровение, а где он воспроизводит прямую речь Господа.
10  [3] — Указание на расторжение Божественного Союза (Завета), обеспечивавшего безопасность: Господь, очевидно, удерживал другие народы от нападения на избранный Им народ (ср. Иов 5:23; Иез 34:25; Ос 2:18).
13  [4] — Или: кузнецу; друг. чтение: в сокровищницу.
16  [5] — Букв.: и копыта их отрывать.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.