Под редакцией Кулаковых
1 Было мне слово ГОСПОДА Воинств.
2 Вот что говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Горячо возлюбил Я Сион и по великой любви к нему пылаю гневом на врагов его ».
3 Так говорит ГОСПОДЬ: «Возвращусь на Сион, буду пребывать в Иерусалиме, и станут называть этот город Градом истины,1 а гору ГОСПОДА Воинств — святой горой».
4 «Тогда, — говорит ГОСПОДЬ Воинств, — вновь смогут безмятежно сидеть на площадях Иерусалима даже те старики,2 что уже не ходят без посоха.
5 И дворы и улицы города будут усеяны играющими детьми».3
6 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «И если в те мрачные дни всё это показалось бы невозможным4 для тех немногих, кто в живых остался,5 то должно ли это невозможным быть и для Меня?» — вопрошает ГОСПОДЬ Воинств.
7 «Освобожу Я народ Мой и возвращу их из стран, что на востоке, и из тех, что на западе, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
8 Верну их назад, чтобы снова жили они в Иерусалиме; и будут все они Моим народом, а Я буду их Богом в верности Завету и праведности».
9 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Будьте мужественны6 все, кто слышал ныне слова эти из уст пророков, которые были при закладке нового Дома ГОСПОДА Воинств, при восстановлении Храма.
10 Ибо не было до сего дня у людей никакого заработка, и не было у них никакой прибыли от животных. Из-за врагов никто не мог спокойно покидать город, чтобы заниматься делами своими, потому, что Я попустил им всем жить во вражде друг с другом.
11 Но отныне иным будет отношение Мое к остатку этого народа, не таким, как прежде, — это вещее слово ГОСПОДА Воинств. —
12 Сеять будете в мирное время, и лоза принесет свой плод, земля даст урожай, и небеса ниспошлют росу — всем этим одарю Я остаток народа Моего.
13 Как вы, дом Иуды и дом Израилев, считались прежде проклятием у народов, так, когда избавлю вас, станете вы у них благословением. Не бойтесь и будьте мужественны!»
14 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Точно так, как Я некогда решил наказать вас как народ, когда отцы ваши гневили Меня, и Я не смягчал наказания,7 — говорит ГОСПОДЬ Воинств, —
15 так же ныне решил Я сотворить доброе Иерусалиму и дому Иуды. Не бойтесь!8
16 Вот как надлежит вам поступать: говорите правду друг другу, суд у городских ворот ваших вершите праведный, ведущий к миру.
17 Не замышляйте в сердцах своих зла один против другого и клятв ложных не давайте. Ненавистно Мне всё это», — говорит ГОСПОДЬ.
18 И вновь было мне слово ГОСПОДНЕ.
19 Так сказал ГОСПОДЬ Воинств: «Дни поста четвертого, пятого, седьмого и десятого месяца каждого года 9 станут для дома Иуды днями радости и ликования, в празднества светлые превратятся. Посему только истину возлюбите и мир!»
20 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: « Тогда придут в Иерусалим многие народы, жители многих городов.
21 Жители одного города придут в другой и скажут: „Почему бы и нам не пойти туда, не заручиться тоже благорасположением ГОСПОДА?! Нам надо тоже молиться ГОСПОДУ Воинств! Мы10 тоже пойдем с вами“».
22 Придут в Иерусалим многие племена, народы сильные, чтобы обратиться к ГОСПОДУ Воинств и обрести Его расположение.
23 Так говорит ГОСПОДЬ: «В те дни десять человек разноязыких, разноплеменных ухватятся за полу одежды иудея и, держась за нее, скажут: „Мы пойдем с тобой, ведь с вами, мы слышали, Бог“».
Комментарии МакДональда
Г. Третье послание (8:1−17)
Содержание послания: Господь еще изольет Свое благословение на Иудею.
8:1−5 Третье послание, адресованное делегации из Вефиля, содержит для Иудеи обетование будущих благословений. Великий гнев ждет всех врагов иудейского народа (ст. 2). Бог восстановит Иерусалим, который будет называться городом истины. Его улицы станут местом игр для отроков и отроковиц, местом отдыха для пожилых людей.
8:6−8 Это может показаться дивным такому небольшому количеству оставшегося народа, но есть ли что трудное для Бога? Он приведет изгнанников обратно в их страну, где они будут жить, и где Он будет их Богом.
Хотя эти стихи имели непосредственное значение для современников Захарии, их полное исполнение совершится в период второго пришествия Христа.
8:9−13 Господь, увещевая продолжать строительство, обращается к тем, кто слышал ободряющие пророчества Аггея и Захарии. Прежде (до того как началось восстановление храма) в стране была распространена безработица, и процветало насилие. Но теперь Бог обещает мир и благоденствие; в глазах язычников евреи станут благословением, а не проклятием.
8:14−17 Как в прежние дни неповиновения, Бог предрекал народу неминуемые бедствия, так теперь обещает соделать доброе. В свете этого Господь призывает иудеев жить в истине, справедливости и мире, избегая всего того, что Ему ненавистно — злых умыслов против ближнего и нечестности (ложных клятв).
Д. Четвертое послание (8:18−23)
Содержание послания: Дни поста в Израиле превратятся в праздники, и Иерусалим станет всемирным центром поклонения Богу.
8:18−19 Ободряя пришедшую из Вефиля делегацию, Господь обещает, что скорбные посты обратятся в радость и веселое торжество. Пост десятого месяца был установлен в память о начале осады Иерусалима (4Цар 25:1); четвертого месяца — в память о взятии города (4Цар 25:3); пятого месяца — в память о его разрушении (4Цар 25:8−10); и седьмого месяца — в память об убийстве Годолии (4Цар 25:25).
8:20−23 В заключительных стихах главы описывается картина, как многие языческие племена и сильные народы собираются со всего мира в Иерусалим, чтобы взыскать Господа Саваофа. В тот день иудеи станут источником благословений для всей земли. Обратите внимание на частое употребление в этой главе выражений «так говорит Господь» и «так говорит Господь Саваоф» (ст. 2, 3, 4, 6, 7, 9, 14, 19, 20, 23).