Землю Хадраха2 к ответу зовет ГОСПОДЬ
и Дамаск вместе с нею
(ведь око ГОСПОДА3 обращено на Сирию так же,
как и на все колена Израилевы).
То же будет и с Хаматом,
что граничит с Дамаском,
и с Тиром, и с Сидоном то же случится,
какими бы мудрыми они ни слыли.
Тир всяких укреплений себе понастроил,
серебра собрал, что пыли,
и золота — как грязи на улице.
Но всё отберет у Тира Владыка Господь,
лишит его господства на море,4
сам город их сгорит в огне.
При виде этого исполнится страха Ашкелон,
Газа сильно задрожит
и Экрон в надеждах своих посрамлен будет!
В Газе царя не станет, Ашкелон опустеет,
чужеземцы всякие заселят Ашдод.
«С гордых филистимлян Я спесь собью.
Очищу их рты от пищи кровавой,
из зубов их мерзости вырву
(и оставшиеся из них в живых
уверуют в Бога нашего);
они будут жить, как один из родов иудейских,
и жители Экрона — как евусеи.
Стан Свой разобью Я у Храма Моего,
буду защищать его от всех приходящих врагов.
Ни один угнетатель не посмеет тогда
напасть на него,
ибо глаз Я с него не сведу».
Веселись от души, дочь Сиона,
торжествуй, дочь Иерусалима!
Смотри, идет к тебе Царь твой,
праведный, дарующий спасение и кроткий,5
восседает Он на осле,
молодом осле, идущем рядом с матерью-ослицей.
«Отниму колесницы у Ефрема,
Иерусалим лишу его конницы,
и всякий лук боевой сломаю».
Мир провозгласит Он для всех народов,
владычество Его будет от моря и до моря,
от реки Евфрат и до края земли.
«А что до тебя, то пленников твоих спасу,
вытащу их из ямы безводной6 ради крови,
пролитой при заключении Союза,
Завета с тобою.
Возвращайтесь к своей твердыне,
все, кто жил надеждой в плену!
Заверяю вас ныне: всё возмещу вам вдвое!
Согну Иуду, как лук,
вместо стрелы на тетиву Ефрема положу,
и против сынов твоих, Греция,7
подниму твоих сынов, Сион,
и буду сражаться ими,8 как мечом воителя».
Явится в выси небесной ГОСПОДЬ,
стрелы Его будут сверкать, как молнии.
Затрубит Владыка ГОСПОДЬ в рог
и начнет шествие Свое в вихрях юга!
Щитом для них будет ГОСПОДЬ Воинств,
а они превозмогать, попирать будут пращников,9
с ревом на них набросятся,
будто вином опьяненные;
и прольется большая кровь, и насытятся,
словно чаша храмовая переполненная,
из которой окропляют углы у жертвенника.
В тот День ГОСПОДЬ, их Бог, спасет их,
спасет Он Свой народ как паству Свою;
как самоцветы в венце,
будут искриться и сверкать они на Его земле.
Как хороши они и как прекрасны будут!
Юноши наполнятся силой, как зерно наливается,
девушки — как вино молодое.
V. ПЕРВАЯ РЕЧЬ — ПРОРОЧЕСТВО О ПЕРВОМ ПРИШЕСТВИИ МЕССИИ (Гл. 9−11)
Оставшиеся главы книги составляют две группы пророчеств — первая (Гл. 9−11) касается первого пришествия Мессии, а вторая (Гл. 12−14) повествует о Его втором пришествии во славе.
A. Суд над языческими народами (9:1−8)
9:1−7 В главе 9 провозглашается Божий суд над Сирией (Хадрах, Дамаск, Емаф — ст. 1, 2а), Тиром, Сидоном (ст. 2б-4) и Филистией (Аскалон, Газа, Екрон, Азот — ст. 5−7). Тир гордится своими богатствами и неприступным городом-крепостью, но Господь поразит его в море. Города филистимские придут в отчаяние, увидев падение Тира — они так уповали на его неприступность!
Бог очистит филистимлян от идолопоклонства, их племя присоединится к Израилю. Екрон будет как Иевусей в том смысле, что жители этого города, смешавшись с израильским народом, превратятся в мирных и верных граждан.
9:8 Иноземные захватчики больше не будут угрожать ни храму, ни народу. Фактически, пророчества в стихах 1−8 исполнились во время покорения этих языческих народов Александром Македонским (см. упоминание о Греции в ст. 13).
Б. Первый приход Мессии на Сион (9:9)
Далее Божьему народу дано воодушевляющее обетование о грядущем Мессии (Царе). В стихе 9 описано Его первое пришествие — в кротком явлении благодати, на ослице. И Матфей (автор самого «еврейского» из четырех евангелий), и Иоанн (автор самого универсального из них) цитируют этот стих, описывая так называемый «триумфальный въезд» Господа нашего в Иерусалим.
B. Разоружение и мир на всей земле во время второго пришествия Христа (9:10)
Стих 10 однако, указывает на второе пришествия Христа, Который придет в могуществе и славе. Уничтожено будет всякое оружие, и Христос будет править «от моря до моря и от реки до концов земли» (цитата из Пс 71:8). Нынешняя «эра благодати» сокрыта где-то между стихами 9 и 10.
Г. Возвращение изгнанников в Иерусалим (9:11−12)
«Кровь завета» — это кровь, которой скрепляется завет. Данное выражение может иметь отношение к завету Десятисловия (Исх 24:8), завету владения землей (Втор 30:1−10), завету Давида (2Цар 7:4−17) или «общему завету» Иеговы (Его отношениям) с Израилем.
Плененные израильтяне будут освобождены изо рва (в котором нет воды) чужих стран и возвращены на твердыню, т. е. в Иерусалим, Палестину или к Самому Богу.
Д. Победа Израиля над Грецией (9:13)
В тот день Иуда и Израиль (Ефрем) станут воинствующей нацией, которая подчинит многие народы, в том числе и Грецию (Ионию). Хотя это пророчество частично исполнилось в период Маккавейских войн (175−163 гг. до Р. Х.), оно также предвосхищает эсхатологическое возрождение Израиля, когда окончатся дни его рассеяния.
Е. Иегова явит силу, чтобы защитить Свой народ (9:14−17)
Один неизвестный комментатор ярко описал масштабы «священной войны» последнего времени:
«Божьи победители не только досыта напьются крови своих побежденных врагов и будут подобны наполненным жертвенной кровью чашам (из которых окроплялись бока жертвенника и его рога) — они придут к славной победе, обрызганные кровью подобно углам жертвенника.» Меррил Унгер указывает на разительный контраст между Израилем и его врагами:
«Явно противопоставляя Израиль его врагам, которые в предыдущем стихе уподобляются попираемым (букв. в грязи) пращным камням, Захария сравнивает победоносных сынов Сиона (спасенный остаток) с драгоценными камнями венца, сияющего в земле Господа. Очевидно, здесь говорится о награде для сохранивших верность мучеников и храбрых святых Израиля, которые вступают в царство Мессии.»