Захария 13 глава

Книга пророка Захарии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В тот день для потомков дома Давида и для жителей Иерусалима откроется источник, который смоет грех и нечистоту.1
2 И в тот самый день, — это вещее слово ГОСПОДА Воинств, — Я предам забвению имена идолов на этой земле, и не вспомнят о них никогда; изгоню лжепророков2 из этой страны, и духа нечистоты здесь не будет.
3 Если же и решится кто пророчествовать, родные его, отец и мать, скажут ему: „Не жить тебе! Ты лгал, прикрываясь клятвой во имя ГОСПОДА“, — и его родные, его отец и мать, мечом сразят такого пророка.3
4 В тот день устыдится всякий лжепророк видений своих и не станет надевать на себя ради обмана одеяния пророка из грубой ткани,
5 но будет говорить: „Не пророк я, а землепашец, с юных лет имею дело с землей“.4
6 И если спросит кто: „Что за раны на груди у тебя?“,5 он ответит: „Изранили меня в доме моих друзей“».
7

«Поднимись, меч, на пастыря Моего,
на того, кто всегда со Мной, —
это слово ГОСПОДА Воинств! —
Порази пастыря,6 и разбегутся овцы стада,
и Я над малыми подниму руку.

8

И тогда на всей этой земле, —
это слово ГОСПОДНЕ, —
две трети будут истреблены, погибнут,
а треть останется.

9

Эту треть Я проведу через огонь
и очищу, как серебро очищают;
испытаю их, как золото испытывают.
Они призовут Мое имя, и Я отвечу,
скажу о них: „Вот Мой народ“,
а они отзовутся: „ГОСПОДЬ — Бог наш!“»

Комментарии МакДональда

Е. Бог даст народу возможность очистить свой грех (13:1)

Первый стих главы 13 тесно связан с предыдущей главой. После того как Бог приведет народ Иудеи и Израиля к искреннему покаянию за отвержение Мессии, последует великий день искупления в масштабе нации. Источник очищения забил ключом еще на Голгофе, но его живительными потоками еврейский народ воспользуется лишь во время Второго Пришествия.

Ж. Идолы и лжепророки будут уничтожены (13:2−6)

13:2 Земля очистится от идолов; лжепророки и нечистые духи будут истреблены.

13:3−5 По-видимому, в этих стихах описывается гнев, который падет на лжепророков в дни возрождения Израиля. Если какой-либо человек, претендуя на роль пророка, станет прорицать ложь, на него восстанут и поразят его собственные родители. В то время люди будут бояться легкомысленно называть себя пророками. Все, кого Господь на самом деле не посылал, предпочтут лучше земледелие или другое какое-нибудь занятие, согласно своей профессии.

13:6 Если кто-то встретит пророка избитого или с рубцами от нанесенных самому себе ран (практика некоторых культов), тот не признается откуда эти рубцы и ответит весьма туманно: «Меня били в доме любящих меня».

Многие благочестивые проповедники используют стих 6 по отношению к Господу Иисусу Христу, полагая, что упомянутые рубцы — следствие распятия на Голгофском кресте. Но такое толкование трудно согласовать с контекстом, который недвусмысленно указывает на лжепророков. Ревностно защищая мессианские пророчества Ветхого Завета от нападок неверующих критиков-рационалистов, мы в то же время должны внимательно следить за тем, чтобы не вырывать стихи из контекста.

Следует отметить, что даже такой консервативный исследователь Библии как Дж. Коулмен Лак признает, что речь в данном стихе идет не о Мессии: «Человек, которому задают вопрос, отрицает, что он лжепророк. Но тот, кто задает вопрос, подозревает его и упорно допрашивает. Лжепророки часто наносили себе порезы и другие раны (см. 3Цар 18:28; Иер 16:6 и т. д.).»

Дальнейший анализ некоторых нюансов в тексте также показывает преимущества «лжепророческой» версии. Переведенное с древнееврейского языка слово «руки» (см. перевод Короля Иакова) означает на самом деле предплечья. Поэтому фраза «на руках рубцы» может означать раны на груди, боках или спине, которые лжепророки часто наносили себе во время различных ритуалов. Вполне возможно, что им в этом помогали друзья (тогда лжепророк отчасти говорит правду). Кроме того, наш Господь был мучим не «в доме любящих Его», но «в доме» злейших врагов.

З. Смерть Мессии и рассеяние Израиля (13:7)

Со стиха 7 начинается раздел, который все верующие исследователи рассматривают как мессианский. По повелению Иеговы, Его меч должен подняться на Господа Иисуса. Пастырь был распят на Голгофе, а овцы-иудеи рассеялись (в таком положении они до сего дня).

И. Остаток народа обратится к Господу (13:8−9)

Так как народ отверг Господа Иисуса, две части его будут истреблены в период Великой скорби, но третья часть спасется. Этот остаток будет очищен, как переплавляют серебро и золото. Они признают, что Господь есть Бог, а Он признает их Своим народом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Покаяние, описанное в конце предыдущей главы, принесло свой «достойный плод» (см. ст. 1−6). В Иер 31:33,34 Бог обещает Израилю силу Духа Святого, способную осуществить подлинное внутреннее преобразование и привести к добровольному повиновению Закону, идущему от сердца, к живому общению с Богом, спасительному познанию Его и прощению грехов (ср. Иез 36:25; Зах 3:4,9). НЗ (Лк 22:20; 1Кор 11:25) ясно свидетельствует о том, что благословения, некогда обещанные Израилю в ВЗ, становятся достоянием Церкви Нового Завета, в которой объединены в одну семью и язычники, принявшие евангельскую весть, и духовный остаток Израиля (Рим 11:1−16).
2  [2] — Букв.: пророков; то же в ст. 4.
3  [3] — См. Втор 13:6−10.
5  [4] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: я землепашец, с юных лет человек меня купил.
6  [5] — Букв.: между руками; или: на руках.
7  [6] — Смертельный удар, пророчески предсказанный здесь, нанесен доброму Пастырю во исполнение Божественного замысла (Ис 53:10; Деян 2:23).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.